Проблемы и перспективы института образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало изучение общественного мнения по проблемам и перспективам института образования.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы, посвященной проблемам и перспективам института образования в современном обществе.
Разработать вопросник для оценки проблем и перспектив института образования в современном обществе.
Провести интервью по разработанному вопроснику.
Провести анализ полученных результатов исследования.
Сделать выводы по результатам исследования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……

3
Глава 1.

Проблемы и перспективы института образования………………

5
Глава 2.

Исследование проблем и перспектив института образования в современном обществе…………………………………………….


16
Глава 3.

Анализ полученных результатов исследования проблем и перспектив института образования в современном обществ…...


19
Заключение…………………………………………………………………….

22
Список использованной литературы………………………………………...

23
Приложение……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

- Большое внимание нужно уделить базовой программе, потому что именно она потребуется, когда ребенок будет поступать в вуз. Кроме того, родителям стоит помнить, что если раньше ученик школы, имеющей определенную договоренность с тем или иным вузом, поступал туда на льготной основе, то теперь практика совмещения выпускных экзаменов в школах с вступительными в вузы официально отменена, то есть поступать придется на общих основаниях [8, с.126-128].

Обучение осуществляется обществом в целом, а не только семьями, школами или другими группами. Поскольку образование жизненно важно для социального единства, оно всегда находилось под контролем или, по крайней мере, под влиянием тех, кто стоит у власти (т.е. государства). Взаимосвязь между образованием и государством характеризуется степенью централизации контроля над образованием.

В Советском Союзе образование было строго централизовано. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической партии и Совету Министров. Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение. Их основная цель заключалась не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей государства - имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.

В Китайской Народной Республике образование тоже централизовано.  Группа исследователей, возглавляемая Кларком Керром, охарактеризовала китайцев как народ, с огромным энтузиазмом осуществляющий великую задачу всеобщего образования. Занятия проводились в школах, на фабриках, в коммунах, по радио и в телевизионных программах. В результате правительственной политики "искоренения неграмотности" уровень грамотности народа повысился более чем на 70 процентов. Как правило, правительство придает основное значение обучению и профессиональной подготовке без отрыва от производства. Это обходится сравнительно дешево и не связано с потерей драгоценного рабочего времени [9, с.131-133].

В отличие от этих стран  американская система образования  всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда  не осуществляло прямого контроля за деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последние десятилетия его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказанием финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например поддержкой некоторых начинаний. Тем не менее принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль за образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях. В 1979 году местные налоги на собственность использовались для финансирования около 42 процентов начальных и средних школ. Местные педагогические советы самостоятельно решали, каким образом следует тратить эти деньги. Кроме того, американская система образования включает огромное число частных школ, которые не контролируются правительственными органами. В 1979 году почти половина расходов на высшее образование оплачивалась за счет фондов, собранных из неправительственных источников [10, с.88-90].

В современном институте  образования России происходит множество  изменений разного характера.  Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование - такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность - таковы струны, из которых плетется сито селекции, с все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды [3, с.78-79].

Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются свои специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, нищенское положение учителя привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов и ничего не получило взамен. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом свидетельствуют серьезные конфликты между родительской общественностью и организаторами новых форм образования [11, с.121-122].

Современная система  образования еще плохо формирует  высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, "массовой культуре". Роль обществоведческих  дисциплин, литературы, уроков по искусству  остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи.

Совершенствование народного  образования немыслимо без измерения  той ситуации, в которой находится  учительство, значительная часть педагогического корпуса [8, с.132-134].

Если придерживаться формальных критериев - наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать  их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени. Основная группа педагогов - женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку "мужского влияния". Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями [3, с.96-98].

Глобальные социокультурные  перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

- утрате привычных  целей школьного образования;

- остром недостатке  финансирования;

- инертности, присущей  всем образовательным системам  и обществу в целом.

Однако пристальное  внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма [10, с.123-124].

 

 

Глава 2. Исследование проблем  и перспектив института образования

Самым распространенным методом получения первичной информации является опрос, который широко используется в социологии. Опрос как метод получения первичной информации характеризуется оперативностью, простотой и экономичностью, что делает его популярным среди социологов, психологов и других исследователей.

Опрос может  проводиться в форме:

  • анкетирования;
  • интервью.

При анкетировании  возможны следующие способы общения  с опрашиваемыми:

  • анкетирование путем публикации вопросника в газете, журнале, книге (прессовое);
  • путем раздачи анкет группе респондентов.

Анкета представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых отражает программные и процедурные задачи исследования.

В каждой анкете есть вводная часть, содержащая обращение  к респонденту с пояснением цели и необходимости анкетирования, краткой характеристики ожидаемых результатов и их полезности. Указывается степень анонимности опроса. В анкете должна быть выражена благодарность респонеденту за ответы на поставленные вопросы.

Включаемые  в анкету вопросы классифицируются по различным основаниям. В зависимости от отношения к цели исследования различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) опросы.

По предметному  содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения. По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые. Закрытые вопросы могут быть: дихотомическими («да-нет»); альтернативными и «вопросами-меню». В открытых вопросах нет набора возможных ответов, что несколько затрудняет обработку полученного материала. Однако при открытых вопросах в большей мере учитывается мнение респонедента по рассматриваемой проблеме.

Интервью является специфическим видом опроса. Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых (электронных) писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы [2, с.99-106].

Для исследования проблем  и перспектив института образования был разработан вопросник, основанный на анализе современной литературы по проблемам и перспективам института образования. Интервью проводилось в индивидуальном порядке. Респондентами стали юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет. Всего в исследовании приняли участие 8 человек.

Вопросник для определения  общественного мнения по проблемам  и перспективам института образования:

    1. Кто такой, по Вашему мнению, образованный человек?
    2. Оцените по 5-бальной шкале состояние института образования в России.
    3. Назовите три основных проблемы института образования в России, по Вашему мнению.
    4. Какие меры (законы, постановления, программы) смогут вывести институт образования России на высокий уровень. Назовите одну, самую необходимую, по Вашему мнению?
    5. Если бы у Вас был выбор и возможности, то в какой стране Вы хотели бы получить образование?
    6. Возраст
    7. Пол
    8. Род деятельности

 

 

Глава 3. Анализ полученных результатов исследования проблем  и перспектив института образования

Вопрос

Ответ

% респондентов

1

Кто такой, по Вашему мнению, образованный человек?

Наличие высшего  образования

75

Эрудированный, мудрый

25

2

Оцените по 5-бальной  шкале  состояние института образования  в России

2

12,5

3

75

4

12,5

3

Назовите три  основных проблемы института образования  в России, по Вашему мнению

Недостаточное финансирование

75

Нет престижа

37,5

Слабый кадровый состав

25

Старая методика

12,5

Нет возможности  саморазвития

25

4

Какие меры (законы, постановления, программы) смогут вывести  институт образования России на высокий  уровень. Назовите одну, самую необходимую, по Вашему мнению

Увеличение  финансирования

75

Новая образовательная  программа

25

5

Если бы у  Вас был выбор и возможности, то в какой стране Вы хотели бы получить образование

России

25

США

25

Англия

50

6

Пол респондента

мужской

37,5

Женский

62,5

7

Возраст респондента

18-25

100

8

Род деятельности респондента

Студент

50

Рабочий

50

Информация о работе Проблемы и перспективы института образования