Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 09:25, контрольная работа
Целью нашего исследования стало изучение общественного мнения по проблемам и перспективам института образования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам и перспективам института образования в современном обществе.
Разработать вопросник для оценки проблем и перспектив института образования в современном обществе.
Провести интервью по разработанному вопроснику.
Провести анализ полученных результатов исследования.
Сделать выводы по результатам исследования.
Введение………………………………………………………………….……
3
Глава 1.
Проблемы и перспективы института образования………………
5
Глава 2.
Исследование проблем и перспектив института образования в современном обществе…………………………………………….
16
Глава 3.
Анализ полученных результатов исследования проблем и перспектив института образования в современном обществ…...
19
Заключение…………………………………………………………………….
22
Список использованной литературы………………………………………...
23
Приложение……………………………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. |
Проблемы и перспективы института образования……………… |
5 |
Глава 2. |
Исследование
проблем и перспектив института
образования в современном обществе…………………… |
16 |
Глава 3. |
Анализ полученных результатов исследования проблем и перспектив института образования в современном обществ…... |
19 |
Заключение…………………………………………………… |
22 | |
Список использованной литературы………………………………………... |
23 | |
Приложение…………………………………………………… |
24 |
Введение
Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.
Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства. Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества.
Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование - это система проектирования будущего.
Большинство социологов и других исследователей отмечают, что институт образования в России имеет массу проблем на разных своих этапах. Некоторые же ученые считают, что образование в России переживает свой кризис.
Именно поэтому целью нашего исследования стало изучение общественного мнения по проблемам и перспективам института образования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования стали респонденты мужского и женского пола в возрасте от 18 до 25 лет.
Глава 1. Проблемы
и перспективы института
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность [6, с.34].
Каждый социальный институт
имеет как специфические
* установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;
* символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни;
* утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;
* кодекс устный и письменный - правили учащихся;
* идеология - академическая
свобода, прогрессивное
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности [4, с.66].
Система образования включает ряд звеньев:
Основная функция образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности [4, с.97].
Можно выделить и другие функции образования:
В современном мире, как и в современной России, существует несколько видов образования. Это массовое и элитарное образование, государственное и частное. Рассмотрим их более подробно.
В настоящее
время существует три качественно
различных подхода к
Согласно одному
из вариантов интерпретации «
В качестве второго варианта предлагается такой тип учебного заведения обозначать как «элитный», а уровень получаемого образования как «элитарный». В свою очередь каждое элитное заведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеет свою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определением термина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей, предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подхода практически устраняется из употребления понятие «элитное образование» и полностью замещается понятием «элитарное образование».
Согласно третьей точке зрения «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» трактуется как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения [9, с.141-143].
Элитарное образование предполагает
привилегированный вариант
Характерно, что исторический опыт многих стран, в том числе и России, показывает, что качественный разрыв уровня духовной культуры и образованности элитных и эгалитарных слоев способен повлечь за собой замедление темпов развития страны и породить угрозу социальных потрясений [1, с.55].
К частным школам
сегодня относятся
Частные школы бывают: российские и зарубежные; светские и с религиозным уклоном; с разными образовательными системами; с разной системой оплаты.
Можно отметить несколько «плюсов» частных школ:
- Первый и, возможно, главный
плюс частного образования - это
индивидуальный подход к
- В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.
- Еще один плюс - комфортные условия
(удобная мебель, хорошее питание),
организация распорядка
- В частной школе решается
проблема материального
- Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй - с 4-5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно [8, с.121-123].
Но также стоит отметить и «минусы» частного образования:
- Качество образования в
Информация о работе Проблемы и перспективы института образования