Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 23:13, курсовая работа
Весьма интересными сегодня представляются вопросы гендерного порядка на семейно-бытовом уровне. Поэтому цель курсовой работы – охарактеризовать социальную роль супругов в современной белорусской семье. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность проблем гендерного порядка;
- определить степень распределения власти между супругами в семье;
- проанализировать гендерные аспекты распределения домашних обязанностей супругов;
- рассмотреть гендерную дифференциацию в процессе воспитания детей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ПОРЯДКА……………………………...6
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ
В СЕМЬЕ……………………………………………………………………………10
ГЛАВА 3. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ДОМАШНИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ…………………………………………………17
ГЛАВА 4. ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ …………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………28
Посмотрим, как влияет участие мужей в домашних работах на степень удовлетворённости супружеской жизнью. На рисунке 7 (см. Приложение 7) степень этого влияния хорошо видна на примере уборки квартир.
Женщины участие своих мужей в уборке квартиры воспринимают однозначно положительно. Уровень их удовлетворённости браком возрастает прямо пропорционально степени участия «благоверных» в уборке квартиры: с 18% в том случае, если эта обязанность лежит исключительно на них, до 50% в ситуации мужского определяющего влияния в этом деле [14, с. 87].
Неопределёнными домашними функциями, в осуществлении которых мужчины отмечают преобладание своих заслуг, а женщины считают свой вклад больше, являются уход за хозяйственными животными, забота о собаках и физические наказания детей.
В нынешних условиях, когда патриархальная организация семейной жизни постепенно себя изживает, а матриархальная по разным причинам еще не утвердилась, все больше распространяется так называемый «супружеский» тип семьи. В контексте анализируемой здесь проблемы распределения хозяйственно-бытовых обязанностей супружеский тип семьи характеризуется совместным трудом супругов по дому. В связи с этим в результатах опроса по данной проблеме проявилась довольно устойчивая закономерность, практически не имеющая исключений. Если сравнивать структуру распределения домашних дел в удачных и неудачных семьях, то они отличаются только долями супругов, вместе выполняющими те или иные бытовые функции [3, с. 41].
Так, в целом, довольные своими отношениями супруги в три раза чаще, чем семейные неудачники, вместе убирают квартиру, готовят с детьми школьные задания, совершают покупки продуктов и предметов обихода, в два раза чаще вместе моют посуду и пол, стирают белье, совершают прогулки с детьми и проверяют выполнение ими домашних заданий. При том, что основной груз бытовых забот в счастливых семьях лежит все же на женских плечах, за исключением ремонтных работ в квартире, спортивных занятий с детьми и ухода за животными хозяйственного назначения. На основании этих данных и жизненного опыта молодого поколения можно заключить, что совместные труды супругов на хозяйственно-бытовом поприще укрепляют семью и повышают супружескую самооценку, особенно в глазах женщины [1, с. 31].
Завершим социологическое описание бытовой сферы жизнедеятельности современной женщины анализом интенсивности пользования ими бытовыми услугами, предлагаемыми нашим сервисом. Пользуются услугами прачечной хотя бы один раз в год всего лишь одна из десяти (11,9%) женщин, а систематически, не менее одного раза в месяц – только 4,6%. Мужчины в прачечную тоже ходят, но в два раза реже. К услугам химчистки хотя бы один раз в год прибегает каждая четвертая (25,7%) женщина и лишь один из каждого десятка (11,9%) мужчин. Пользоваться услугами ателье по ремонту обуви как минимум несколько раз в год приходится 70,4% женщин и 38,9% мужчин.
Парикмахерскую посещают каждый месяц 30% женщин и треть (36,7%) мужчин; немного реже, несколько раз в год еще 42,3% представительниц прекрасного пола и 25,9% желающих хоть немного приблизиться к ним хотя бы по виду мужчин.
И, наконец, услугами ателье индивидуального пошива хотя бы раз в год пользуется почти пятая часть (18,9%) женщин и 14% мужчин [2, с. 119].
Таким образом, раздражающим фактором супружеских отношений является то, что, судя по результатам опроса, структура домашних обязанностей по-прежнему фактически закреплена за разными полами, однако воспринимается такое закрепление уже не как само собой разумеющееся социальное установление, а как эксплуатация одного пола другим. Представители сильного и прекрасного полов при распределении хозяйственно-бытовых работ исходят, порою, из различных оснований. Женщины находят аргументы новой передела хозяйственных обязанностей в прогрессивных произведениях литературы, кинематографа и телевидения. А мужчины кивают на традицию и их собственный детский опыт жизни в родительской, как правило, патриархальной семье.
ГЛАВА 5
ГЕНДЕРНАЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ
Выделяется ряд проблем социализации подрастающего поколения в семье, связанных прежде всего с традиционными моделями, принятыми в обществе. В частности, воспитание детей преимущественно матерью (это касается не только неполных семей, но и тех, в которых оба супруга проживают совместно) едва ли может в полной степени подготовить ребенка к взрослой жизни. Доказано, «что с целью успешной половой идентификации мальчика, т.е. развития его по мужскому типу, необходимо широкое и продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, чтобы мальчик осваивал именно мужские формы поведения и способы решения проблем. Сексуальность сына и его последующее отношение к женщине закладывается в первую очередь отцом. Подросток формируется как член общества благодаря положительному влиянию отца. Именно отец стимулирует в сыне формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность» [СНСОКА]. При этом влияние отца в значительной степени сказывается не только на дальнейшей судьбе мальчиков, но и девочек. «Отец формирует в своей дочери уверенность в себе как женщине. Установка на стабильную семью формируется у девочек, в семьях которых родители также смогли создать стабильную семью, основанную на любви отца к матери. В поиске своего близкого человека девушки из таких семей будут ориентироваться прежде всего на то, чтобы молодой человек проявлял к ним истинные любовные чувства. Чувство долга и ответственности перед своей семьей и детьми формируется у дочери именно отцом (или другим мужчиной, который живет в семье)». Отстранение отца от воспитания детей в семье может иметь множество негативных последствий, в том числе отсутствие у них математических и технических способностей, несклонность к логическому анализу [23, с. 6].
Семье принадлежит приоритетное значение в полоролевой социализации ребенка, который следует примеру родителей, «впитывает» стиль их взаимоотношений, отношения трудового сотрудничества друг с другом, с детьми. Необходимо учитывать, что в современной жизни человеку недостаточно иметь только мужские или женские качества. Резкое распределение ролей ведет к дискриминации по половому признаку, нередко нарушает семейные отношения. Поэтому нет ничего плохого, если мама учит сына хозяйственным умениям, а девочка помогает папе чинить скамейку в саду, красит забор. Мальчику иногда надо быть нежным и чувствительным, а девочке — твердой и решительной.
Ученые выделяют пять основных групп методов воспитания: устные наставления (беседы, нотации, реплики, окрики, советы, запреты и т.д.); письменные наставления (книги, брошюры, письма, записки, газеты и т.д.); средства кино и телевидения; личный пример; собственный опыт. Действенность этих методов зависит от различных факторов, но наиболее эффективными являются два последних — личный пример и собственный опыт [22, с. 22].
Половое воспитание девушки преследует одну цель — воспитать готовую к семейной жизни женщину. Это значит, что она должна своевременно осознать себя представительницей женского пола, освоить навыки гигиены, уметь адекватно вести себя с представителями противоположного пола в детском, подростковом, юношеском возрасте и когда станет взрослой.
Девочкам по мере их взросления необходимо прививать чувство собственного достоинства, чувства девичьей чести и стыдливости. Всё это довольно сложные понятия, не всегда однозначные и поддающиеся дозировке.
Очень важный момент в семейном полоролевом воспитании – своевременное сообщение нужной информации о гигиене своего пола и привитие необходимых гигиенических навыков. Девушки в половом отношении созревают несколько раньше своих сверстников, а потому и тянутся в основном к юношам старше себя. В ряде случаев это приводит к нежелательным последствиям, таким, например, как употребление спиртных напитков и курение. В понятие «полоролевое воспитание» применительно к девушкам входит также профилактика многих инфекционных заболеваний. Ведь они — будущие матери, и поэтому беседы с ними должны вестись с детства [11, с. 128].
Ни родителям, ни учителям, ни другим взрослым не надо уклоняться от сексуального воспитания девочки-подростка. Чем больше внимания будет уделяться ей в детстве и отрочестве, тем больше шансов, что ее семейная жизнь в последующем будет благополучной. При правильном половом воспитании девочкам свойственны естественные, доброжелательные, лишенные болезненной настороженности отношения к мальчикам, способность дружить с ними, общаться, учиться.
Необходимость правильного полоролевого воспитания мальчиков остро ощущается в подростковом возрасте. С 13-14 лет они становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в большинстве случаев пределом их мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается.
Правильное отношение к женскому полу должно закладываться с самого детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. С одной стороны, оно настолько многогранно, а с другой — связано с иными аспектами воспитания, что можно сказать, воспитан ли тот или иной человек всего по одной характеристике — как он разговаривает с женщиной [22, с. 23].
При полоролевом воспитании юношей и девушек стоит обращать внимание и на выработку правил поведения в браке, в том числе и в период интимной близости. Ведь в семьях, где оба супруга правильно воспитаны в сексуальном отношении, при прочих равных условиях любовь сохранится дольше, а ссор и разводов будет меньше, чем в тех, где при воспитании молодых людей сексуальной грамотности внимания не уделялось. Конечно, если многое в полоролевом воспитании упущено, то это еще не значит, что потеряно. Многое будет зависеть от самого человека. Никогда не поздно учиться или исправить свои ошибки. Но если это не удастся, то остается сделать так, чтобы аналогичных пробелов в воспитании не осталось у детей [22, с. 23].
Активное участие мужчины в жизни ребенка формирует у него следующие социально значимые качества: альтруизм, дисциплинированность, общительность, обязательность, открытость, отсутствие боязни незнакомых людей, психологическую стабильность, уверенность в себе, чувство долга. Мальчики, лишенные внимания отца, испытывают сложности в формировании внутреннего образа мужчины; им приходится искать образец для подражания в ближайшем окружении либо на стороне. Имеющийся дефицит маскулинных образцов в семье со временем чаще усугубляется, нежели восполняется в детских дошкольных учреждениях, в школе, что представляет достаточно серьезную проблему, которая может быть частично решена посредством привлечения мужчин-педагогов, военных, сотрудников правоохранительных органов, подразделений МЧС для занятий с детьми [21, с. 12].
Итак, полоролевое воспитание в рамках семьи – это комплекс мероприятий, направленных на создание четкого стереотипа поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Однако направленность такого воспитания, его содержание обусловливаются ситуациями, задачами, условиями, поэтому человек может быть воспитан в одном, трех, десяти и более направлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, гедерный порядок – исторически заданные образцы властных отношений между мужчинами и женщинами, который складывается в определенных обществах на институциональном, идеологическом, символическом и повседневном уровне. Конкретные гендерные практики складываются в относительно автономных сферах жизни. Следовательно, гендерный порядок рассматривается учеными как совокупность гендерных устоев, предписывающих различные гендерные роли и статусы разным сферам общественной и приватной жизни.
Анализируя результаты опроса, можно выделить сферы мужского соционормативного доминирования и сферы более или менее определенного женского доминирования. К первой группе (зона мужского доминирования) общественное мнение относит политику и государственное управление (вообще руководящую деятельность), «крупный» бизнес и такую, например, отрасль труда, как тяжелая промышленность, а также научную деятельность и сексуальные отношения. Преимущественно «женскими» общество считает легкую промышленность, кулинарию, медицину, педагогику, искусство. «Спорными территориями» мужского и женского влияния, где чаще всего и возникают проблемы гендерного неравенства, оказались «малый» бизнес, исполнительские виды труда, и – в наиболее острой форме – сфера семейно-брачных отношений. Вместе с тем приведенные здесь данные позволяют сделать вывод о том, что управленческие и политические притязания современных белорусских женщин уже почти сравнялись с властными амбициями мужчин.
Сделан вывод о том, что чувство неудовлетворенности женщины своим общественным положением очень тесно сопрягается, во-первых, с потребностью наиболее активных женщин обеспечить собственное доминирование, и во-вторых, с проблематичными семейно-брачными отношениями. Второй фактор имеет особую значимость, учитывая уровень конфликтогенности нынешних семей.
На фоне приведенных выше данных следует все же подчеркнуть первичный (и исторически, и функционально) характер семейно-супружеской сферы жизни людей по отношению к внесемейному, общественному сектору. Попытки на социальном или индивидуальном уровне перенести центр тяжести личной, особенно женской, судьбы с семьи на общественное поприще чревато обострением и расширением проблемной зоны современной женщины. Стимулируя общественную роль женщины в современном обществе необходимо отдавать себе отчет в том, что центром самореализации женщины всё-таки и сегодня в подавляющем большинстве случаев остаётся сфера семейно-брачных отношений.
Одним из важных условий гендерной социализации в семье является ориентация обоих родителей на партнерские взаимоотношения в воспитании детей. Роли супругов в семье различны по своему характеру: мужская (инструментальная) состоит в добывании материальных благ, женская (экспрессивная) — создании уюта и благоприятного микроклимата в семье. При рождении малыша это символическое разделение сохраняется: отец чаще всего участвует в воспитании посредством создания материальной базы для развития ребенка, обеспечивает ему возможность получить качественное образование, в то время как мать непосредственно заботится о детях и воспитывает их. Различия в роли матери и отца проявляются в их ответственности за ребенка, поведении в гендерно-типичной манере, различии моделей взаимоотношений с дочерью и сыном; усилении или ослаблении половой конвергенции с растущим человеком. По степени вовлеченности родителей в процесс воспитания ребенка выделяются три типа взаимоотношений: взаимодействие (прямые контакты с ребенком, ежедневные действия по заботе о нем и управление его активностью); присутствие (наблюдение за ребенком без контактов и взаимодействия с ним); ответственность (родитель вселяет уверенность в ребенка, мобилизует его внутренние ресурсы, заботится о его здоровье).