Проблемы рынка труда и преодоления безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест". Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Содержание работы

Введение
Рынок труда и его структура
Сущность и специфика рынка труда
Структура рынка труда
Особенности рынка труда в России
Причины и формы безработицы
Сущность безработицы
Причины безработицы
Основные формы и виды безработицы
Социально-экономические последствия безработицы
Уровень безработицы в России
Уровень безработицы в Ямало-Ненецком автономном округе
Государственное регулирование занятости
Государственная политика в сфере занятости и социальной защиты населения
Федеральная служба занятости России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КР-Проблемы рынка труда и преодоление безработицы - копия.docx

— 663.62 Кб (Скачать файл)

Одной из разновидностей безработицы  является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

 

 

2.4 Социально-экономические последствия  безработицы

 

Влияние безработицы на экономическую  и социальную жизнь общества противоречиво.

В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:

Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.

Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.

В то же время безработица порождает  тяжелейшие отрицательные социально-экономические  последствия.

1. Незанятая рабочая сила означает  недоиспользование экономического  потенциала общества, прямые экономические  потери, являющиеся следствием естественной  и фактической безработицы (и  соответственно занятости).

Естественный уровень безработицы  – это такая ситуация на рынке  труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся  фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.

Естественный уровень безработицы  позволяет определить потенциальный  ВНП, т. е. такой объем валового национального  продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости. Фактический уровень  ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень  безработицы выше естественного  уровня безработицы. В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает вследствие превышения естественного  уровня безработицы.

2. Безработица сковывает требования  профсоюзов о повышении заработной  платы, как бы срабатывает в  пользу требований союзов предпринимателей.

3. При длительной безработице  работник теряет квалификацию, а  получение новой квалификации  и адаптация к новым условиям  часто протекают для него болезненно.

4. Безработица ведет к прямому  падению ранее достигнутого уровня  жизни. Пособия по безработице  всегда меньше заработной платы,  имеют временный характер. Рост  безработицы снижает покупательный  и инвестиционный спросы, сокращает  объемы сбережений у населения.

5. Сам факт безработицы наносит  человеку тяжелейшую психологическую  травму, сравнимую с самыми неприятными  обстоятельствами. Многие социологи  связывают рост преступности  с ростом безработицы.

 

2.5 Уровень безработицы в России.

 

Как свидетельствуют последние  данные Росстата по итогам октября 2011 года – января – 2012 года, уровень  безработицы в большинстве российских регионов остается невысоким и в  основном демонстрирует снижение. При  этом ситуация с безработицей в региональном разрезе остается резко полярной. Так, как видно из рейтинга регионов России по уровню безработицы, разница по этому показателю между субъектами федерации почти 50-кратна. При этом следует признать, что только в нескольких регионах страны положение действительно критично и является во многом определяющим для формирования неблагоприятной социальной ситуации.

Так, самый высокий уровень безработицы  по методологии МОТ зафиксирован в Республике Ингушетия – 49.1%, в  Чеченской Республике – 36.3% и Республике Тыва – 24.2%. Причем такая ситуация наблюдается  уже достаточно давно, и несмотря на все усилия федеральной и региональных властей, пока переломить ее не удается.

В качестве слабого утешения можно  отметить, что в мире есть целый  ряд стран, из числа развитых, где  уровень безработицы находится  на высоком уровне. Взять, к примеру, Европейский Союз. Конечно,  сорока процентный уровень безработицы ни в одной стране здесь пока еще не достигнут, но, например, в Испании, где сейчас самая высокая безработица, этот показатель, рассчитываемый также по методологии МОТ, составляет более 23%, то есть почти столько же, сколько в вышеупомянутой Тыве. В свою очередь, в Португалии и Ирландии ситуация с безработицей ничуть не лучше, чем в Калмыкии (15.2%), а в Хорватии и Словении процент безработных примерно такой же как в Кабардино-Балкарии.

Конечно, делать такие сравнения  следует с определенной долей  условности, так как в Европе налажен  механизм содействия безработным, и  пособия по безработице там зачастую превосходят средний уровень  зарплат в некоторых российских регионах. Тем не менее, если абстрагироваться от этого, то сопоставления могут  иметь некоторый интерес.

На фоне европейских стран большинство  наших регионов смотрятся совсем неплохо. Так, например, уровень безработицы  в Якутии (9.7%) близок к польскому и французскому. Безработица в Омской области (9.0%) находится на уровне Италии, Кировской области (8.0%) – Великобритании, Новосибирской области (7.3%) – Бельгии. В Нижегородской области безработица по методологии МОТ сравнима с исландской, а, например, Пермский край демонстрирует показатели безработицы, близкие к Мальте, Тверская область - к Германии, Республика Татарстан – к Нидерландам, Московская область –  к Австрии.

Самый низкий уровень безработицы  – в Москве – 1.0%, Санкт-Петербурге – 1.4%, а также в Ленинградской  области (3.1%). Очень близки к этим регионам по уровню безработицы показатели одной из самых благополучных  стран мира Норвегии.

Для более качественной характеристики социальной ситуации в том или  ином регионе достаточно интересно  сравнение регионов по сочетанию  уровня зарплат и показателя безработицы. Это позволит выделить некоторые  группы – кластеры, которые в  свою очередь, характеризуют остроту  социальной проблемы.

К кластеру благополучных регионов с высоким уровнем среднемесячной номинальной заработной платы по итогам декабря 2011 года и низкой безработицей по мнению экспертов "РИА-Аналитика" относятся, прежде всего, Ямало-Ненецкий АО (4 место среди регионов с низкой безработицей и 2-е место по уровню зарплат), Москва (самая низкая безработица и 6 место в стране по зарплатам), Магаданская область (5-е места и по безработице и по начисленной заработной плате). Хорошие сочетания безработицы и заработной платы также в Чукотском АО (12 и 1 места соответственно) и Санкт-Петербурге (2 и 12 места). Среди регионов, где нет проблем с безработицей и отмечены относительно высокие заработные платы, Московская и Ленинградская области, Камчатский край, Тюменская и Астраханская области.

К числу проблемных субъектов федерации  с низкими заработными платами  и высокой безработицей относятся  Республика Ингушетия (83 место по безработице  и 81 по зарплатам), Республика Дагестан (78 и 83 места), Республика Калмыкия (80-е  места), Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики. В качестве медианных  по стране регионов по сочетанию безработица-заработная плата выступают Калужская и Кемеровская области.

 

2.6 Уровень безработицы в Ямало-Ненецком автономном округе.

 

 

       Согласно подведенным  итогам работы Департамента занятости населения ЯНАО по трудоустройству населения на предприятиях региона. 
       В 2011 году за помощью в трудоустройстве в службы занятости обратились 43425 человек. Из них 18009 граждан обратились за содействием в поиске работы, а 32669 человек воспользовались информацией о состоянии рынка труда на Ямале. 6625 человек  получили помощь в профессиональной ориентации. 
       Анализ обращений граждан показывает положительные тенденции в трудоустройстве населения. Численность обратившихся граждан в сравнении с 2010 годом  снизилась почти на 20%. В 2011 году на 30% - а это на 4422 человека меньше, было признано безработными. В среднем, каждый месяц 853 человека получали статус безработного. 
       В течение 2011 года численность безработных граждан стоящих на учете в службе занятости снизилась на 1355 человек. По состоянию на 1 января 2012 года на учете в департаменте занятости населения ЯНАО состоит 3923 человека. 
       Если взять разрез численности безработных по муниципальным образованиям, то тенденция снижения безработицы везде одинакова – количество граждан нуждающихся в трудоустройстве существенно снижается в сравнении с предыдущими годами. 
Незначительно изменился и качественный состав безработных.

На учете состоят 527 человек из малочисленных народов Севера.

Доля безработных женщин составляет 54,3%.

Безработной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет – 40,7%.

Низкий уровень образования  имеют 46,8% граждан.

В 2011 году увеличилось количество людей уволившихся с постоянного  места работы по собственному желанию, их количество достигло 36,8%. Также увеличилось  количество потерявших работу в связи  с сокращением, оптимизацией штата  или ликвидацией предприятий  – до 12,4%.

 
Не смотря на это, уровень регистрируемой безработицы в ЯНАО снизился и  составил по состоянию на 1 января 2012 года всего 1,2%. По статистике Росстата, общий уровень безработицы в  Ямало-Ненецком автономном округе  составил 3,6%. Это гораздо ниже показателей по России  - 6,3% и по Уральскому федеральному округу -3,6%. 
Не смотря на существующую безработицу, предприятия Ямала по-прежнему остро нуждаются в квалифицированных кадрах – монтажниках, машинистах, сварщиках, водителях, инженерах нефтегазового комплекса, а также строителях – плотниках, каменщиках, штукатурах и изолировщиках.

3. Государственное  регулирование занятости

3.1 Государственная политика  в сфере занятости и социальной защиты населения.

  Государственная политика  занятости, степень ее реалистичности  и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда  и программы  содействия занятости  зависят от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера  ее адаптированности  к специфическим условиям  развития  на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения РФ», показывает  как бы общую направленность действий, которую  следует учесть в конкретной политике  занятости  на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы меры  государственной политики краткосрочного действия  не противоречили объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда, рассчитанным на многие годы.

  Государственная политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного  использования трудового потенциала и его развитие.

  Законодательная деятельность  государства охватывает всю гамму  трудовых отношений. Оно не  только предъявляет спрос на  рабочую силу в государственном   секторе экономики, но и регулирует  его в частном, определяя основные  параметры найма в масштабах  национальной экономики. Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

  При таком понимании роли  социальной и экономической составляющих  развития безработица  не может  рассматриваться как экономически  оправданная. Сокращается покупательная  способность населения, бюджеты   теряют налогоплательщиков, а предприятия - кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится  непременным условием социальной  и экономической стабильности устойчивости развития, успеха проведения реформ.

  Состояние рынка труда является  результатом влияния множества   экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок   труда становится  силой, воздействующей  на них. Поэтому нейтрализация   безработицы может  достигаться   в более широком  контексте  экономических, социальных, образовательных  и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости   и экономики крайне  необходима  для обеспечения  стабильного  роста  производства  и занятости. 

Политика, которая улучшает  функционирование рынка труда  и способствует приспособлению рабочей силы  к структурным  переменам, снижает риск падения  экономического роста, позитивно влияет  на возможности стабилизации развития.  Соответственно, чем более успешной будет  политика, направленная  на поддержание  без инфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше будут перспективы занятости и рынка труда. Поэтому важнейшей целью является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

  - трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

  -стимулирование образования гибкого  рынка труда;

  -социальная защита от безработицы.

  Мировой опыт выработал два  основных типа воздействия на  уровень занятости:

  1. активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения  труда, меры по сохранению  и повышению уровня занятости на предприятиях);
  2. пассивный (выплата пособий безработным).

  Большое влияние на рынок труда   оказывают государственные социальные  программы (помощь малоимущим, пособия  по безработице, различные социальные  выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют определенной  стабилизации  социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Информация о работе Проблемы рынка труда и преодоления безработицы