Проблемы молодой семьи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной работы - рассмотрение социально – экономических проблем молодых семей в России и механизмов социальной поддержки молодых семей в Ставропольском крае.
В соответствии с поставленной целью, в задачи работы входило:
- определение понятия «молодая семья»;
- рассмотрение типов и функций молодых семей;
- рассмотрение социально-экономических проблем молодой семьи в современной России;
- рассмотрение основного содержания Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2013-2015 годы»
- анализ содержания данной программы

Содержание работы

Введение………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы кризиса молодых семей в современной России
1.1 Определение понятия «молодая семья»………………...... 4
1.2 Типы молодой семьи и стадии ее развития………………. 12
1.3 Социально - экономические проблемы молодой семьи… 18
Глава 2. Социальная поддержка молодых семей в Ставропольском крае
2.1 Основное содержание краевой социальной Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2013 - 2015 годы"……………………………………………………………. 27
2.2 Анализ содержания данной Подпрограммы……............ 33
Заключение…………………………………………………….. 37
Список литературы……………………………………………. 38
Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

 

Для достижения цели и решения  задач Подпрограммы предусматривается осуществление следующих мероприятий:

- организация отбора органов местного самоуправления края для участия в Подпрограмме;

- организация учета молодых семей - участников Подпрограммы;

- отбор российских кредитных организаций для участия в реализации Подпрограммы;

- отбор уполномоченных организаций, оказывающих услуги молодым семьям - участникам Подпрограммы по приобретению жилья экономкласса на первичном рынке (далее - уполномоченная организация) (при необходимости);

- разработка методического и программного обеспечения информационной системы, предназначенной для контроля и подготовки информационно-аналитических материалов о ходе реализации Подпрограммы;

- организация информационно-разъяснительной работы среди молодых семей по освещению цели и задач Подпрограммы в средствах массовой информации края;

- распределение и предоставление субсидий местным бюджетам за счет средств федерального бюджета и краевого бюджета на предоставление молодым семьям социальных выплат при условии обеспечения софинансирования Подпрограммы за счет средств местных бюджетов, заемных средств молодых семей;

- предоставление молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств краевого бюджета при рождении (усыновлении) одного ребенка;

- изготовление бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты. [24]

 

 

 

 

2.2 Анализ содержания данной Подпрограммы

 

В рамках данной целевой Подпрограммы предусмотрена система мероприятий по решению одной, хотя и очень актуальной, проблемы молодых семей – проблемы жилищной.

      Наиболее  перспективным методом является разработка и внедрение механизма мониторинга состояния молодых семей на территории области. Это, как справедливо полагают разработчики подпрограммы, позволит своевременно определять те или иные тенденции, принимать необходимые меры и отслеживать результаты реализации целевой программы. Традиционно поставлена задача разработать нормативно-правовые акты по поддержке молодых семей. Следовательно, можно предположить, что результаты мониторинга создадут информационную базу, отражающую как проблемы молодых семей, так и оценку эффективности принимаемых в рамках региональной социальной политики мер ее поддержки. В этом случае разработанные нормативные акты позволят обеспечить максимальную эффективность их регулятивного воздействия.

Однако формулировки поставленных в большинстве подпрограмм целей, недостаточно конкретны. По-видимому, укрепление молодой семьи означает профилактику разводов в молодых семьях и сокращение их числа. Неоднозначно трактуется и формулировка «улучшение демографической обстановки». Думается, что применительно к молодым семьям авторы подпрограммы имели в виду повышение числа рождений, хотя, в принципе, указанная в подпрограмме цель может быть реализована, например, за счет уменьшения смертности, особенно в молодом возрасте. Однако данная цель предполагает иное содержание деятельности по ее реализации.

         Кроме того, поставление молодых семей в исключительное, по сравнению с другими категориями нуждающихся, положение в плане обеспечения жильем нарушает принцип социальной справедливости. Во-первых, государственная целевая жилищная программа, являясь нормативным актом, должна обеспечивать в равной степени реализацию права на улучшение жилищных условий всем лицам, относящимся к категории населения, на поддержку которой она рассчитана. На практике достичь этого никогда не удается. Проживание на донорской или на дотационной территории, наличие развитой строительной базы в регионе, наконец, даже позиция администрации территориального образования – эти и еще многие объективные факторы обусловливают возможность улучшения жилищных условий для конкретной молодой семьи. Во-вторых, никакими соображениями целесообразности невозможно объяснить, почему молодым семьям следует предоставить возможность улучшить жилищные условия за счет целевым образом выделяемых бюджетных средств, а семьи, не относящиеся к этой категории, в том числе семьи с детьми, семьи ветеранов, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, такой возможности лишены.

Таким образом, в современных  кризисных условиях специальные  целевые программы государственной  помощи молодым семьям в строительстве  и приобретении жилья должны создаваться  на основе новых концептуальных подходов, с учетом принципа социальной справедливости. Преимущество молодых состоит уже  в том, что они здоровы, мобильны и адаптированы к современным  экономическим реалиям. В связи  с этим было бы правильным обеспечить возможность получения долгосрочных кредитов на приобретение или строительство  жилья молодыми семьями, как это  практикуется за рубежом. Однако решение  этой задачи тормозится из-за крайне низкой заработной платы молодых специалистов и работников, лишающей их возможности  участвовать в программах ипотечного кредитования. Следовательно, решение  жилищных проблем молодых семей  следует искать, прежде всего, в росте  экономики, в обеспеченности трудовой занятости молодежи, в повышении  уровня оплаты труда, наконец, в решении  проблемы беспрепятственного устройства детей в дошкольные воспитательные учреждения, если заработок матери является существенным вкладом в  приобретение молодой семьей собственного жилья.

         Одним из перспективных направлений в решении данной проблемы может стать организация содействия работодателей решению жилищных проблем молодых специалистов, имеющих семью, путем предоставления беспроцентных или низкопроцентных ссуд. Такой подход, основанный на принципах социального партнерства, обеспечивал бы взаимные интересы работников и работодателей и служил выражением корпоративного духа. Его недостаток в производственных и трудовых отношениях отрицательно сказывается, с одной стороны, на эффективности производства как в смысле качества, так и в смысле производительности труда. С другой стороны, работники при отсутствии «корпоративного патриотизма» в трудовых отношениях не чувствуют себя связанными обязательством «вкладывать душу» в свой труд, поскольку не воспринимают отношения с работодателем как серьезную гарантию своей защищенности, а успешность работы своего предприятия – как личностно значимый фактор.

Можно согласиться с мнением  специалистов, которые считают, что  нынешние программы жилья для  молодежи имеют скорее пропагандистское значение, чем демографический эффект. [24, с. 313]Рождение нескольких тысяч детей в молодых семьях – счастливых обладателях нового жилья, на фоне нескольких сотен тысяч отложенных из-за отсутствия жилья рождений, статистически неуловимо в показателях рождаемости. Конечно, это замечательно – помочь решить жилищную проблему хотя бы тысяче семей в каждом регионе. Но ведь рядом останутся многие тысячи других семей, для помощи которым нет финансовых возможностей. Налицо явная дискриминация остальных семей. Жилищную проблему более справедливо решать в общем контексте реформирования социальной сферы, развития ипотеки, совершенствования распределительных отношений в парадигме социального государства» [25, с. 608]. Исследования показали, что улучшение материальных условий не приводит к существенному увеличению числа детей в семье, а как экономический фактор играет незначительную роль (в странах Запада, где у большинства семей, казалось бы, хорошие материальные условия, позволяющие иметь много детей, так же, как и в нашей стране, распространен идеал однодетности). Решение проблемы следует искать именно на ценностном поле – добиться повышения рождаемости можно, только изменив ценностные установки и ориентации людей. Вполне справедливым представляется по этой причине утверждение, что «…из социологических исследований по данной проблематике следует, что в число факторов, влияющих на решение создать семью и завести детей, не входят те формы государственной поддержки молодых семей, которые существуют на сегодняшний день» [26].

Вывод, который можно сделать  по результатам анализа данной целевой Подпрограммы, вполне соответствует приведенному выше утверждению. Ожидание значительного демографического эффекта от реализуемых на основании этих программ мероприятий вряд ли может быть обоснованным, прежде всего, с точки зрения количественных показателей рождаемости.

         Однако не менее, а даже более важными следует признать качественные изменения, которые обязательно найдут свое отражение в положении молодых семей после улучшения ими жилищных условий. Речь идет о ранней профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, о позитивных изменениях показателей здоровья молодежи, в том числе и здоровья репродуктивного, а главное – о постепенном изменении ценностных установок молодежи, восстановлении в общественном сознании ценностей семьи и детей. А это, в свою очередь, означает необходимость привлечения к решению проблем молодых семей широкого круга социальных, профессиональных и конфессиональных организаций и групп, обеспечения координации и взаимодействия их с государственными структурами, ответственными за реализацию социальной политики в Ставропольском крае.

 

 

Заключение

 

Проблема организации  социальной поддержки молодых семей, как на федеральном, так и на региональном уровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи как особой социальной категории, со специфическими интересами и потребностями. Невозможность удовлетворения этих потребностей нарушает процесс нормального функционирования семьи.

Нарушение процессов функционирования ведет, в конечном счете, к неблагополучию в семье любого типа (семье пожилых  супругов, неполной семье и т.д.). Однако именно неблагополучие молодых  семей приобретает тяжелые, иногда катастрофические последствия, как  для самой этой семьи, так и  для государства и общества. Последнее  достаточно очевидно, поскольку социально-экономическое  положение молодых семей определяет их готовность реализовать одну из важнейших своих функций - репродуктивную. А репродуктивное поведение молодых  семей, в свою очередь, напрямую сказывается  на демографической ситуации в стране.

Социально-демографическая  политика государства должна быть ориентирована  в первую очередь именно на молодые  семьи. Необходимо отметить, что готовность к рождению второго, а тем более  третьего ребенка в семье зависит  от того, насколько велики были те трудности, с которыми молодая семья столкнулась  после рождения первенца. Да и само появление первенца является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные акты

    1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 (ред. от 01.12.2004) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1318
    2. Семейный кодекс РФ. – М.: Омега-Л, 2008. – 88 с.
    3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от17.07.1999 №178-ФЗ// Российская газета. – 1999. –23 июля (№ 142)
    4. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 25
    5. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14.05.1996 №712 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2460
    6. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»: – постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001.– № 2
    7. О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы: постановление Правительства РФ от 17.09.2001 №675 // Российская газета. – 2001. – 26 сент. (№ 187)
    8. О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: постановление Правительства РФ// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – 27 дек. (№ 52. ч. II)

Литература по теме исследования

    1. Азисов Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов. - Саранск, 2009. – 35 с.
    2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие / Е.М. Басосов. – Минск.: Тетра Системс, 2009. – 320 с.
    3. Бестужев-Лада Н.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / Н.В. Бестужев-Лада. – М.: Социс, 2008. - 293 с.
    4. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России / В.В. Бодрова // Социологические исследования. – 2008. – № 6. – С. 22 - 34
    5. Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР / под ред. А.Г. Вишневского. – М.: Статистика, 2009. – 677 с.
    6. Быкова Л.Д. Содержательная модель региональной социальной политики/ Л.Д. Быкова //Вестник Омского университета, 2007. - Вып. 2. – 120 с.
    7. Волгин Н.А. Социальное государство / Н.А. Волгин, Н.Н Гриценко, Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2009. – 231 с.
    8. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 2008. – 284 с.
    9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 2009. – 298 с.
    10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2007. - 280 с.
    11. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования, 2005. - № 10. - С. 95 - 96
    12. Гуслякова Л.Г., Семья в представлениях молодежи / Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова // Социальная работа, 2008. - № 7. – С.177 - 179
    13. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости / Т.А. Долбик-Воробей // Социологические исследования, 2009. - № 1. – С. 88 - 90
    14. Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе / И.В. Долгорукова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. – 331 с.
    15. Емельянова Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе / Е.В. Емельянова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. – 109 с.
    16. Официальный сайт думы Ставропольского края -  http://www.dumask.ru/
    17. Заговорская, И.А. Курс семейного права / И.А. Заговорская. – М.: Юрайт, 2008. – 312-313 с.
    18. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи // Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М.: Изд. центр «Академия» , 2008. – 224 с.
    19. Официальный сайт Правительства РФ

Информация о работе Проблемы молодой семьи в современной России