Социальная защита населения
в условиях рынка осуществляется
через механизм перераспределения
доходов на основе введения
« черты бедности» в России,
как и в других странах, на
уровне « прожиточного минимума».
Значительна и посредническо - вспомогательная
роль государства на рынке труда. Она частично
берет на себя функции поиска и предоставления
рабочих мест, а также создания общенациональной
сети по трудоустройству. Государственные
системы обучения и переобучения рабочей
силы содействуют максимально быстрой
адаптации к меняющимся требованиям
рынка.
Видное место на сегодняшний
день в регулировании рынка
занимает биржа труда. Биржа
труда - учреждение, осуществляющее посредничество
между рабочими и предпринимателями при
совершении сделки купли-продажи рабочей
силы и регистрации безработных.
Рынок труда представляет собой
с социальной стороны систему
общественных отношений, отражающих
уровень развития и достигнутый
на данный период баланс интересов
между выступающими на рынке
силами: предпринимателями, трудящимися
и государством. Степень развитости
рынка труда характеризуется
институциализацией противоречивых
интересов этих субъектов рынка
труда- ассоциаций предпринимателей,
с одной стороны, и профсоюзов, с другой.
В широком смысле механизм
госрегулирования включает экономические,
юридические, социальные и психологические
факторы, определяющие функционирование
рынка труда. Они осуществляются
через систему трудоустройства широкую
сеть бюро занятости, банки данных о рабочих
местах, государственные программы переподготовки.
Меры косвенного регулирования
рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная
и бюджетная политика правительства,
совершенствование законодательства
о социальном обеспечении, о
трудовых отношениях, о равных
гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования
рынка рабочей силы одновременно
являются и мерами общеэкономического
регулирования и воздействуют
на динамику занятости и безработицы
посредством воздействия на конъюнктуру.
Таким образом, современное
государственное регулирование
рынка труда представляет
собой комплекс экономических,
административных, законодательных,
организационных и иных мер.
- Федеральная служба занятости России
В основе государственной
системы занятости лежит сеть
служб и фондов занятости различных
уровней. На федеральном уровне - это
Федеральная служба занятости населения,
в каждом из субъектов Федерации
существуют региональные или республиканские
службы занятости, а в городах
и населенных пунктах, а также
в крупных сельских пунктах существую
местные службы занятости. Структурные
подразделения федеральной службы
занятости подчиняются соответствующим
вышестоящим органам и органам
исполнительной власти. Функции, права,
обязанности службы занятости нацелены
на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы
занятости на безвозмездной основе
предоставляют органам государственной
статистики, налоговым органам и
получают от них сведения, необходимые
для выполнения своих функций. Службы
занятости имеют право запрашивать
на безвозмездной основе у органов
исполнительной власти, у предприятий,
организаций, учреждений все сведения,
необходимые для разработки программ
занятости.
Органы служб
занятости на основе прогнозов экономического
развития с участием работодателей
и представителей трудящихся разрабатывают
программы занятости, которые после
согласования утверждаются представителями
соответствующих органов власти.
Органы исполнительной и представительной
власти вместе со службами занятости
контролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие
служб занятости с предприятиями
- работодателями, работниками или
их представителями - строится на принципах
социального партнерства. Служба занятости
наделена широким кругом прав и обязанностей:
- анализировать и прогнозировать
состояние рынка труда;
- вести учет свободных рабочих
мест и граждан, обращающихся по вопросам
трудоустройства;
- информировать обращающихся
работников и работодателей о возможности
получения работы и обеспечения рабочей
силы;
- оказывать гражданам помощь
в подборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых работников;
- организовывать профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации граждан в учебных заведениях
службы занятости и других учебных заведениях;
- оказывать услуги в профессиональной
ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым
работником и другим категориям населения;
- регистрировать безработных
и оказывать им помощь в пределах своей
компетенции;
- разрабатывать республиканские
и региональные программы занятости;
- подготавливать предложения
об использовании труда иностранных работников,
привлекаемых на основе межправительственных
соглашений;
- оплачивать стоимость профессиональной
подготовки и переподготовки, если трудоустройство
требует получение новой профессии, также
выплачивается стипендия за период учебы;
- выдавать, в соответствии с
законом, пособие по безработице, устанавливать
к ним надбавки с учетом иждивенцев и других
обстоятельств;
- публиковать статистические
данные о состоянии рынка труда.
Все услуги федеральной
государственной службы, связанные
с обеспечением занятости граждан,
предоставляются бесплатно. Финансирование
мероприятий, связанных с разработкой
и реализацией государственной
политики занятости, происходит за счет
средств местного бюджета.
Федеральная и
региональные службы занятости населения,
аккумулируя в фондах занятости
большую часть страховых платежей,
должны с учетом сложившихся и
прогнозируемых показателей занятости
и безработицы определять кризисные
территории - республики, края, области
и автономии, а в каждом из них
- города и районы. Для этого применяется
специальная методика, в основу которой
положен метод группировок в
отличие от зарубежных аналогов, базирующихся
на арифметическом подходе.
Федеральная служба
занятости России использует арифметический
подход и группирует регионы по уровню
безработицы в соответствии со следующими
критериями: 1) ниже среднего уровня по
стране; 2) в пределах двукратного
превышения среднего уровня; 3) более
двукратного превышения. Сегодня
становятся актуальными вопросы
эффективности всей системы государственной
службы занятости и необходимости
оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных
органов.
Всесторонняя
оценка эффективности функционирования
государственной службы занятости
может быть дана на основе использования
системы взаимосвязанных показателей,
характеризующих конечные результаты
ее работы. Соответствующая методика
должна основываться на следующих принципиальных
положениях:
- охват всех направлений службы
занятости, по которым достигнутые результаты
отражаются в конкретных показателях;
- ограниченность количества
принятых для оценки показателей, исключающих
их дублирование;
- “сквозной” характер оценочных
показателей, обеспечивающих возможность
сравнительного анализа и оценки деятельности
местных (городских, районных), региональных
(на уровне субъекта РФ) центров занятости
и Федеральной службы занятости России
в целом;
- единый подход к расчету показателей,
однозначность их толкования;
- полная объективность оценочных
показателей;
- использование действующих
форм учета и отчетности.
По мнению экспертов,
критериями эффективности работы органов
службы занятости следует считать повышение
их роли в организации рынков труда - общероссийского,
регионального, местного - и степень удовлетворения
спроса со стороны как не занятых трудовой
деятельностью граждан, так и работодателей.
Правительством
РФ Постановлением N 156 от 6 апреля 2004 г.
"Вопросы федеральной службы по
труду" указано
- Установить, что Федеральная
служба по труду и занятости является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим правоприменительные
функции в сфере труда, занятости и альтернативной
гражданской службы, функции по контролю
и надзору за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, законодательства
о занятости населения, об альтернативной
гражданской службе, функции по оказанию
государственных услуг в сфере содействия
занятости населения и защиты от безработицы,
трудовой миграции и урегулирования коллективных
трудовых споров.
Заключение
Проблема безработицы
является одной из фундаментальных
в развитии и функционировании человеческого
общества. Безработица – явление,
свойственное стадии товарного производства.
Переход к рынку неизбежно
вызывает значительный рост уровня безработицы,
о чем свидетельствует, в частности,
опыт восточноевропейских стран, прошедших
или проходящих путь становления
рыночных отношений. Это же подтверждает
и практика общественных преобразований
в России.
Безработицу предопределяют
различные факторы: научно-технический
прогресс обуславливает сокращение,
прежде всего, работников ручного труда;
структурные изменения в экономике
вызывают уменьшение числа занятых
в отдельных отраслях производства;
повышение производительности труда
также ведет к уменьшению числа
занятых; сокращению живого труда способствует
действие закона экономии времени.
В условиях обострения
экономических проблем закрываются
также некоторые производства, загрязняющие
окружающую среду. Все это объективные
факторы, имеющие место во всех странах
независимо от их экономической системы.
Безработица, как
свидетельствуют многие социологические
и социально-психологические исследования,
имеет исключительно негативные
социальные последствия для общества
в целом, отдельных его групп
и слоев, для семей, для каждого
человека. Среди всех этих последствий
увеличение смертности от сердечных
заболеваний, рост числа самоубийств
и убийств, численности пациентов
в психиатрических лечебницах, ухудшение
отношений в семье, рост преступности
и т.д., ведь люди остро переживают
не востребованность своих знаний, производственного
опыта, переход от одной социальной группы
в другую. В связи с этим исследованиями
зафиксированы основные психологические
качества безработного: невысокий уровень
социальной смелости, уступчивость, комфортность,
пессимистичность и осторожность в поведении,
недоверчивость или скептицизм, стойкое
маргинальное эмоциональное состояние.
На мой взгляд,
главным в социальной политике является
(т.е. должно быть) упреждение массовой
безработицы, что обеспечивается, прежде
всего, нормальным функционированием
общества, его эволюционным развитием.
Органам службы
занятости всех уровней необходимо
широкое развертывание проф-ориентационной
работы с молодежью для подготовки ее
к трудовой деятельности в условиях развивающегося
рынка труда, ведь именно нам, кому в будущем
придется взять на себя бразды правления
государством, и нужно будет решать проблемы,
ставшие неотложными уже на сегодняшний
день.
Необходимо расширять
сеть учебных центров профессионального
обучения, профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
высвобождаемых работников и безработных
граждан. Государственная программа
уже принята и начала действовать.
Но она еще не достаточно сильна,
и нуждается в активной государственной
поддержке.
Забота государства
о достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости, как
важной социальной гарантии для экономически
активного населения, является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям
развития многоукладной экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Таким образом, комплексный
подход к системе занятости, мерам
ее регулирования и социальной защите
населения, на мой взгляд, позволит
смягчить социальную напряженность
в сфере трудовых отношений.
.
Список
используемой литературы
- Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П.
Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.
- Занятость и рынок труда: новые
реалии, национальные приоритеты, перспективы.-
М.: Наука, 1998г
- Заславский И.Е Труд, занятость
безработица - М.: Наука,1992.
- Кодекс Законов о труде 1971г
- Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 года
- Российская экономика: прогнозы
и тенденции. 1999 №72-74
- Федеральный закон « О занятости
населения РФ» от 19.04.1991 №1032-1 с изм. и доп.
- www.trudobzor.ru
- www.rutrud.ru
- www.mirec.ru (журнал «Мировое и
национальное хозяйство»)
- www.yamal.ru/new/news/120210.htm
- ria.ru/research_rating/20120322/602723913.html