Проблемы крупного города (социальный аспект )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной работы заключается в определении проблем, присущих большим городам и исследованию эффективных путей дальнейшего их развития. При раскрытии основных аспектов данной темы использовался метод сбора информации с последующим ее анализом. Для достижения Стр. поставленной цели были использованы современные методы исследования, в частности, на основе системно-аналитического метода сделано теоретическое обобщение научных концепций, разработок, предложений ведущих отечественных, зарубежных ученых, посвященных стратегическому планированию развития, функционированию городских поселений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Проблемы мегаполисов (социальный аспект) 5
1.1. Социология города: история развития, предмет, основные категории 5
1.2. Общий анализ проблем крупных городов 12
2. УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КРУПНОГО ГОРОДА 17
2.1. Общее понятие урбанизации 17
2.2. Степень урбанизации в регионах Украины 19
3. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ГОРОДОВ УКРАИНЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Проблемы крепного города (социальный аспект).doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

- Ослабление  традиций в регулировании поведения  личности вследствие усиления  формального социального контроля.

.  Городская  среда - это ландшафт,  люди,  их способы  взаимодействия, производственные процессы, экология, качество жизни, уровень информационного обмена, особая социальная структура.

Ощутимо влияют на городскую среду: [4, с.33-36]

- Физические  параметры города (плотность населения, городское пространство, предметный мир, внутригородских связи). Они вызывают как позитивные (комфорт, благоустройство), так и отрицательные (дискомфорт, трудности с присоединением к культурным ценностям, неврозы и стрессы, проблема одиночества и т.п.) чувства, эмоции и т.п.;

- Экологические  характеристики города: прежде всего  - это состояние воды, воздуха  и окружающей среды, физическое  состояние, здоровье человека;

- Информационный  фактор - охватывает процесс передачи  совокупности знаний, сообщений, сведений, которые формируются в обществе. Происходит с помощью различных средств массовой коммуникации (телевидение, радио, видеопродукция, Интернет, периодика и др.). Однако резкий рост объема информации создает ощущение перенасыщения ней;

- Специфика  социальной структуры города: различные  социальные страты, которые взаимодействуют  между собой, имеют свои ценности, нормы, они взаимодействуют с  информационными потоками, занимающихся  различными видами деятельности, выполняют разные роли, им присущи различные социальные статусы. Переход к рыночным отношениям в последние годы обусловило радикальные изменения социальной структуры в городах: возникли новые профессиональные группы, повысилась имущественная дифференциация.

Социокультурная ситуация в современном городе имеет тенденцию к усложнению, с одной стороны, свидетельствует социальный прогресс, с другой - порождает множество проблем для человека (ощущение беспокойства, тревоги, неопределенности, беспокойства). [4, с.33-36]

Особое внимание социологии привлекает столичный город, ведь столица является общественным феноменом, который охватывает политические, административные, финансовые, властные, культурные, исторические, языковые, этнические, социальные составляющие; центр в системе административно-властных и политических связей. Столичная жизнь по моделям поведения своих жителей опережает на несколько лет другие города страны. Именно изучение новых тенденций, которые проявляются в столице, дает возможность в известной степени прогнозировать развитие социально-экономических и политических процессов в обществе в целом.

1.2. Общий анализ проблем крупных  городов

 

Город представляет собой пространственную среду, которая  формируется в процессе развития общества и является одним из высших проявлений цивилизации. [3, с.88].

Под городом  понимается населенный пункт, значительный по размерам, численности, плотности  населения, занятого преимущественно  в не аграрных сферах деятельности. Данное поселение выполняет, как правило, промышленные, научные, транспортные, рекреационные, культурные и административно-хозяйственные функции, отмечается концентрацией производства и компактностью преимущественно многоэтажной застройки с определенным уровнем архитектурно-художественного оформления, инженерно-технического оборудования.

Современность характеризуется бурным развитием  городов и обострением проблем, связанных с взаимоотношениями  природы, общества. Одна из этих проблем - противоречие между ростом городов, с одной стороны, стремлением  сохранить живую природу в городских, пригородных территориях с другой стороны. Экологическая система, которая может вместить 50 или 100 млн. человек, возможно, не выдержит давления 200 или 300 млн. [4, с.116]

В условиях научно-технического прогресса, рост концентрации индустриального производства, транспортного напряжения, все более отчетливо возрастает влияние урбанизации на городскую среду. Эти процессы создают определенное напряжение в социальной, природной, экологической, транспортной среде больших городов [8, с.44].

Охрана и воспроизводство окружающей среды в связи с развитием процессов урбанизации представляют собой одну из сложнейших глобальных проблем, значение которой в единой системе управления современным социально-экономическим развитием постоянно растет.

  Сегодня в 2012 году,  в Украине после провозглашения независимости происходят коренные реформы и трансформации. Особое значение приобретают вопросы управления большим городом, в котором выполняются общегосударственные, самоуправляющиеся функции и формируется реальная региональная политика. В крупных городах переплелись как положительные, так и отрицательные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Создана новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов: загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, сосредоточение предприятий на ограниченной территории, высокая плотность населения, миграционные процессы [1, с.45].

Миграция преуспевающих  жителей, производственных предприятий  в новые образования, пригороды, приводит к тому, что новые предприятия и новые жилые дома строятся в пригородном кольце, а не в городах-центрах. Вместе с тем, центры становятся все более дорогими территориями. Высокая плотность населения, старение зданий требует больших затрат на реконструкцию, управление, уборку улиц, поддержание порядка и законности. Нельзя недооценивать проблемы миграции, особенно межобластной и межгосударственной. Ее нормальная организация требует достаточно значительного материального, идеологической подготовки с целью с целью предотвращения социальных конфликтов [7, с.48].

Существует  прямая зависимость между удаленностью от города-центра и уровнем доходов. Как правило, дальше всех от «деловой»  части города живут квалифицированные  рабочие, технический персонал. Большая часть этих сравнительно высокооплачиваемых людей работает в деловой части города - в банковских, финансовых фирмах, адвокатских, консультационных конторах, рекламных агентствах. Многие виды производства, предприятия оптовой и розничной торговли и службы сервиса, есть отрасли, которым требуются менее квалифицированные рабочие, переместились в пригород. Результатом этого становится значительное географическое различие между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и городе-центре. Такое расхождение требует эффективной транспортной системы для обеспечения необходимых перекрестных перевозок населения [2, с.110].

В крупнейших городах  мира возрождается интерес к восстановлению и развитию систем общественного  транспорта - пригородных железных дорог, метро, ​​автобусов, подвесных дорог. Учитывая прогнозы роста численности пригородного населения и возможность последующего удвоения объема городского автомобильного движения через 20 лет, многие проектировщики городов считают актуальным поиск эффективных альтернатив автотранспорта. Данная проблема является актуальной, поскольку увеличение вложений в строительство дорог, скоростных автострад чаще увеличивает объем движения, чем уменьшает транспортные пробки. Средняя скорость движения по городским магистралям не только не повышается, а даже снижается. Предполагается, что расширение и улучшение систем общественного транспорта сможет принести существенные социальные выгоды в следующих направлениях: создать жизнеспособные и обновленные города-центра; улучшить подъездные пути к рабочим местам в пригороде для малообеспеченных жителей города-центра; избежать острейшей проблемы загрязнения окружающей среды, к которой может привести увеличение автомобильного транспорта.

При данных условиях возникает другая важная проблема больших городов - загрязнение окружающей среды. Города не имеют монополии на проблему загрязнения. Однако высокая плотность населения и высокий уровень промышленной концентрации и использования автомобилей, что является отличительными признаками городской жизни, чрезвычайно обостряют проблемы загрязнения окружающей среды в городах.

Для многих городов  Украины характерна сложная экологическая  обстановка, обусловленная наличием, концентрацией предприятий черной, цветной металлургии, теплоэнергетики, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности, цементных заводов. Такие города являются бесспорными лидерами по загрязнению воздуха. В Украине почти четвертая часть вредных выбросов промышленных предприятий не улавливается и попадает в атмосферу без очистки. В больших городах с интенсивными транспортными потоками содержание в воздухе канцерогенных веществ типа бензопирена в 2 - 3 раза, а в центрах черной металлургии примерно в 12 раз выше, чем в небольших городах или сельской местности [5, с. 63].

Серьезность загрязнения воды и воздуха, а также накопление твердых отходов получает достаточное отражение в различных официальных документах ООН, других международных организаций и в прессе. Широко известен тот факт, что реки и озера превращаются в городские и промышленные сточные канавы. Большинство населения городов пьет воду сомнительного качества. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких, эмфиземы, пневмонии и других заболеваний. Избавление от твердых отходов становится острой проблемой для многих городов, потому что доступы для использования свалки заполнены и горожане препятствуют размещению свалок и мусоросжигательных печей вблизи их жилья.

Одной из сложных  экологических проблем для большинства  городов Украины есть захоронения  производственных, бытовых отходов, сложность проблемы пропорциональна численности населения, промышленному потенциалу города [6, с.111].

 Корень проблемы загрязнения окружающей среды лучше представляется с помощью метода сырьевых балансов, основанный на простой идее, что вес всех ресурсов (топлива, сырья, воды), используемых в производственных процессах, в конечном итоге будет примерно равен весу промышленных отходов.

Экологическая система, природа, обладает способностью к самовоспроизведению, благодаря  которому она может, в определенной степени, поглощать и перерабатывать такие отходы. Однако, объем промышленных отходов имеет тенденцию превосходить ее абсорбирующую способность.

Урбанизация (от лат. Urbanus - городской) - это процесс  повышения роли городов в развитии общества. Предпосылками урбанизации являются: рост индустрии, углубление территориального разделения труда, развитие культурных и политических функций городов. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение людей из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные [4, с.77].

Урбанизированная  городская среда - это опорные скопления государственных, общественных, международных, частных, социальных, торговых, производственных инфраструктур [8, с.45].

Повышение темпов урбанизации в мире - явление неизбежное. Качественные аспекты этого процесса зависят, не только от того, как будут приниматься и выполняться соответствующие решения. Если урбанизация происходит не стихийно, с учетом возможностей и условий жизни общества, приводит к рациональному размещению производительных сил, она не усложняет, а способствует экономическому, социальному прогрессу [8, с.46].

 

2. УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КРУПНОГО ГОРОДА

2.1. Общее понятие урбанизации

 

Последнее столетие ознаменовалось стремительным ростом численности  городского населения - по данным исследователей, в начале ХХ века в городах проживало  около 14% населения мира, однако как  в настоящее время доля населения  городов составляет 48,6% [5], [6]. Увеличение численности городского населения характеризует явление, известное в науке как урбанизация.

Урбанизацию следует объективно считать одним из важнейших социально-экономических  процессов современности. Рост численности  городского населения, отток жителей сельских районов в города является причиной не только к расширению площади городских поселений, еще является причиной целого ряда экономических, социальных и экологических проблем. Так, стремительные темпы застройки города все больше отдаляют природу от его населения. Развиваясь, города привлекают большое количество людей разного достатка и социального уровня, что впоследствии приводит к возникновению маргинальной части населения, снижение качества городской среды (ухудшение санитарно-гигиенических условий, роста транспортных потоков, снижения уровня благоустройства и т.д.). Решение этих и многих других проблем урбанизации требует детального изучения процессов, происходящих в современных городах, исследование количественных и качественных тенденций развития городской территории. Подробный и объективный анализ процесса урбанизации с учетом его региональных особенностей позволит заблаговременно выявлять негативные тенденции в развитии городских территорий и находить оптимальные решения по их преодолению.

Понятие урбанизации является сложным и многогранным, о чем  свидетельствует отсутствие единого  подхода к его формулировки. Наиболее распространенным в литературе является определение урбанизации как  процесса возрастания роли городов  в жизни региона или страны. Е.Перцик рассматривает урбанизацию как многогранный глобальный социально-экономический процесс, связанный со стремительным усилением в эпоху научно-технической революции, развитием и концентрацией производительных сил и форм социальных связей, с распространением городского образа жизни на всю сеть населенных пунктов [3, с 22]. Автор отмечает, что урбанизация является многогранным глобальным процессом, т.е. таким, который охватывает весь мир.

Рис. 2.1. Количественные и качественные стороны урбанизации

 

Современные тенденции урбанизации  в Украине исследует в своих  трудах Т.Заставецький. Кроме понятия  урбанизации, автор также выделяет такое понятие, как урбанизма-ность, т.е. уровень развития городской  жизни, достигнутый в процессе урбанизации.

Информация о работе Проблемы крупного города (социальный аспект )