Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 16:47, контрольная работа
Актуальность проблемы. Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.
На социализацию
подрастающего поколения
Государство можно рассматривать:
1. Как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан);
2. Как фактор относительно
направляемой социализации (государство
определяет обязательный
3. Как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.).
Это условия
социализации больших групп
Этническая или
национальная принадлежность
Этнические особенности,
связанные со способами
В условиях влияния нескольких этносов успешная адаптация состоит в том, чтобы не только приспособиться к новой среде, но и сохранить особенности своей этнической группы (для обучения взаимодействию представителей различных этнических групп необходимы специальные программы – «культурные ассимиляторы»).
Особенности социализации
в условиях сельского, городского
и поселкового образа жизни: в
жизненном укладе сел силен
социальный контроль за
Основные функции
средств массовой коммуникации:
поддержание и укрепление
Это социальные
группы, оказывающие непосредственное
влияние на конкретных людей:
семья, группы сверстников, организации,
в которых осуществляется
Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации).
Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации.
Ведущая роль
в процессе социализации
Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.
Рассмотрим более
подробно такой фактор
Кинематограф
в процессе социализации
Так среди посетителей кинотеатров молодые люди в возрасте от 11 до 29 лет составляют сегодня 72-74%. Если добавить сюда учащихся начальных классов, то удельный вес молодых людей станет еще более внушительным. Посещение кино, как видим, является сегодня формой едва ли не исключительно молодежного досуга.
При всем том
разные возрастные группы
Кино (наряду с
популярной музыкой) является также
самым популярным среди
Общеизвестно, что фильмы содержат и распространяют определенные социальные и культурные ценности, которые проявляются и тиражируются посредством тем, сюжетов, героев, пафоса кинопроизведений и т.п. Общий поток фильмов создает некоторое «ценностное поле», оказывающее воздействие на ментальность зрителей.
Не случайно
в советский период кино
Таким образом,
кинематограф – в силу
Специфика социализации нынешнего молодого поколения россиян состоит в том, что процесс их становления и вхождения во взрослую жизнь протекает в условиях интенсивной американизации кино-, теле- и видеоэкрана. Редкое, почти недоступное для советской молодежи зрелище с клеймом "Made in USA", для постсоветского молодого поколения стало не только доступным, но и обыденным, привычным, повседневным. Так, если в 1985г. американские фильмы составляли всего 3% недельного репертуара московских кинотеатров (по названиям), то в октябре 1994 г. – уже 72% 13Теперь редкостью стали отечественные фильмы, фактически исчезнувшие из репертуарных афиш кинотеатров. На видеорынке также доминирует американская кинопродукция.
Отечественное кино удерживает относительный перевес только на эфирном телевидении. Так, в апреле 1996 года 5 ведущих телеканалов (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6 и 2x2) продемонстрировали 178 игровых фильмов (без учета телесериалов), 96 из которых были отечественного производства (советские и российские) и 52 – производства США. Правда, необходимо отметить, что соотношение отечественного и американского кино на разных каналах ТВ неодинаково. Например, на ТВ-6 удерживается примерный паритет отечественных и американских фильмов с преобладанием отечественных: соответственно 44% и 32% от всех фильмов, НТВ, напротив, явно отдавало предпочтение американскому кинематографу (68% против 13%), а ОРТ и РТР демонстрируют преимущественно отечественные фильмы (70 %). Но этот перевес отечественных фильмов, к сожалению, нивелирует большим количеством латиноамериканских, английских, американских и других зарубежных телесериалов (в апреле только на телеканале 2x2 демонстрировалось 8 телесериалов, на ТВ-6 – 10). Более того, на получающем все большее распространение кабельном телевидении (в отличие от эфирного) демонстрируются преимущественно американские фильмы.
Поскольку зрители вынуждены выбирать из того, что предлагают кинотеатры, программы телевидения и видеопрокат, а предлагают они в основном зарубежные фильмы, то эти фильмы и занимают основное место в структуре зрительского «потребления». Так, в октябре 1994 г. посетители столичных кинотеатров (напомним, что 74% публики кинозалов составляют молодые люди до 30 лет) смотрели в основном американские картины (73% кинопосешений). На фильмы отечественного производства пришлось лишь 10% кинопосещаемости.
Американский
кинематограф практически
Но сегодня, как известно, не кинотеатр является основным каналом приобщения россиян к американскому кино. Ведущая роль в этом принадлежит домашнему экрану-эфирному, кабельному ТВ и видео.
Вытесненное из «потребления» отечественное кино стремительно «откатывается» на периферию ценностного сознания и предпочтений молодежной аудитории.
Можно предположить: что воздействуя на молодежь, американские фильмы эффективно формируют ее потребности и вкусы.
Результаты социологического изучения киноаудитории позволяют говорить о том, что в последние годы сформировалась прослойка зрителей с ярко выраженными ориентациями на американские фильмы. В целом эти зрители составляют 2/3 публики столичных кинозалов (65%). Каждый второй из них является «твердым» приверженцем американского кино, не колеблясь отдает ему предпочтение (33%). Остальных можно назвать «умеренными» поклонниками, им американское кино нравится не столь однозначно (скорее да, чем нет). Чем моложе зрители, тем больше среди них поклонников американского кинозрелища. Среди 11-25-летних зрители с «американизированными» установками составляют 73-75%, причем каждый второй зритель в возрасте 11-18 лет является «твердым» поклонником американского кино, а в возрасте 18-25 лет – «умеренным14».
«Американизация» зрительского сознания проявляется также в усиливающейся предпочтительности киногероя, характерного для американского кинематографа. Так, герои американских фильмов нравятся более чем половине посетителей кинотеатров (63%), вызывая у многих симпатию (43%), у некоторых - сочувствие (11%), восхищение (7%) и даже желание подражать (6%). 15Более того, 30% кинопосетителей хотели бы, чтобы герои отечественных фильмов были похожи на американских киногероев. Данные эмпирических исследований свидетельствуют о том, что американский тип героя-одиночки, наделенный стереотипным набором позитивных качеств, постепенно утверждается в сознании российских кинозрителей в качестве образа идеального киногероя.
Еще более показательно
отношение к американским
Наличие идеальной модели героя, созданной средствами духовной культуры в качестве образца для подражания, является одним из необходимых условии и факторов социализации молодежи. Подобного рода модель является выражением культурного типа данного общества, отражает его потребности в конкретную эпоху и внедряется в сознание молодых людей при посредстве доступных обществу форм воздействия на личность. В советский период в качестве идеальной модели выступали «строитель коммунизма», «всесторонне развитая личность» и пр. Эти модели являлись своего рода ориентирами для системы воспитания, средств массовой информации, в том числе советского кинематографа.
Информация о работе Проблемы социализации личности в современной России