Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблематики в управлении инвалидами, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- дать определение термину "инвалид", определить сущность этого понятия;
- рассмотреть историческое развитие этой социальной группы;
- проанализировать современное состояние и функционирование данной группы;
- установить основные механизмы управления инвалидами;
- сделать выводы и рекомендации для эффективного управления данной социальной группой.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические аспекты социальной группы «инвалиды» 6
1.1 Определение социальной группы 6
1.2 Исторический анализ проблемы инвалидности в дореволюционной Росии и СССР 7
2. Современное состояние и процессы формирования социальной группы «инвалиды» 18
2.1 Количественная и качественная характеристика социальной группы на современном этапе 18
2.2 Основные механизмы управления социальной группой «инвалиды» 19
3. Выводы и рекомендации по эффективности управления социальной группой 23
3.1. Результаты проведенного социологического исследования 23
3.2 Некоторые рекомендации на основании проведенного социологического исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 31
На основе опыта деятельности крестьянских комитетов общественной взаимопомощи позднее возникла система крестьянских обществ взаимопомощи. В сентябре 1925 г. ВЦИК и Совнарком РСФСР утвердили «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи». Положение обязывало эти общества осуществлять социальное обеспечение инвалидов и всех беднейших слоев деревни, «содействовать» государственным органам в оборудовании, содержании и снабжении находящихся на их территории инвалидных учреждений, больниц, бесплатных столовых. Для решения данных задач частично выделялись средства от государственных органов социального обеспечения.
На их смену приходят кассы взаимопомощи колхозников. Их существование законодательно было закреплено постановлением ВЦИК и Совнаркома 13 марта 1931 г. Оно утвердило «Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников». Кассам предоставлялось право оказывать финансовую и натуральную помощь при болезни и увечье. По положению о кассах общественной взаимопомощи колхозников, они должны были заниматься трудоустройством инвалидов. В 1932 г. эти кассы трудоустроили только в РСФСР на различных работах в колхозах, а также в организованных ими мастерских 40 тыс. инвалидов. Наряду с этим кассы общественной взаимопомощи открывали дома инвалидов, пункты медицинской помощи и др. Пенсионное обеспечение инвалидов труда было упорядочено в Положении ВЦИК и СНК (март 1928 г.). Размеры пенсий устанавливались в зависимости от группы и причины
инвалидности, производственного стажа и размера заработной платы. С 1961 г. в компетенцию Министерства социального обеспечения РСФСР стали входить выплата пенсий, обеспечение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, их материально-бытовое обслуживание и т. д. Для осуществления процедуры установления инвалидности был создан специальный организационно-структурный институт – врачебно-трудовая экспертиза, первоначально как компонента страховой медицины. В основе формирования страховой медицины лежал декрет СНК от 16 ноября 1917 г. о передаче больничным кассам лечебных учреждений фабрик и заводов. Возникновение страховой медицины, в свою очередь, определило необходимость врачебной экспертизы трудоспособности в системе социального страхования. При больничных кассах были созданы врачебно-контрольные комиссии (ВКК). В первый период существования ВКК их функцией были проверка правильности диагнозов лечащих врачей, определение временной нетрудоспособности, экспертиза стойкой утраты трудоспособности. 11
Постановлением СНК от 8 декабря 1921 г. была введена так называемая «рациональная» шестигрупповая система установления инвалидности. Данная классификация инвалидности получила наименование «рациональной», потому что вместо процентного метода вводила определение трудоспособности, исходя из возможности для инвалида в зависимости от состояния здоровья выполнять какую-либо профессиональную работу или же работу в своей прежней профессии. Так начал утверждаться принцип определения тяжести нарушения функций у больного и сопоставления их с требованиями профессионального труда, предъявляемыми к организму работающего.12
В 1923 г. шестигрупповой на трехгрупповую классификацию инвалидности. Согласно ей, инвалиды были подразделены на три группы: I – лица, полностью утратившие трудоспособность и нуждающиеся в постороннем уходе; II – утратившие полностью способность к профессиональному труду как по своей, так и по любой другой профессии; III – неспособные к систематическому труду по своей профессии в обычных для этой профессии условиях, но сохраняющие остаточную трудоспособность, достаточную, чтобы ее применить: а) не на регулярной работе, б) при сокращенном рабочем дне, в) в другой профессии со значительным снижением квалификации. Замена шестигрупповой классификации трехгрупповой была осуществлена не механически – ликвидацией IV, V и VI групп, которым пенсии не назначались, а путем существенной переработки формулировок групп инвалидности, в первую очередь III группы, в которую фактически были включены критерии ликвидированной IV группы – возможность работать «в другой профессии со значительным снижением квалификации».
В начале 1960-х гг. был принят ряд документов (Закон о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г., Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов от 15 июля 1964 г.), существенно повлиявших на улучшение пенсионного обеспечения инвалидов. Бесплатная медицинская помощь, бесплатное образование и другие блага, предоставляемые за счет
общественных фондов потребления всему населению Советского Союза, в равной степени являлись достоянием инвалидов. Этим целям служила также государственная система трудового устройства инвалидов, позволяющая им по их желанию трудиться в условиях, которые не противопоказаны им по состоянию здоровья. В этот период впервые было
создано единое законодательство о государственных пенсиях, выплачиваемых как за счет средств социального страхования, так и за счет государственных ассигнований, по системе органов социального обеспечения. Это единое законодательство охватывает все виды пенсий, в том числе и по инвалидности, назначаемых рабочим, служащим, приравненным к ним лицам, учащимся, военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, членам творческих союзов, некоторым другим гражданам, а также членам семей всех этих категорий трудящихся.
В 1965 г. произошло выравнивание законодательства в отношении колхозников и установление для них тех же правовых норм, которые ранее были распространены на рабочих и служащих. К 1967 г. устанавливается единый порядок пенсионирования по инвалидности для всех социальнорофессиональных категорий граждан и единый порядок врачебно-трудовой экспертизы, действовавший до 1990 г. С середины 1970-х гг. можно говорить о возникновении и развитии новой государственной формы социального обслуживания, а именно социальноытового обслуживания нетрудоспособных на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовался ряд документов, в том числе справка лечебного учреждения об отсутствии хронических психических заболеваний в стадии выраженного дефекта или глубокой умственной отсталости; туберкулеза в открытой форме; хронического алкоголизма; венерических и инфекционных заболеваний, бактерионосительства. Дом-интернат, на который было возложено обслуживание граждан на дому, должен был оказывать следующие виды услуг: 1) доставку продуктов по предварительно разработанному набору один-два раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин); 2) стирку и смену постельного белья не реже одного раза в 10 дней, для чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья; 3) уборку жилого помещения и мест общего пользования; 4) доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг, сдачу вещей в прачечную и химчистку, обуви – в ремонт.
Параллельно возникают службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделениями- отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их деятельность регламентировалась «Временным положением об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам». Услуги предоставлялись без взимания какой-либо платы. Социальный работник, входящий в штат отделения социальной помощи, должен был обслуживать на дому 8–10 одиноких инвалидов I–II группы. Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслуживании.
В 1990 г. Верховным Советом СССР была принята концепция Государственной политики в отношении инвалидов и Закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов СССР». Законом устанавливалось, что государство создает необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей этой категории населения. Местные органы государственной власти и управления были обязаны обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования культурно-зрелищными учреждениями и спортивными сооружениями.
Однако они не были ратифицированы в РСФСР, а дальнейшие события 1991 г. резко изменили социально-экономическое и политическое положение России.
2. Современное состояние
и процессы формирования
2.1 Количественная и качественная
характеристика социальной
В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек (более 500 млн. чел.) на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.13
В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% -это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава.
В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных инвалидами.
За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких инвалидов, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г.-до 592 300 человек.
Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 инвалидов, которые признаны инвалидами с детства.
В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Ныне их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны -более 15%, I группы -12,7%, II группы -58%, III группы - 29,3 %.
Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте – психические расстройства (2,7%).
Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.
Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста; по нозологии – наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения; по тяжести – преобладают инвалиды II группы.
2.2. Основные механизмы управления социальной группой «инвалиды»
Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:
1. Государство
отвечает за устранение
2. Государство
обеспечивает инвалидам
3. Инвалиды имеют право жить
в социуме, общество порицает
изоляцию инвалидов. Для этого
общество стремится
4. За инвалидами признаются
5. Государство стремится к
6. При реализации политики в
отношении инвалидов должны
Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.
В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:
- Наличие официально признанной
политики в отношении
- Наличие специального
- Судебные и административные
механизмы реализации прав
- Наличие неправительственных организаций инвалидов.