Проблемы социализации личности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.

Файлы: 1 файл

Социология2222.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы социализации личности в современной России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность проблемы. Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.

             Социализация – это процесс  усвоения человеческим индивидом  определенной системы знаний, норм  и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноправного члена общества. 1

             Социальные изменения, происходящие  в последние десятилетия во  всех сферах жизни российского  общества, выдвинули в ряд актуальных  проблем – тему социализации  личности в условиях социальной  трансформации.

             При этом немаловажно и то, что направленность процесса социализации индивидов в том или ином обществе как межпоколенной трансляции накопленного опыта человечества, влияет на функционирование и развитие социальных отношений во всех областях общественной жизни: экономической и управленческой, медицинской и художественной, педагогической и научной, информационной и технической.

            В настоящее время в условиях  модернизации российского общества, с одной стороны, социального  дисбаланса, с другой стороны, изучение проблемы социализации личности имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью общества, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности людей в основном не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности. Из этого вытекает необходимость социального исследования проблем социализации человека, факторов влияния на его формирование как личности.

Целью данного исследования является анализ процесса социализации личности в современной России.

Задачи исследования:

1) Изучить личность как  объект воздействия социальных  институтов и групп, основных  агентов социализации;

2) Охарактеризовать этапы и факторы социализации личности на макро, мезо и микроуровнях в условиях динамичных социальных изменений;

3) Представить перспективы  развития процесса социализации  личности в современном российском  обществе.

    Объектом данного  исследования является – личность как социальный феномен, предметом – социализация личности в современном российском обществе.

    Теоретико-методологическая  база. В данной работе были использованы классические и современные концепции социализации личности, разработанные в рамках психологического направления – З. Фрейда, Э. Фромма, К.Г. Юнга; социологические теории Э. Дюркгейма, Ч.Х. Кули, Т. Парсонса, П. Бергера и Т. Лукмана.

    Целостный анализ  психологического аспекта социализации  личности представлен в трудах  отечественных ученых. Среди них – К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, В.А. Ядов.

 

 

 

 

 

 

      1.Социализация личности как социокультурное явление

      1.1 Первичная и вторичная социализация

 

    Социализация  – двусторонний процесс постоянной  передачи обществом и освоения  индивидом в течение всей его  жизни социальных норм, культурных  ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе.

Рассмотрим более подробно общую характеристику социализации по теории П. Бергера и Т. Лукмана.

Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Как указывалось, ранее, социализация – это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Можно выделить следующие периоды социализации.

    Термин «первичная»  относится в социологии ко  всему, что составляет непосредственное  или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений. Первичная социализация – это «та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества».2

    Вторичная социализация  – это «каждый последующий  процесс, позволяющий уже социализированному  индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества». 3Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

    Известный российский  социолог А.И. Кравченко предлагает  следующее правило для определения  конца первичной социализации и начала вторичной социализации. Обретение политической (паспорт, право голосовать), экономической (устройство на работу), и социальной (создание собственной семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации. 4

    Поскольку социализация  процесс двусторонний, с одной  стороны, происходит усвоение индивидом  уже накопленного социального  опыта путем вхождения в социальную  среду, систему социальных связей, с другой – благодаря активной  деятельности индивида, развивается процесс ретрансляции системы социальных связей. Таким образом, личность в процессе социализации не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Этот и есть свидетельство того, что человек не просто пассивно принимает, то, что ему предлагает общество.

    Беспомощность  ребенка, его зависимость от окружения  заставляют думать, что процесс  социализации происходит при  чьей-то посторонней помощи. Помощники  – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

 

     1.2 Агенты социализаци

    Агенты социализация  – это люди, группы или социальные  институты способствующие социализации. 5

    Поскольку социализация  разделается на два периода, постольку  и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.

    Как указывает А.И. Кравченко, агентами первичной социализации являются родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.6

    Агенты вторичной  социализации – представители  администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации.

    Каждый агент  первичной социализации выполняет  множество функций. Например, отец  по отношению к своему ребенку  играет роли – опекун, администратор, воспитатель, друг, учитель. Агенты  вторичной социализации выполняют  одну – две функции.

    Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковые роли и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направления.

    Каждая социальная  группа может дать в процессе  социализации только то, чему  они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости. От детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

    Функции агентов  первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется  это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы

    Безусловно, рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Но при этом, как решительно настаивал классик отечественной психологии Л.С. Выготский: ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.7 Выросший среди хищных зверей киплинговский Маугли, став взрослым, смог вернуться к людям. А литературный Робинзон, проведя на необитаемом острове двадцать пять лет, умудрился сохранить изысканно – светскую форму общения. К сожалению, в жизни так не бывает. У детей, воспитанных в сообществе зверей, сформировать человеческие формы сознания оказалось невозможным. А всего лишь год, проведенный человеком в условиях изоляций от общества, нередко приводил к необратимым изменениям в его психике.

    Можно сделать вывод: личность – это всегда человек. Но не каждый человек является личностью. Человек рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно. Поэтому следует различать понятия: индивид, личность и индивидуальность.

    Общество развивается  посредством практической реализации  индивидуальных качеств личностей. Если бы личности не обладали  этими качествами, то общество  оказалось бы в состоянии вечного  застоя. Более того, чтобы стать  личностью, индивид должен обрести индивидуальность. "В ходе онтогенетического развития и жизненного пути человека, – писал психолог Б.Г. Ананьев, – происходит прогрессирующая индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все уровни этого развития.

    По вопросу  об окончании социализации точки зрения ученых расходятся. Одни считают, что социализация продолжается всю жизнь. Освоение социальных ролей и культурных норм начинается в младенчестве, проходит ряд этапов, включая обучение, изменение взглядов, привычек, вкусов, и заканчивается в глубокой старости. Другие рассматривают социализацию как процесс социального взросления, он завершается тогда, когда молодой человек осваивает основные роли полноправного члена общества. Постижение появляющихся в обществе новых норм и ролей – это социальная адаптация, она сопровождает человека всю жизнь.

    Социализация  проходит этапы, совпадающие с  так называемыми жизненными циклами  человека. Они знаменуют важнейшие  вехи в биографии человека, которые  вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

    Жизненные циклы  связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

    Каждый раз, переходя  на новую ступеньку, вступая в  новый цикл, человеку приходится  многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название – десоциализация, понимаемая как отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения. 8За десоциализацией следует новый этап. Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, нормам ролям и правилам поведения взамен усвоенных ранее. 9Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации.

 

 

1.Макро, мезо и микрофакторы социализации личности в условиях трансформации современного российского общества.

 

    Рассмотрим общую  характеристику факторов социализации  в трактовке российского социального педагога А.В.  Мудрика. 10

    Факторы социализации  – это обстоятельства, условия, побуждающие  человека к активности, к действию. 11

2.1 Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство)

   

Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

    Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями).

    Современный мир  изобилует глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Информация о работе Проблемы социализации личности в современной России