Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в определении проблем, присущих большим городам и исследованию эффективных путей дальнейшего их развития. При раскрытии основных аспектов данной темы использовался метод сбора информации с последующим ее анализом. Для достижения Стр. поставленной цели были использованы современные методы исследования, в частности, на основе системно-аналитического метода сделано теоретическое обобщение научных концепций, разработок, предложений ведущих отечественных, зарубежных ученых, посвященных стратегическому планированию развития, функционированию городских поселений.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Проблемы мегаполисов (социальный аспект) 5
1.1. Социология города: история развития, предмет, основные категории 5
1.2. Общий анализ проблем крупных городов 12
2. УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КРУПНОГО ГОРОДА 17
2.1. Общее понятие урбанизации 17
2.2. Степень урбанизации в регионах Украины 19
3. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ГОРОДОВ УКРАИНЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
- Ослабление
традиций в регулировании
. Городская среда - это ландшафт, люди, их способы взаимодействия, производственные процессы, экология, качество жизни, уровень информационного обмена, особая социальная структура.
Ощутимо влияют на городскую среду: [4, с.33-36]
- Физические параметры города (плотность населения, городское пространство, предметный мир, внутригородских связи). Они вызывают как позитивные (комфорт, благоустройство), так и отрицательные (дискомфорт, трудности с присоединением к культурным ценностям, неврозы и стрессы, проблема одиночества и т.п.) чувства, эмоции и т.п.;
- Экологические
характеристики города: прежде всего
- это состояние воды, воздуха
и окружающей среды,
- Информационный фактор - охватывает процесс передачи совокупности знаний, сообщений, сведений, которые формируются в обществе. Происходит с помощью различных средств массовой коммуникации (телевидение, радио, видеопродукция, Интернет, периодика и др.). Однако резкий рост объема информации создает ощущение перенасыщения ней;
- Специфика
социальной структуры города: различные
социальные страты, которые взаимодействуют
между собой, имеют свои
Социокультурная ситуация в современном городе имеет тенденцию к усложнению, с одной стороны, свидетельствует социальный прогресс, с другой - порождает множество проблем для человека (ощущение беспокойства, тревоги, неопределенности, беспокойства). [4, с.33-36]
Особое внимание социологии привлекает столичный город, ведь столица является общественным феноменом, который охватывает политические, административные, финансовые, властные, культурные, исторические, языковые, этнические, социальные составляющие; центр в системе административно-властных и политических связей. Столичная жизнь по моделям поведения своих жителей опережает на несколько лет другие города страны. Именно изучение новых тенденций, которые проявляются в столице, дает возможность в известной степени прогнозировать развитие социально-экономических и политических процессов в обществе в целом.
Город представляет собой пространственную среду, которая формируется в процессе развития общества и является одним из высших проявлений цивилизации. [3, с.88].
Под городом понимается населенный пункт, значительный по размерам, численности, плотности населения, занятого преимущественно в не аграрных сферах деятельности. Данное поселение выполняет, как правило, промышленные, научные, транспортные, рекреационные, культурные и административно-хозяйственные функции, отмечается концентрацией производства и компактностью преимущественно многоэтажной застройки с определенным уровнем архитектурно-художественного оформления, инженерно-технического оборудования.
Современность характеризуется бурным развитием городов и обострением проблем, связанных с взаимоотношениями природы, общества. Одна из этих проблем - противоречие между ростом городов, с одной стороны, стремлением сохранить живую природу в городских, пригородных территориях с другой стороны. Экологическая система, которая может вместить 50 или 100 млн. человек, возможно, не выдержит давления 200 или 300 млн. [4, с.116]
В условиях научно-технического прогресса, рост концентрации индустриального производства, транспортного напряжения, все более отчетливо возрастает влияние урбанизации на городскую среду. Эти процессы создают определенное напряжение в социальной, природной, экологической, транспортной среде больших городов [8, с.44].
Охрана и воспроизводство окружающей среды в связи с развитием процессов урбанизации представляют собой одну из сложнейших глобальных проблем, значение которой в единой системе управления современным социально-экономическим развитием постоянно растет.
Сегодня в 2012 году, в Украине после провозглашения независимости происходят коренные реформы и трансформации. Особое значение приобретают вопросы управления большим городом, в котором выполняются общегосударственные, самоуправляющиеся функции и формируется реальная региональная политика. В крупных городах переплелись как положительные, так и отрицательные стороны научно-технического прогресса и индустриализации. Создана новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов: загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения, сосредоточение предприятий на ограниченной территории, высокая плотность населения, миграционные процессы [1, с.45].
Миграция преуспевающих жителей, производственных предприятий в новые образования, пригороды, приводит к тому, что новые предприятия и новые жилые дома строятся в пригородном кольце, а не в городах-центрах. Вместе с тем, центры становятся все более дорогими территориями. Высокая плотность населения, старение зданий требует больших затрат на реконструкцию, управление, уборку улиц, поддержание порядка и законности. Нельзя недооценивать проблемы миграции, особенно межобластной и межгосударственной. Ее нормальная организация требует достаточно значительного материального, идеологической подготовки с целью с целью предотвращения социальных конфликтов [7, с.48].
Существует прямая зависимость между удаленностью от города-центра и уровнем доходов. Как правило, дальше всех от «деловой» части города живут квалифицированные рабочие, технический персонал. Большая часть этих сравнительно высокооплачиваемых людей работает в деловой части города - в банковских, финансовых фирмах, адвокатских, консультационных конторах, рекламных агентствах. Многие виды производства, предприятия оптовой и розничной торговли и службы сервиса, есть отрасли, которым требуются менее квалифицированные рабочие, переместились в пригород. Результатом этого становится значительное географическое различие между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и городе-центре. Такое расхождение требует эффективной транспортной системы для обеспечения необходимых перекрестных перевозок населения [2, с.110].
В крупнейших городах мира возрождается интерес к восстановлению и развитию систем общественного транспорта - пригородных железных дорог, метро, автобусов, подвесных дорог. Учитывая прогнозы роста численности пригородного населения и возможность последующего удвоения объема городского автомобильного движения через 20 лет, многие проектировщики городов считают актуальным поиск эффективных альтернатив автотранспорта. Данная проблема является актуальной, поскольку увеличение вложений в строительство дорог, скоростных автострад чаще увеличивает объем движения, чем уменьшает транспортные пробки. Средняя скорость движения по городским магистралям не только не повышается, а даже снижается. Предполагается, что расширение и улучшение систем общественного транспорта сможет принести существенные социальные выгоды в следующих направлениях: создать жизнеспособные и обновленные города-центра; улучшить подъездные пути к рабочим местам в пригороде для малообеспеченных жителей города-центра; избежать острейшей проблемы загрязнения окружающей среды, к которой может привести увеличение автомобильного транспорта.
При данных условиях возникает другая важная проблема больших городов - загрязнение окружающей среды. Города не имеют монополии на проблему загрязнения. Однако высокая плотность населения и высокий уровень промышленной концентрации и использования автомобилей, что является отличительными признаками городской жизни, чрезвычайно обостряют проблемы загрязнения окружающей среды в городах.
Для многих городов
Украины характерна сложная экологическая
обстановка, обусловленная наличием,
концентрацией предприятий
Серьезность загрязнения воды и воздуха, а также накопление твердых отходов получает достаточное отражение в различных официальных документах ООН, других международных организаций и в прессе. Широко известен тот факт, что реки и озера превращаются в городские и промышленные сточные канавы. Большинство населения городов пьет воду сомнительного качества. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких, эмфиземы, пневмонии и других заболеваний. Избавление от твердых отходов становится острой проблемой для многих городов, потому что доступы для использования свалки заполнены и горожане препятствуют размещению свалок и мусоросжигательных печей вблизи их жилья.
Одной из сложных
экологических проблем для
Корень проблемы загрязнения окружающей среды лучше представляется с помощью метода сырьевых балансов, основанный на простой идее, что вес всех ресурсов (топлива, сырья, воды), используемых в производственных процессах, в конечном итоге будет примерно равен весу промышленных отходов.
Экологическая система, природа, обладает способностью к самовоспроизведению, благодаря которому она может, в определенной степени, поглощать и перерабатывать такие отходы. Однако, объем промышленных отходов имеет тенденцию превосходить ее абсорбирующую способность.
Урбанизация (от лат. Urbanus - городской) - это процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылками урбанизации являются: рост индустрии, углубление территориального разделения труда, развитие культурных и политических функций городов. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение людей из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные [4, с.77].
Урбанизированная городская среда - это опорные скопления государственных, общественных, международных, частных, социальных, торговых, производственных инфраструктур [8, с.45].
Повышение темпов урбанизации в мире - явление неизбежное. Качественные аспекты этого процесса зависят, не только от того, как будут приниматься и выполняться соответствующие решения. Если урбанизация происходит не стихийно, с учетом возможностей и условий жизни общества, приводит к рациональному размещению производительных сил, она не усложняет, а способствует экономическому, социальному прогрессу [8, с.46].
Последнее столетие ознаменовалось стремительным ростом численности городского населения - по данным исследователей, в начале ХХ века в городах проживало около 14% населения мира, однако как в настоящее время доля населения городов составляет 48,6% [5], [6]. Увеличение численности городского населения характеризует явление, известное в науке как урбанизация.
Урбанизацию следует объективно
считать одним из важнейших социально-
Понятие урбанизации является сложным и многогранным, о чем свидетельствует отсутствие единого подхода к его формулировки. Наиболее распространенным в литературе является определение урбанизации как процесса возрастания роли городов в жизни региона или страны. Е.Перцик рассматривает урбанизацию как многогранный глобальный социально-экономический процесс, связанный со стремительным усилением в эпоху научно-технической революции, развитием и концентрацией производительных сил и форм социальных связей, с распространением городского образа жизни на всю сеть населенных пунктов [3, с 22]. Автор отмечает, что урбанизация является многогранным глобальным процессом, т.е. таким, который охватывает весь мир.
Рис. 2.1. Количественные и качественные стороны урбанизации
Современные тенденции урбанизации в Украине исследует в своих трудах Т.Заставецький. Кроме понятия урбанизации, автор также выделяет такое понятие, как урбанизма-ность, т.е. уровень развития городской жизни, достигнутый в процессе урбанизации.
Информация о работе Проблемы крупного города (социальный аспект )