Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:43, контрольная работа
Описание работы
Цель, планирование и проведение социологического исследования от подготовки до завершения.
Содержание работы
1.Введение стр.1. 2.Понятие процедуры социологического исследования стр.2-3. 3.Рабочий план социологического исследования стр.4-5. 4.Типы социологического исследования стр.5-6. 5.Подготовка социологического исследования стр.6-8. 6.Методы социологических исследований стр.9-14. 7.Анализ данных стр.14. 8. Виды анализа стр.14-15. 9.Формы представления результатов исследования стр.16-18. 10.Заключение стр.19. 11.Список литературы стр.20.
2.Понятие процедуры
социологического исследования стр.2-3.
3.Рабочий план социологического
исследования стр.4-5.
4.Типы социологического
исследования стр.5-6.
5.Подготовка социологического
исследования стр.6-8.
6.Методы социологических
исследований стр.9-14.
7.Анализ данных стр.14.
8. Виды анализа
стр.14-15.
9.Формы представления результатов исследования
стр.16-18.
10.Заключение стр.19.
11.Список литературы стр.20.
Введение
В наиболее общем
виде социологическое исследование
можно определить как систему
логически последовательных методологических,
методических и организационно-технических
процедур, связанных между собой
единой целью: получить достоверные
данные об изучаемом явлении или
процессе, о тенденциях и противоречиях
их развития, чтобы эти данные могли
быть использованы в практике управления
общественной жизнью.
Социологическое исследование включает
четыре сменяющих друга этапа: подготовку
исследования; сбор первичной социологической
информации; подготовку собранной информации
к обработке и ее обработку; анализ полученной
информации, подведение итогов исследования,
формулировку выводов и рекомендаций.
Как правило, любое социологическое исследование
строится на предварительных, явно или
неявно выраженных предположениях о причинах
возникновения изучаемой проблемы. В этом
смысле гипотезы способствуют увеличению
значимости исследования, подсказывают
правильный выбор объекта исследования
и метода сбора социологической информации.
Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не
сковывали мысль, заранее не предопределяли
итоговые результаты работы. Их формулируют
однозначно, избегая по возможности расплывчатых
понятий.
Задачи социологического
исследования определяются в соответствии
с его целью и гипотезами и
так же, как последние, могут быть
условно разделены на основные и
дополнительные.
Основные задачи
исследования отражают поиск ответа
на центральный вопрос: каковы пути
и средства решения исследуемой
проблемы? Не исключены ситуации, когда
выдвижение дополнительных гипотез
потребует выяснения еще каких-либо
вопросов. Тогда и намечаются дополнительные
задачи.
Понятие процедуры социологического
исследования
Социологическое
исследование - это система логически
последовательных методологических, методических
и организационных процедур, подчиненных
единой цели: получить точные и объективные
данные об изучаемом социальном объекте,
явлении и процессе. Социологическое
исследование должно опираться на использование
специальных для социологии конкретных
научных методов, приемов и процедур.
Социологическое
исследование включает в себя следующие
этапы:
1. Подготовительный.
На этом этапе происходит разработка программы
исследования.
2. Основной этап
включает в себя проведение самого исследования.
3. Завершающий
- обработка, анализ данных, а так же формирование
выводов.
Методология социологического исследования
— составная часть и особая область социологического
познания, которая имеет своим содержанием
совокупность принципов и способов организации
и оценки теоретического и эмпирического
социологического знания, систему норм
и правил проведения социологических
исследований.
Процедурой называют последовательность
всех познавательных и организационных
действий, способ организации исследования.
Процедура социологического исследования
— наиболее общее, собирательное понятие,
относимое к системе приемов сбора и обработки
социологической информации.
Метод — основной способ сбора, обработки
и анализа данных.
Методика социологического исследования
— это сумма частных приемов, позволяющих
применить тот или иной метод к данной
предметной области для накопления и систематизации
эмпирического материала.
Техника социологического исследования
— совокупность специальных приемов,
цель которых — наиболее эффективное
использование того или иного метода.
Например: метод — анкетирование; методика
— анкетный лист вместе с инструкцией
анкетеру; техника — способы формулировки
вопросов в анкете. В социологии применяется
ряд методов, методик и процедур, которые
уже применялись в других науках, но в
социологии эти методы приобрели свою
специфику. Это опрос, анализ документов,
эксперимент, шкалирование, социальное
моделирование, методы социометрии, системный,
генетический и исторический анализы,
описание, типологизация. Конкретный вид
социологического исследования обусловлен
характером поставленных в нем целей и
задач.
Цель исследования - общая направленность
исследования, проект действия, которые
определяют характер и системную упорядоченность
различных актов и операций.
Задача исследования - это совокупность
конкретных целевых установок, направленных
на анализ и решение проблемы, т.е. то, что
нужно конкретно сделать для достижения
цели исследования.
Рабочий план социологического
исследования
Как ни важны сами
по себе программа и выборка, тем не менее
без рабочего плана невозможно грамотно
провести социологическое исследование.
Обычно в план закладываются основные
процедурные мероприятия, которые надо
осуществить при исследовании. Это позволяет
с должной точностью определить затраты
времени, сил, средств, объем работы —
научной, организационной. План создается
на базе определенных правил, суть которых
состоит в том, что все научно-исследовательские
и организационно-технические процедуры
и операции группируются в четыре раздела
(блока). Первый раздел предусматривает
порядок подготовки, обсуждения, утверждения
программы и инструментария социологического
исследования. Сюда входит вопрос формирования
и подготовки группы сбора первичной информации
(интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе
нужно предусмотреть проведение пилотажного
(разведывательного) исследования, которое
покажет, как «работает» инструментарий.
И если в каких-либо документах допущены
ошибки при их подготовке, надо оперативно
внести коррективы и в инструментарий,
и в программу исследования. Когда документы
для работы полностью готовы, они тиражируются
и раздаются анкетерам, интервьюерам.
Второй раздел
включает все организационные и методические
виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что
надо сделать, где и когда, в какие сроки.
Важно предусмотреть предварительное
оповещение опрашиваемых о целях, задачах
и практическом значении социологического
исследования, т.е. заранее ответить на
вопросы, которые обычно задают все респонденты
(опрашиваемые). Если анкеты, бланки интервью
раздаются и заполняются в группах под
руководством анкетера, то необходимо
предусмотреть такую процедуру в плане.
Третий
раздел посвящен обычно планированию
операций, связанных с подготовкой собранной
в «поле» информации. План должен предусматривать,
сколько специалистов вычислительного
центра необходимо задействовать для
выполнения этой кропотливой процедуры.
При ее выполнении исследователи работают
совместно с программистами, операторами
ЭВМ, под контролем которых формируется
массив информации для ввода в вычислительную
машину. Перед этим исследователи проводят
выбраковку тех анкет, которые не содержат
ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют
(шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные
вопросы (альтернативы) вводятся в память
ЭВМ при помощи специальных компьютерных
программ. Статистический информационный
массив «переваривается» электронными
машинами, и исследователи получают сводные
таблицы цифр, процентов — табуляграммы.
Существуют различные виды табуляграмм.
В одних ответ дается только на один поставленный
вопрос, раскрываются все альтернативы,
входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю).
Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах.
В других табуляграммах сразу распечатываются
ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать
их, требуются и подготовка исследователя
к этой работе, и время. Тот и другой способы
имеют свои достоинства и недостатки.
Четвертый раздел
— это виды работ, связанные с
анализом результатов обработки. Получив
табуляграммы, исследователи подготавливают
предварительный, промежуточный или
итоговый отчет о проведенном
социологическом исследовании, делают
выводы, формулируют практические рекомендации.
Типы социологического исследования
Различают
три основных вида социологического
исследования:
1) пилотажное
(разведывательное);
2) описательное;
3) аналитическое.
Пилотажное
исследование — пробное исследование,
предваряющее основное. Оно предназначено
для проверки качества основного
исследования и охватывает небольшие
совокупности, основываясь на упрощенной
программе. В его ходе проверяются
все элементы будущего исследования,
выявляются трудности, которые
могут встретиться при его
проведении. Часто во время пилотажного
исследования формируются новые
гипотезы и собираются оперативные
социологические данные. Обычно
его проводят среди 50—100 человек.
Описательное
исследование более сложное, так
как по своим целям и задачам
оно предполагает получить целостное
представление об изучаемом явлении.
Оно проводится по полной программе
с соответствующим инструментарием.
Описательное исследование проводится,
когда объект изучения — большая
общность людей, отличающаяся
разнообразными характеристиками.
Можно выявить и сопоставить
связи между ними, осуществить
сравнение и сопоставление.
Аналитическое исследование
— самый углубленный вид социологического
анализа. Цель его — выявить причины,
лежащие в основе процесса и обусловливающие
его специфику. Его подготовка требует
большого времени. Оно носит комплексный
характер.
В зависимости
от того, изучается предмет в
статике или в динамике, различают
точечное (разовое) и повторное
исследования. Точечное отражает
моментальный срез характеристик
объекта. Повторные исследования
бывают трендовыми, панельными и
лонги - тюдными.
Трендовые осуществляются
на аналогичных выборках с интервалом
во времени в рамках единой генеральной
совокупности. Они делятся на когортные
(когда изучают определенную возрастную
группу — когорту) и исторические
(когда состав когорт меняется).
Панельное исследование
— это обследование одних и
тех же людей через одинаковые
промежутки времени. При нем важно
соблюдать единообразие. Сведения получают
об индивидуальных изменениях. Главная
сложность — сохранение выборки
от одного исследования до другого.
Если моменты
повторного исследования выбираются с
учетом генезиса (развития в течение
длительного времени) изучаемой
совокупности, то это исследование
называется лонгитюдным.
Конкретное социологическое исследование
может также быть широкомасштабным или
локальным.
Во время
проведения всех исследований
проводят так называемый социальный
мониторинг — создание программ
и баз данных при помощи
ЭВМ.
Подготовка социологического
исследования
В эмпирическом социологическом
исследовании можно выделить три
основных этапа:
1) подготовительный
(разработка программы исследования);
2) основной (проведение
эмпирического исследования);
3) завершающий
(обработка и анализ данных, формирование
выводов и рекомендаций).
Всякое исследование
начинается с постановки какой-либо
проблемы.
Проблема - это всегда противоречие между
знанием (например, о потребностях людей
в каких-то результативных практических
или теоретических действиях) и незнанием
(например, путей и средств их реализации).
В связи с этим решение проблемы означает
получение нового знания или теоретической
модели, которые объясняли бы явление,
а также выявление факторов, позволяющих
воздействовать на развитие явления в
желаемом направлении. Проблема включает
следующие компоненты:
1) сущность или
содержание проблемы (в чем она
заключается?);
2) организационная.
и физическая локализация (где
выявлена проблема?);
3) владение проблемой
(кому известно о проблеме и
кого она затрагивает?);
4) временные рамки
(с какого времени существует
данная проблема? наблюдалась ли
она один раз, несколько раз
или возникает периодически? и
т.д.).
Социологическое
исследование всегда начинается с некоей
проблемной ситуации. Социологу предстоит
перевести проблемную ситуацию в
формулировку проблемы, которую он
будет исследовать. Для этого
он должен проделать специальную
теоретическую работу:
1) установить
реальное наличие условий, признаков
данной проблемы, прежде всего
выяснить, есть ли показатель, количественно
или качественно характеризующий
данную проблему;
2) вычленить наиболее
существенные элементы или факторы
проблемы;
3) вычленить уже
известные элементы проблемной
ситуации, которые не требуют
специального анализа, а потому
могут выступать как информационная
база для рассмотрения неизвестных
элементов (например, данные статистики
и учета), а также установить
достоверность учета и статистики
по этому показателю;
4) выделить в
проблемной ситуации основные
и второстепенные компоненты
для того, чтобы определить основное
направление исследования;
5) проанализировать
уже имеющиеся решения проблем,
которые аналогичны изучаемой.
Программа является
обязательным исходным документом любого
социологического исследования, независимо
от того, является ли это исследование
теоретическим или прикладным. Обычно
она включает в себя следующие
разделы:
1) теоретический
(цели, задачи, предмет и объект
исследования, определение понятий);
2) методический (обоснование
выборки, обоснование методов
сбора данных, методы обработки
и анализа данных);
3) организационный
(план исследования, порядок исследования
подразделений, распределение людских
и финансовых ресурсов и т.д.).
Итак, социолог должен:
1) определить
цели и задачи исследования, то
есть те общие и частные
результаты, которые он намеревается
получить;
2) определить
предмет и объект исследования.
На этапе теоретической
и эмпирической интерпретации понятия
исследователь решает три основные
задачи:
1) выясняет аспекты
теоретических понятий, которые
используются в данном исследовании;
2) проводит анализ
практических проблем на уровне
теоретического знания и тем
самым обеспечивает научное обоснование
его результатов, выводов и
рекомендаций;
3) обеспечивает
измерение и регистрацию изучаемых
явлений с помощью количественных
показателей.
На этом этапе
осуществляется перевод проблемной
ситуации в формулировку с помощью
научных терминов, затем эта формулировка
раскладывается на операционные составляющие,
проводится их факторная интерпретация,
то есть определяется система связей
формулировки с внешними и внутренними
субъективными факторами. Конечной
целью на данном этапе является выработка
понятий, которые доступны учету
и регистрации.
Понятия, обозначающие
такие элементарные фрагменты социальной
реальности, называются понятиями-индикаторами.
Формирование
гипотезы - заключительная часть теоретической
подготовки эмпирического социологического
исследования. Гипотеза исследования
- это научно обоснованное предположение
о структуре изучаемого социального
явления или о характере связей
между его компонентами.
На данном этапе
необходимо учитывать следующие
моменты:
1. Гипотеза должна
быть совместимой с фактами,
которых она касается.
2. Для объяснения
фактов нужно выдвигать как
можно меньше гипотез; связь
между гипотезами должна быть
как можно более тесной.
3. Из нескольких
гипотез предпочтительнее та, которая
единообразно объясняет большее
число фактов.
4. Нельзя строить
исследование на противоречащих
друг другу гипотезах.