Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является анализ проблемы терроризма на Северном Кавказе.
Исходя из цели работы ставились и решались соответствующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность и типологию терроризма;
- охарактеризовать проблемы и трудности борьбы с терроризмом;
- изучить сущность и этапы распространения экстремизма и терроризма на Северном Кавказе;
- выявить меры по профилактике экстремизма и терроризма на Северном Кавказе.
Введение 3
1. Политические конфликты и терроризм 5
1.1 Сущность и типология терроризма 5
1.2 Проблемы и трудности борьбы с терроризмом 13
2. Сущность и профилактика экстремизма и терроризма на Северном Кавказе 19
2.1 Сущность и этапы распространения экстремизма и терроризма на Северном Кавказе 19
2.2 Профилактика экстремизма и терроризма на Северном Кавказе 25
Заключение 28
Список литературы 31
На Северный Кавказ экстремизм и терроризм в религиозно-политической форме начинает активно проникать около двадцати лет тому назад [3; 115]. Одним из важных факторов геополитического характера распространения исламского радикализма на Северном Кавказе является разносторонняя поддержка их деятельности извне многочисленными международными радикальными исламскими центрами, зарубежными культурно-просветительскими и благотворительными организациями.
Так, с конца 80-х — до 1999 г. на Северном Кавказе действовали филиалы международных благотворительных, просветительских, культурных организаций, таких, как Международная исламская организация «Спасение» (МИОС), «Беневоленс Интернешнл Фаундейшн»» (БИФ, штаб-квартира расположена в г. Чикаго, США), «Джамаат Ихья Ат-Турас Аль-Ислами» (штаб-квартира в Кувейте), «Лашкар Тайба» (штаб-квартира в Пакистане), «Аль-Хайрия», «Аль-Харамейн» («AL-Haramein Foundation» (образовательный центр в США), «Катар» (штаб квартира в Катаре), «Икраа» (штаб-квартира в Джидде (КСА), «Ибрагим бен Ибрагим» (штаб-квартира в Джидде (КСА) и др., финансируемых и направляемых Саудовской Аравией, Пакистаном, Кувейтом. Для них характерны практически открытая пропаганда панисламистских идей объединения всех мусульман региона для вытеснения России с Северного Кавказа, создания в северокавказском регионе исламского государства. По решению северокавказских судов в 1999-2000 гг. все они за активную поддержку, в том числе и финансирование исламских радикальных группировок и организаций, были закрыты [18].
Исламские радикальные структуры в Южном федеральном округе тесно связаны с радикальными исламистскими организациями за рубежом, за которыми просматриваются геополитические интересы, как государств исламского мира, так и ряда западных держав. Специальные службы и неправительственные организации этих стран стремятся обеспечить благоприятные условия для оказания выгодного им воздействия на развитие политической, экономической и религиозной ситуации в регионе в целом. Они рассматривают Северный Кавказ в качестве плацдарма для утверждения своего духовного и политического влияния и в других мусульманских регионах России [1; 11].
Привнесенный в нашу страну с конца 80-х гг. XX в. при мощной финансовой и организационной поддержке из-за рубежа идеология религиозно-политического экстремизма стала агрессивной идеологией, питающей идеи радикального национализма и сепаратизма для целей, далеких от нужд абсолютного большинства населения Юга России.
Экстремизм и терроризм, как дестабилизирующие факторы порождает следующую систему рисков на Северном Кавказе и в РФ: внутриконфессиональные конфликты из-за конкуренции между исламскими группами, сектами; «диктатуру шариата» и распространение практики организованного социального насилия; превращение исламистских структур в инструмент вооруженного давления на правительство; воспитание у населения сектантской нетерпимости к «иному», антигосударственных, антироссийских, сепаратистских настроений.
Для предотвращения этих явлений необходимо твердое, но, в то же время, хорошо выверенное государственное регулирование хода исламизации на местном уровне, в том числе путем тесного взаимодействия властей и традиционных структур самоуправления — «джамаатов».
Первый этап распространения экстремизма и терроризма в России, на Северном Кавказе в религиозно-политической форме ваххабизма происходил еще в конце XIX — начале XX вв. Это происходило через религиозных мусульманских деятелей, выезжавших на паломничество в Саудовскую Аравию, и с другой стороны, через арабских миссионеров, приезжающих на Северный Кавказ. До настоящего времени потомки тех миссионеров живут на территории Чечни и Ингушетии. Однако широкого распространения идеология ваххабизма на Северном Кавказе в начале ХХ в. не получила.
Второй этап распространения религиозно-политического экстремизма и терроризма в России охватывает время с конца XX — по настоящее время [2; 27].
В свою очередь, этот этап истории религиозно-политического экстремизма в России, на Северном Кавказе можно условно разделить на четыре периода. Первый период — с конца 80-х — до середины 90-х годов ХХ века можно охарактеризовать как латентное противостояние между сторонниками религиозно-политического экстремизма и традиционного ислама, которое не выходило за рамки дискуссий и касалось в основном религиозной догматики. В этот период происходит организационное оформление религиозно-политического движения, создаются партии (Исламская партия возрождения), организации (религиозно-политические, ваххабитские джамааты).
На втором периоде — середина 1990-х годов — до конца 1997 года — противостояние приобретает открытые формы, с обеих сторон звучат призывы к насилию и в ряде городов и районов Северного Кавказа происходят столкновения между сторонниками традиционного ислама и религиозно-политического экстремизма, в том числе и с применением оружия. Важно отметить, что официальные власти попытались урегулировать конфликт лишь в конце второго периода, пытаясь вначале мирном путем разрешить ситуацию. Проводимая государственными и муниципальными органами власти политика открытой поддержки Духовных управлений мусульман субъектов Северного Кавказа, представителей традиционного ислама в регионе, которые в абсолютной своей массе не восприняли религиозно-политическую экстремистскую идеологию, окончательно определило непримиримость экстремистской оппозиции в отношении государственной власти. Таким образом, начавшись как религиозный, конфликт лишь впоследствии перешел и в политическую плоскость, выразившись в попытке свержения государственного строя.
Третий период — переселение с конца 1997 года в Чечню религиозно-политической экстремистской оппозиции и вооруженное вторжение международных бандформирований в Дагестан в августе-сентябре 1999 года. В результате всенародного вооруженного отпора международные бандформирования были разгромлены. Был ликвидирован анклав религиозно-политических экстремистов в Карамахинской зоне Буйнакского района. 19 сентября 1999 г. был принят Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремисткой деятельности на территории Республики Дагестан», запретившей пропаганду идеологии и практику ваххабизма в республики. Аналогичные законы были приняты в Ингушетии и Карачаево-Черкессии. Начался процесс восстановления конституционного порядка на территории Чечни.
Четвертый период начинается с 2000 года и продолжается по настоящее время. За это время легальные религиозно-политические экстремистские структуры в России были ликвидированы. Были закрыты филиалы многочисленных исламских международных благотворительных фондов, которые, по данным правоохранительных органов, оказывали значительную финансовую, материальную, организационную помощь религиозно-политическим экстремистским структурам на Северном Кавказе. Представители экстремизма и терроризма перешли к нелегальной деятельности. В последние годы на всей территории Северного Кавказа, России их структуры перешли к тактике «слепого» террора, в результате которого гибнут не только представители государственных и муниципальных органов власти, правоохранительных органов, но и простые граждане. Так, по данным правоохранительных органов РД, за период с 1999 г. по настоящее время при исполнении служебного долга погибло более 250 сотрудников дагестанской милиции и более 450 получили боевые ранения. Кроме того, в результате терактов от рук бандитов погибло более ста мирных жителей и около трехсот получили ранения.
Только в 2007 году в Республике Дагестан в ходе проведенных контртеррористических операций ликвидировано 53, задержано 77 членов бандподполья и их пособников, уничтожено 30 схронов с оружием и другим военным снаряжением. В 2008 году уничтожены 65 экстремистов, террористов [18].
В целом на достаточно активное распространение на Северном Кавказе идеологии исламского радикализма, религиозно-политического экстремизма существенное влияние оказали следующие условия: социально-экономический кризис, приведший к обнищанию широких масс; идеологический, духовно-нравственный и политический кризис; обострение межнациональных отношений; криминализация различных сторон жизни, коррупция, организованная преступность; неопределенность политики федерального Центра в отношении региона и отдельных субъектов; геополитические трансформации в регионе; низкий авторитет местного духовенства.
Анализ процессов, связанных с политизацией ислама на постсоветском пространстве, позволяет выделить три основных сценария развития ситуации: кланово-региональный (Таджикистан); властно-оппозиционный (Узбекистан, Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария); сценарий вовлечения во внешний конфликт (Кыргызстан).
При властно-оппозиционном сценарии политизации ислама это вероучение выступает как одна из форм антигосударственных, антирежимных настроений. Данный сценарий отчетливо проглядывается в крайне оппозиционной деятельности религиозно-политического экстремистского террористического движения в субъектах Северного Кавказа, главная цель которого — свергнуть конституционную власть. Здесь исламские лозунги были выдвинуты в качестве средства политической борьбы, но, встретив жесткое давление со стороны официальной власти, были вынуждены уйти в подполье. Не имея никаких шансов и желания участвовать в открытой политической борьбе за власть, религиозно-политическое экстремистское движение выбрало крайнюю меру политической борьбы — террор.
Подходящей идеологической почвой для религиозно-политической оппозиции оказался ислам, а единственным методом борьбы за власть — экстремизм и террор.
Среди исламских радикалов можно выделить несколько групп — идеологов, учителей-наставников, организаторов, полевых командиров, финансистов и рядовых членов. Такие исламские радикалы, как Шамиль Басаев, Хаттаб, Мовлади Удугов, Зелимхан Яндарбиев, Муса Мукожев, Анзор Астемиров, Багаутдин Магомедов, Раппани Халилов, Ясин Расулов, Расул Макашарипов и другие сыграли негативную роль в мобилизации религиозно-политического экстремизма и терроризма на Юге России. Религиозно-политический экстремизм не однороден — существуют три направления: умеренное, радикальное и ультрарадикальное. Если с двумя первыми течениями можно найти консенсус, то представители третьего направления не идут на компромиссы. Против них следует использовать всю силу закона.
Проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму остаются актуальным для республик Северного Кавказа, других регионов традиционного распространения ислама в нашей стране [18].
За последние 20 лет государственные и муниципальные органы власти, правоохранительные органы северокавказского региона накопили большой положительный опыт противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму.
Большую работу по идеологическому противодействию исламскому радикализму в регионе ведут представители религиозных организаций, ученые, представители различных партий и общественных объединений. В администрациях городов и районов многих республик Северного Кавказа работают антитеррористические комиссии и комиссии по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму. На территории северокавказского региона по мере возможности контролируется реализация печатной, аудио-видео-продукции, способствующей активизации идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма.
Требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Как показывает анализ международного и национального опыта по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму, то наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы [18].
Считаем, что государственным органам Российской Федерации, Южного Федерального округа необходимо разработать комплексную систему противодействия религиозно-политическому экстремизму, направленному на подрыв безопасности субъектов региона, возбуждение социальной, религиозной, национальной розни, ненависти и вражды. Органам государственной власти, муниципальных образований следует уделять особое внимание воспитанию населения в духе этноконфессиональной толерантности, неприятия идеологии экстремизма и терроризма.
Государственным органам, общественным и религиозным организациям Северного Кавказа, Южного Федерального округа необходимо выработать комплексную программу мер, направленных на достижение этноконфессиональной толерантности, как основы межэтнического и межрелигиозного общения и согласия, сохранение и укрепление этноконфессионального пространства ЮФО, мирного сосуществования и сотрудничества различных народов и конфессий в рамках единого территориального и религиозного пространства Южного Федерального округа, Российской Федерации.
В самом общем смысле террор означает применение насилия для того, чтобы вызвать чувство страха у отдельных людей и групп, против которых такое насилие направлено. Террор может быть индивидуальным, но может быть и массовым как по числу жертв, так и по числу исполнителей. Террор может быть организованным, когда его осуществляет террористическая организация, партия пли государство, но может быть стихийным, спонтанным, например, спровоцированное каким-либо инцидентом массовое уничтожение в условиях внутриполитических конфликтов представителей той или иной этнической, религиозной группы или сторонников определенной политической партии, общественного движения.
Основаниями для выделения типов терроризма могут быть различные факторы. С точки зрения пространства, в котором совершаются террористические акции, терроризм может быть наземным, морским и воздушным. В зависимости от того, какие политические цели ставят террористы и чем они оправдывают собственную деятельность, терроризм делится на левый (революционный) и правый, религиозный и этнический. В зависимости от того, на какой территории совершаются террористические акты, выделяют внутригосударственный терроризм и международный. Если в качестве субъекта террористической деятельности выступает само государство, речь идет о государственном терроризме. Относительно новое явление — уголовным терроризм, который сегодня демонстрирует тенденцию к политизации.