Проблемы и перспективы института образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение общественного мнения по проблемам и перспективам института образования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам и перспективам института образования в современном обществе.
Разработать вопросник для оценки проблем и перспектив института образования в современном обществе.
Провести интервью по разработанному вопроснику.
Провести анализ полученных результатов исследования.
Сделать выводы по результатам исследования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……

3
Глава 1.

Проблемы и перспективы института образования………………

5
Глава 2.

Исследование проблем и перспектив института образования в современном обществе…………………………………………….


16
Глава 3.

Анализ полученных результатов исследования проблем и перспектив института образования в современном обществ…...


19
Заключение…………………………………………………………………….

22
Список использованной литературы………………………………………...

23
Приложение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….……

3

Глава 1.

Проблемы и перспективы института образования………………

5

Глава 2.

Исследование  проблем и перспектив института  образования  в современном обществе…………………………………………….

 

16

Глава 3.

Анализ полученных результатов исследования проблем и перспектив института образования в современном обществ…...

 

19

Заключение…………………………………………………………………….

22

Список использованной литературы………………………………………...

23

Приложение……………………………………………………………………

24


 

Введение

Социология  образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем.

Нормальное  функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства. Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества.

Образование как  система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и  преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование - это система проектирования будущего. 

Большинство социологов и других исследователей отмечают, что институт образования в России имеет массу проблем на разных своих этапах. Некоторые же ученые считают, что образование в России переживает свой кризис.

Именно поэтому целью нашего исследования стало изучение общественного мнения по проблемам и перспективам института образования.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам и перспективам института образования в современном обществе.
  2. Разработать вопросник для оценки проблем и перспектив института образования в современном обществе.
  3. Провести интервью по разработанному вопроснику.
  4. Провести анализ полученных результатов исследования.
  5. Сделать выводы по результатам исследования.

Объектом исследования стали респонденты мужского и женского пола в возрасте от 18 до 25 лет.

 

 

Глава 1. Проблемы и перспективы института образования

Социальный  институт - это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность [6, с.34]. 

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими  институтами. Признаками института  образования являются:

* установки и образцы  поведения - любовь к знаниям,  посещаемость;

* символические культурные  признаки - школьная эмблема, школьные  песни;

* утилитарные культурные  черты - классы, библиотеки, стадионы;

* кодекс устный и письменный - правили учащихся;

* идеология - академическая  свобода, прогрессивное образование,  равенство при обучении [9, с. 54-56].

Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов  можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности [4, с.66].

Система образования включает ряд звеньев:

  1. Систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни [5, с.87-88].
  2. В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий [11, с.121-122].
  3. Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем [12, с 141].

Основная функция  образования — передавать ценности господствующей культуры. Образовательные учреждения выполняют функцию социализации. Образовательные учреждения являются также и средством социального контроля. Образование выполняет также и стратификационную функцию: распределяет людей по социальным статусам в соответствии с их достоинствами. Образовательные учреждения способствуют созданию равных возможностей и благоприятных условий для восходящей мобильности [4, с.97].

Можно выделить и другие функции образования:

  1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральныхценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным 
    профессиям).
  2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
  3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся.
  4. Социальное и культурное изменения. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами: во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов; во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности [7, с. 57-61].

В современном  мире, как и в современной России, существует несколько видов образования. Это массовое и элитарное образование, государственное и частное. Рассмотрим их более подробно.

В настоящее  время существует три качественно  различных подхода к определению  понятия «элитарности» и «элитарного  образования».

Согласно одному из вариантов интерпретации «элитное образование», рассматривается как  образование закрытого (олигархического) типа и, напротив, элитарное образование трактуется как образование открытого характера. Сторонники данного подхода исходят из того, что в социальной науке понятие «элитарное» рассматривается как явление, которое еще находится в процессе становления, а «элитное» - это то, что уже нераздельно связано с элитой и несет в себе печать завершенности.

В качестве второго  варианта предлагается такой тип  учебного заведения обозначать как  «элитный», а уровень получаемого  образования как «элитарный». В  свою очередь каждое элитное заведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеет свою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определением термина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей, предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подхода практически устраняется из употребления понятие «элитное образование» и полностью замещается понятием «элитарное образование».

Согласно третьей  точке зрения «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» трактуется как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения [9, с.141-143].

Элитарное образование предполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могут лежать особая сословная или стратовая значимость родителей учащихся, их принадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругам общества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом (напр., известные политики, генералитет, видные представители сферы управления, успешные работники средств массовой информации). Это находит выражение и в их стремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытого образования [10, с.57-59].

Характерно, что исторический опыт многих стран, в том числе  и России, показывает, что качественный разрыв уровня духовной культуры и образованности элитных и эгалитарных слоев способен повлечь за собой замедление темпов развития страны и породить угрозу социальных потрясений [1, с.55].

К частным школам сегодня относятся неоднозначно. И чаще всего отрицательно. Многие потому, что не доверяют всему негосударственному, а многие потому, что не доверяют новым веяниям. Вместо термина "частные" было бы правильнее употребить слово "негосударственные". Потому что термин "частные" подразумевает не только форму собственности, но и право собственника делать то, что он сочтет нужным. Однако у коммерческих школ такой свободы нет. Если школа аккредитована государством, то она по закону об образовании абсолютно адекватна государственной. Различаются только источники финансирования, а программы, требования, нормы, экзамены и аттестат те же [11, с.128].

Частные школы бывают: российские и зарубежные; светские и с религиозным уклоном; с разными образовательными системами; с разной системой оплаты.

Можно отметить несколько  «плюсов» частных школ:

- Первый и, возможно, главный  плюс частного образования - это  индивидуальный подход к ребенку.  Ведь дети все разные: кто-то  схватывает быстрее, кто-то медленнее,  кто-то любит общаться с педагогом,  кто-то замкнут. В этом смысле в частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов редко превышает 12 - 14 человек. Как правило, составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.

- В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.

- Еще один плюс - комфортные условия  (удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного  дня таким образом, чтобы у  детей оставалось время на  спорт, прогулки, занятия для души - все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.

- В частной школе решается  проблема материального стимулирования  учителей, которым не приходится  менять сферу деятельности в  поисках заработка. Напротив, им  предоставляется шанс реализовать свой творческий потенциал в любимом деле. Педагоги и директора негосударственных школ признают, что материальные лишения, которые испытывают учителя обычных школ, и постоянные мысли о хлебе насущном - существенный тормоз на пути развития современного российского образования. В частных же школах есть возможность следить за мировыми тенденциями в образовании, учителя изучают специальную литературу по педагогике и психологии, быстрее вводят современные методики.

- Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй - с 4-5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно [8, с.121-123].

Но также стоит отметить и  «минусы» частного образования:

- Качество образования в частных  школах не всегда соответствует  заявленному. Здесь необходимо  особенно тщательно выбирать  учебное заведение. Не стоит  особо доверять различным экспериментальным  программам, уделяющим повышенное  внимание какой-нибудь одной дисциплине. Не должны влиять на выбор школы и такие моменты, как "укомплектованные компьютерные классы", "дополнительные занятия языком, музыкой или теннисом" - очевидно, что все это должно быть в школе, позиционирующей себя как частную.

Информация о работе Проблемы и перспективы института образования