Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 16:47, контрольная работа
Актуальность проблемы. Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.
Проблемы социализации личности в современной России
Оглавление
Актуальность проблемы. Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.
Социализация – это процесс
усвоения человеческим
Социальные изменения, происходящие
в последние десятилетия во
всех сферах жизни российского
общества, выдвинули в ряд актуальных
проблем – тему социализации
личности в условиях
При этом немаловажно и то, что направленность процесса социализации индивидов в том или ином обществе как межпоколенной трансляции накопленного опыта человечества, влияет на функционирование и развитие социальных отношений во всех областях общественной жизни: экономической и управленческой, медицинской и художественной, педагогической и научной, информационной и технической.
В настоящее время в условиях
модернизации российского
Целью данного исследования является анализ процесса социализации личности в современной России.
Задачи исследования:
1) Изучить личность как объект воздействия социальных институтов и групп, основных агентов социализации;
2) Охарактеризовать этапы и факторы социализации личности на макро, мезо и микроуровнях в условиях динамичных социальных изменений;
3) Представить перспективы
развития процесса
Объектом данного исследования является – личность как социальный феномен, предметом – социализация личности в современном российском обществе.
Теоретико-методологическая база. В данной работе были использованы классические и современные концепции социализации личности, разработанные в рамках психологического направления – З. Фрейда, Э. Фромма, К.Г. Юнга; социологические теории Э. Дюркгейма, Ч.Х. Кули, Т. Парсонса, П. Бергера и Т. Лукмана.
Целостный анализ
психологического аспекта
1.Социализация личности как социокультурное явление
Социализация
– двусторонний процесс
Рассмотрим более подробно общую характеристику социализации по теории П. Бергера и Т. Лукмана.
Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. Как указывалось, ранее, социализация – это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Можно выделить следующие периоды социализации.
Термин «первичная»
относится в социологии ко
всему, что составляет
Вторичная социализация
– это «каждый последующий
процесс, позволяющий уже
Известный российский
социолог А.И. Кравченко предлагает
следующее правило для
Поскольку социализация
процесс двусторонний, с одной
стороны, происходит усвоение индивидом
уже накопленного социального
опыта путем вхождения в
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализация – это люди, группы или социальные институты способствующие социализации. 5
Поскольку социализация разделается на два периода, постольку и агенты бывают двух видов: первичные и вторичные.
Как указывает А.И. Кравченко, агентами первичной социализации являются родители, братья, сестры, дедушки и бабушки, близкие и дальние родственники.6
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, церкви, государства, СМИ и т.п. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, а их воздействие, как правило, менее глубоко, чем у первичных агентов социализации.
Каждый агент
первичной социализации
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковые роли и имеют равный статус. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направления.
Каждая социальная
группа может дать в процессе
социализации только то, чему
они обучены или
Функции агентов
первичной социализации
Безусловно, рождение не обеспечивает автоматического включения человека в деятельность общества. Но при этом, как решительно настаивал классик отечественной психологии Л.С. Выготский: ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.7 Выросший среди хищных зверей киплинговский Маугли, став взрослым, смог вернуться к людям. А литературный Робинзон, проведя на необитаемом острове двадцать пять лет, умудрился сохранить изысканно – светскую форму общения. К сожалению, в жизни так не бывает. У детей, воспитанных в сообществе зверей, сформировать человеческие формы сознания оказалось невозможным. А всего лишь год, проведенный человеком в условиях изоляций от общества, нередко приводил к необратимым изменениям в его психике.
Можно сделать вывод: личность – это всегда человек. Но не каждый человек является личностью. Человек рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится постепенно. Поэтому следует различать понятия: индивид, личность и индивидуальность.
Общество развивается
посредством практической
По вопросу об окончании социализации точки зрения ученых расходятся. Одни считают, что социализация продолжается всю жизнь. Освоение социальных ролей и культурных норм начинается в младенчестве, проходит ряд этапов, включая обучение, изменение взглядов, привычек, вкусов, и заканчивается в глубокой старости. Другие рассматривают социализацию как процесс социального взросления, он завершается тогда, когда молодой человек осваивает основные роли полноправного члена общества. Постижение появляющихся в обществе новых норм и ролей – это социальная адаптация, она сопровождает человека всю жизнь.
Социализация
проходит этапы, совпадающие с
так называемыми жизненными
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название – десоциализация, понимаемая как отучение от ранее усвоенных ценностей и норм, ролей и правил поведения. 8За десоциализацией следует новый этап. Ресоциализация – этап обучения новым ценностям, нормам ролям и правилам поведения взамен усвоенных ранее. 9Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса, а именно вторичной, или продолженной социализации.
1.Макро, мезо и микрофакторы социализации личности в условиях трансформации современного российского общества.
Рассмотрим общую
характеристику факторов
Факторы социализации – это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. 11
Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.
Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями).
Современный мир
изобилует глобальными
Информация о работе Проблемы социализации личности в современной России