Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблематики в управлении инвалидами, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение термину "инвалид", определить сущность этого понятия;
- рассмотреть историческое развитие этой социальной группы;
- проанализировать современное состояние и функционирование данной группы;
- установить основные механизмы управления инвалидами;
- сделать выводы и рекомендации для эффективного управления данной социальной группой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические аспекты социальной группы «инвалиды» 6
1.1 Определение социальной группы 6
1.2 Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной Росии и СССР 7
2. Современное состояние и процессы формирования социальной группы «инвалиды» 18
2.1 Количественная и качественная характеристика социальной группы на современном этапе 18
2.2 Основные механизмы управления социальной группой «инвалиды» 19
3. Выводы и рекомендации по эффективности управления социальной группой 23
3.1. Результаты проведенного социологического исследования 23
3.2 Некоторые рекомендации на основании проведенного социологического исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности.
Инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни.
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищённость инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной Реабилитации - одна из главных и ответственных задач современной государственной политики.
В нашей стране только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивается реабилитационная индустрия.
Актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных
условиях роли институтов
- во-вторых, повышенной потребностью
инвалидов в социальной
- в-третьих, потребностью выявления
существующих проблем в
Объект курсовой работы – социальная группа «инвалиды» . Предметом исследования является управленческие механизмы.
Целью курсовой работы является изучение проблематики в управлении инвалидами, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение термину "инвалид", определить сущность этого понятия;
- рассмотреть историческое развитие этой социальной группы;
- проанализировать современное состояние и функционирование данной группы;
- установить основные механизмы управления инвалидами;
- сделать выводы и рекомендации для эффективного управления данной социальной группой.
Во все времена существования человеческой цивилизации имела место проблема оказания помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Изменения, происходящие в развитии общества, в социально-экономических отношениях, изменяли направление и подходы к помощи нуждающимся инвалидам. 2
Некоторыми исследователями приоритет в области социальной защиты инвалидов отводится зарубежным странам. Между тем России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан данной категории. Еще в древнейшей славянской общине, или верви, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. Призрением таких людей должны были заниматься родственники. Если нуждавшиеся не имели родственников, то социальное призрение инвалидов возлагалось на крестьянскую общину. Широкое распространение получила такая форма социальной помощи немощным людям, как поочередное кормление в домах сельских хозяев от одного дня до недели. Призреваемые переходили из двора в другой двор, пока таким образом не обходили всю деревню и не получали помощь от каждого домохозяина. Наряду с поочередным кормлением крестьянские общины практиковали такой способ призрения, как прием домохозяевами нуждавшихся на длительный срок с предоставлением им питания. В этом случае по решению сельского «мира» призреваемый отдавался домохозяину на полное содержание. Такая форма призрения использовалась на условиях либо известной платы общиннику за содержание инвалида, либо хозяину крестьянского двора отводился дополнительный участок мирской земли или земельный надел неимущих. Среди форм крестьянского общественного призрения довольно частое применение нашла выдача нуждавшимся хлебных пособий из общинных запасных магазинов.3
С появлением древнерусского государства основные тенденции помощи инвалидами были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи старым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты. Церковные приходы оказывали социальную помощь многим увечным. 4
Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи «сирым и убогим», которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В 1701 г. Петром I были изданы указы, предусматривавшие назначение части нищих и больных «кормовых денег» и устройство остальных в «домовые Святейшего Патриарха богадельни». В 1712 г. он требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей «для увечных, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами, а гошпиталям быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных и для самых престарелых людей обоего полу».5 Законодательные акты Петра I, касающиеся социальной защиты инвалидов, в первую очередь были направлены на призрение военнослужащих. С его именем связано открытие первого в России инвалидного дома для увечных воинов.
Екатериной II на основании принятого в 1775 г. «Учреждения о губерниях» в 33 губерниях России были созданы приказы общественного призрения, которым поручалось наряду с другими попечениями создание и содержание в каждой из 26 епархий богаделен «для мужского и женского пола, убогих и увечных, кои пропитания не имеют».6
В итоге к 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи, которая включала в себя лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных), учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих), институты пансионеров, местные благотворительные общества и заведения призрения. К последним относились богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных.
Попытки провести определенные социально-защитные мероприятия в отношении инвалидов имели место в царствование Александра I. Среди многочисленных направлений социальной помощи «Императорского Человеколюбивого общества», созданного в мае 1802 г., ведущее место занимало призрение искаженных природой (калек, глухонемых, слепых и т. д.) с предоставлением бесплатных или удешевленных квартир и пищи нуждающимся, восстановлением здоровья заболевшим. Попечением о воинах-инвалидах занималась общественная организация «Комитет помощи раненым воинам», основанный Александром I в 1814 г. «Комитет» назначал пенсии и содержал военные богадельни, самые известные из которых – Чесменская богадельня в Петербурге и Измайловская богадельня в Москве. Богадельни были рассчитаны на проживание 1000 отставных военнослужащих.7
Большой вклад в дело социальной помощи инвалидам внесли органы городского самоуправления дореволюционной России – городские думы и городские участковые попечительства, созданные согласно «Городовому положению для всех городов России» в 1870 г. правительством Александра II. Деятельность участковых попечительств первоначально была направлена на открытое призрение, на непосредственную помощь нуждавшимся (выдача денежных пособий и натурой). Однако с развитием сети богаделен и других благотворительных заведений закрытого типа попечительства старались устроить одиноких просителей – большей частью беспомощных и больных людей – в богадельни, инвалидные дома и пр.
Частные благотворители и меценаты также внесли свой вклад в дело социальной защиты людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Так, П.П. Помиан Пезаровиус в 1813 г. впервые издает еженедельную газету историко-политического содержания «Русский инвалид» на русском и немецком языках, доход от распространения
которой должен был помочь самым нуждающимся инвалидам войны 1812 г. Из этих средств 1200 инвалидов получали постоянное пособие.8
После поворотных политических событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство в лице Совета Народных Комиссаров (СНК) сразу же приступило к реализации программы большевистской партии в отношении нуждающихся категорий населения, и в первую очередь граждан с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Уже 13 ноября 1917 г. СНК включил в число первых мероприятий и декретов советской власти официальное правительственное сообщение «О социальном страховании». В этом документе указывалось: «Рабочее и крестьянское правительство... оповещает рабочий класс России, а также городскую бедноту, что оно немедленно приступает к изданию декретов о политике социального страхования на основе рабочих страховых лозунгов: 1) распространение страхования на всех без исключения рабочих, а также городскую и сельскую бедноту; 2) распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы; 3) возложение всех расходов по страхованию целиком на работодателей; 4) возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы; 5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях».9
В 1919 г. законодательство по социальной защите инвалидов дополняется Положением «О социальном обеспечении инвалидов-красноармейцев и их семейств». В результате мероприятий правительства по организации государственной системы социального обеспечения в течение 1918–1920 гг. значительно увеличилось количество пенсионеров и
семейств красноармейцев, которые пользовались пособиями.10
В годы восстановительного периода в русле новой социально-защитной политики советское правительство приняло целый ряд нормативных актов. По постановлению Совнаркома «О социальном обеспечении инвалидов» (8 декабря 1921 г.) право на пенсию по инвалидности получали все рабочие и служащие, а также военнослужащие в случае наступления инвалидности по причине профессионального заболевания, трудового увечья, общего заболевания или старости. На основании декрета СНК от 14 мая 1921 г. были созданы крестьянские комитеты взаимопомощи, которые осуществляли социальную помощь нуждавшимся в виде пособий, ссуд, вспашки полей и уборки урожая, финансовой поддержки школ, больниц, инвалидных домов, их обеспечением топливом и др. Уже в первые месяцы своей деятельности комитеты взаимопомощи оказывали заметную поддержку нуждавшимся инвалидам.