Проблемы социализации личности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 16:47, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Проблема социализации относится к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социального опыта, ценностей и институтов.

Файлы: 1 файл

Социология2222.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

    В качестве  идеального образца, создаваемого средствами кинематографа, выступает киногерой, олицетворяющий понимание добра и зла данным обществом в данную эпоху.  Положительный герой в советском кино создавался на основе прототипа (исторической личности, реального человека) и в виде собирательного образа.  Это были герои революции, гражданской и Отечественной войны, ударники труда и «простые» люди – рабочие и крестьяне, ученые и писатели, юноши и девушки и пр.  Каждый в отдельности и все вместе они отражали общественный идеал, базовые ценности советского общества, воплощенные в определенных социально-психологических типах личности.

    Пропагандируя те или иные черты характера и качества личности, определенные нормы и модели поведения, способы решения конфликтов, кино участвовало в социализации, идеологическом и нравственном воспитании молодого поколения.  И даже если киногерой не был явно заидеологизирован, он в любом случае отражал менталитет нации, в нем воплощались черты национального характера, особенности мировосприятия, образа жизни, свойственные советскому человеку и пр.  Он был узнаваем, понятен, и зрителю легко было с ним идентифицироваться.

    С другой стороны, американский кинематограф, заполняющий повседневный кинодосуг юных зрителей, предлагает своих героев, становящихся кумирами молодых людей.  В результате личность молодого человека, души подрастающего поколения кроятся по образу и подобию не «своих» (отечественных), а «чужих» (американских) киногероев.  Так, почти каждый второй школьник (48 процентов) хотел бы быть похожим на американских киногероев (желание быть похожими на героев отечественных фильмов выразили только 30 процентов).

    Почти каждый четвертый считает, что герои американских фильмов ему ближе по духу, целям, поведению.  Как написал один старшеклассник: «Герои американских фильмов нравятся тем, что понятны мне и отражают те идеалы, к которым я стремлюсь». Герои отечественных 72 фильмов оказались ближе и понятнее только 15 процентам юношей и девушек.

    Таким образом, американизированный образ киногероя утверждается в сознании юных зрителей не только в качестве идеального киногероя, но и в качестве личностного образца.  В этих условиях, чтобы пробиться к молодому поколению зрителей, обрести и укрепить свою конкурентоспособность, российскому кино необходим поиск нового, но своего, неповторимого киногероя.  Очевидно, что эта сложная задача не может быть успешно решена простым «копированием» американской модели.  Юные зрители хорошо ощущают разницу между «своими» и «чужими».  Только 23 процента ребят хотели бы, чтобы герои отечественных фильмов были похожи на героев американских фильмов, в то время как более половины из них этого не желают.  Последнее отчасти связано с тем, что наряду с позитивными качествами, которые привлекают молодое поколение кинозрителей, американские киногерои обладают и такими чертами, которые отталкивают юных зрителей.  Среди них – прежде всего агрессивность, жестокость, бесконечная демонстрация силы, а также наглость и развязность поведения (эти качества не приемлют 40 процентов юных зрителей), однотипность, примитивность, глуповатость (32%), а также «надуманность», нереальность американсиких киногероев, которую отмечает каждый пятый юный зритель (20%).

    Исходя из всего  вышеизложенного, можно сказать, что, важнейшую роль в моральном  оздоровлении общества и молодежи  призвано сыграть искусство,  и прежде всего – отечественный  кинематограф,  важная социокультурная функция которого состоит,  в частности,  в создании массовых позитивных мифов,  типологического образа героя,  выражающих базовые социальные ценности,  которые в образной форме внедряются в сознание масс,  формируя те или иные стереотипы экономического,  политического и социального мышления и поведения.  Однако современное российское кино оказалось не в состоянии выполнять эту свою социокультурную функцию.  Сегодня оно не может помочь миллионам людей ориентироваться в окружающем их сложном и быстро меняющемся мире, разбираться в его нормах и ценностях, адаптироваться к его драмам.  В ситуации идеологического вакуума наше кино оставило людей без столь им необходимых.

 

Заключение

 

Анализируя все вышесказанное, отметим что, традиционные институты социализации (институты семьи, образования, труда) испытывают кризисные состояния, связанные как с влиянием глобализации, так и с социальными трансформациями российского общества; общественные объединения как институт социализации инновационного типа имеют значительный социализационный потенциал среди современного российского общества.

    Для социализации  личности существенное значение  имеют общественные организации  и молодежные центры. Их значение, прежде всего, в организации, сплочении  общества, объединении ее сил, в постановке и решении общественно значимых вопросов перед государственными и иными органами.

    Развитие личности  в условиях молодежной общественной  организации показывает, что важнейшим  социологическим фактором её  формирования является установка на ценность социальных отношений. Наиболее эффективно процесс социального развития личности происходит в том случае, если подростки ориентированы на социальное партнерство, если они способны и готовы к взаимному доверию, компромиссу, социальному творчеству, если они включены в активное социальное проектирование и выдвигают разнообразные социальные инициативы.

    Процесс социализации  подрастающего поколения в современной  России происходит в условиях  кризиса всей ценностно-нормативной  системы, но в то же время этот процесс играет огромную роль в развитии гражданского общества. Сегодня крайне важно создавать условия, способствующие нейтрализации негативных факторов и организовывать специализированную социально-педагогическую поддержку молодым людям, чтобы помочь им справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются в процессе социализации в современном российском обществе.

    Проблемы и  недостатки социализации молодого  поколения вполне можно решить, объединив все имеющиеся возможности. Только вместе: органы местного самоуправления, муниципальные структуры и общественные объединения могут создать такие условия, стимулы и гарантии, которые будут способствовать возрождению и развитию молодежи как стратегического ресурса, высокого потенциала нашего города и страны в целом.

    Таким образом, можно сделать вывод, что анализ системы деятельности, в которой осуществляется жизнь человека в социуме, приводит к раскрытию личности как многоуровневого системного образования. Специфика социального изучения личности заключается в исследовании личности, включенной во все многообразие социальных связей и отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Добреньков, В. И. Социология : учеб. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 624 с.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. Пер. с англ. А. Лактионова. М.: АСТ, 2009. – 284 с.
  3. Кузьмен О.В. Социология. Учебное пособие[Электронный ресурс].   — СибАГС, 2004 Режим доступа: http://www.sapanet.ru/UMM_1/2479/8_4.htm требуется авторизация.
  4. Социология : метод. рекомендации для самост. работы студентов[Электронный ресурс]. / сост. : О. В. Кузьмен, Б. С. Сивиринов ; СибАГС. — Новосибирск : Издво

СибАГС, 2013. — 79 с Режим доступа:

            http://www.sapanet.ru/UMM_1/3277/Sociology_met_rek13.pdf, требуется авторизация.

  1. Социология. Под ред. Батурина В.К. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012. - 487 с.
  2. Политическая социология. Желтов В.В., Желтов М.В. 2-е изд., доп. и испр. - М.: 2009. - 668 с.

 

 

 

1 Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя. М., 1972. С. 156.

2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. С. 41.

3 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности … С. 41.

 

4 Кравченко А.И. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. С. 294.

5 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. С. 63.

6 Кравченко А.И. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. С. 296.

7 Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 217.

8 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: "Медиум", 1995. С. 263.

9 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности... С. 263.

10 Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 3 – 197.

11 Мудрик А.В. Социальная педагогика… С. 20.

12 [Электронный ресурс] http://ecsocman.hse.ru/data/642/680/1219/003.POLUEKHTOVA.pdf

13 Полуэхтова И.А.  Американизация кинорепертуара и ее социокультурные последствия// Киномеханик, 1995. № 4. С. 93.

14 Полуэхтова И.А.  Американизация кинорепертуара и ее социокультурные последствия// Киномеханик, 1995. № 5. С. 132.

15 Полуэхтова И.А. Отношение к американским киногероям // Под знаком вестернизации (Кино – публика – воздействие). М.: 1995. С. 46.

 

 


Информация о работе Проблемы социализации личности в современной России