Процедура социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Цель, планирование и проведение социологического исследования от подготовки до завершения.

Содержание работы

1.Введение стр.1.
2.Понятие процедуры социологического исследования стр.2-3.
3.Рабочий план социологического исследования стр.4-5.
4.Типы социологического исследования стр.5-6.
5.Подготовка социологического исследования стр.6-8.
6.Методы социологических исследований стр.9-14.
7.Анализ данных стр.14.
8. Виды анализа стр.14-15.
9.Формы представления результатов исследования стр.16-18.
10.Заключение стр.19.
11.Список литературы стр.20.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ СИ.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

1.Введение стр.1. 

2.Понятие процедуры социологического исследования стр.2-3. 

3.Рабочий план социологического исследования стр.4-5. 

4.Типы социологического исследования стр.5-6. 

5.Подготовка социологического исследования стр.6-8. 

6.Методы социологических исследований стр.9-14. 

7.Анализ данных стр.14. 

8. Виды анализа стр.14-15. 
 
9.Формы представления результатов исследования стр.16-18. 
 
10.Заключение стр.19. 
 
11.Список литературы стр.20.

 
Введение

В наиболее общем  виде социологическое исследование можно определить как систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития, чтобы эти данные могли  быть использованы в практике управления общественной жизнью. 
Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической информации; подготовку собранной информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций. 
Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации. 
Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали мысль, заранее не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и  так же, как последние, могут быть условно разделены на основные и  дополнительные.

Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой  проблемы? Не исключены ситуации, когда  выдвижение дополнительных гипотез  потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.

                Понятие процедуры социологического исследования

 
Социологическое исследование - это система логически  последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных  единой цели: получить точные и объективные  данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое  исследование должно опираться на использование  специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Социологическое исследование включает в себя следующие  этапы:

1. Подготовительный. На этом этапе происходит разработка программы исследования.

2. Основной этап включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий  - обработка, анализ данных, а так же формирование выводов. 
Методология социологического исследования — составная часть и особая область социологического познания, которая имеет своим содержанием совокупность принципов и способов организации и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и правил проведения социологических исследований. 
Процедурой называют последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования. Процедура социологического исследования — наиболее общее, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации. 
Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных. 
Методика социологического исследования — это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала. 
Техника социологического исследования — совокупность специальных приемов, цель которых — наиболее эффективное использование того или иного метода. 
Например: метод — анкетирование; методика — анкетный лист вместе с инструкцией анкетеру; техника — способы формулировки вопросов в анкете. В социологии применяется ряд методов, методик и процедур, которые уже применялись в других науках, но в социологии эти методы приобрели свою специфику. Это опрос, анализ документов, эксперимент, шкалирование, социальное моделирование, методы социометрии, системный, генетический и исторический анализы, описание, типологизация. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач.  
Цель исследования - общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций. 
Задача исследования - это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.

Рабочий план социологического исследования 
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем работы — научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока). Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как «работает» инструментарий. И если в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы для работы полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.  
         Второй раздел включает все организационные и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если анкеты, бланки интервью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо предусмотреть такую процедуру в плане. 
          Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив «переваривается» электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов — табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы, входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю). Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.

Четвертый раздел — это виды работ, связанные с  анализом результатов обработки. Получив  табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или  итоговый отчет о проведенном  социологическом исследовании, делают выводы, формулируют практические рекомендации.

 

Типы социологического исследования

 
  Различают  три основных вида социологического  исследования:

   1) пилотажное (разведывательное);

   2) описательное;

   3) аналитическое.

  Пилотажное  исследование — пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено  для проверки качества основного  исследования и охватывает небольшие  совокупности, основываясь на упрощенной  программе. В его ходе проверяются  все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые  могут встретиться при его  проведении. Часто во время пилотажного  исследования формируются новые  гипотезы и собираются оперативные  социологические данные. Обычно  его проводят среди 50—100 человек.

 Описательное  исследование более сложное, так  как по своим целям и задачам  оно предполагает получить целостное  представление об изучаемом явлении.  Оно проводится по полной программе  с соответствующим инструментарием.  Описательное исследование проводится, когда объект изучения — большая  общность людей, отличающаяся  разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить  связи между ними, осуществить  сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа. Цель его — выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие  его специфику. Его подготовка требует  большого времени. Оно носит комплексный  характер.

 В зависимости  от того, изучается предмет в  статике или в динамике, различают  точечное (разовое) и повторное  исследования. Точечное отражает  моментальный срез характеристик  объекта. Повторные исследования  бывают трендовыми, панельными и  лонги - тюдными.

Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной  совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу — когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).

Панельное исследование — это обследование одних и  тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно  соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная  сложность — сохранение выборки  от одного исследования до другого.

Если моменты  повторного исследования выбираются с  учетом генезиса (развития в течение  длительного времени) изучаемой  совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. 
Конкретное социологическое исследование может также быть широкомасштабным или локальным.

 Во время  проведения всех исследований  проводят так называемый социальный  мониторинг — создание программ  и баз данных при помощи  ЭВМ.

 Подготовка социологического  исследования

В эмпирическом социологическом  исследовании можно выделить три  основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение  эмпирического исследования);

3) завершающий  (обработка и анализ данных, формирование  выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы.  
Проблема - это всегда противоречие между знанием (например, о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях) и незнанием (например, путей и средств их реализации). В связи с этим решение проблемы означает получение нового знания или теоретической модели, которые объясняли бы явление, а также выявление факторов, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Проблема включает следующие компоненты:

1) сущность или  содержание проблемы (в чем она  заключается?);

2) организационная.  и физическая локализация (где  выявлена проблема?);

3) владение проблемой  (кому известно о проблеме и  кого она затрагивает?);

4) временные рамки  (с какого времени существует  данная проблема? наблюдалась ли  она один раз, несколько раз  или возникает периодически? и  т.д.).

Социологическое исследование всегда начинается с некоей проблемной ситуации. Социологу предстоит  перевести проблемную ситуацию в  формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого  он должен проделать специальную  теоретическую работу:

1) установить  реальное наличие условий, признаков  данной проблемы, прежде всего  выяснить, есть ли показатель, количественно  или качественно характеризующий  данную проблему;

2) вычленить наиболее  существенные элементы или факторы  проблемы;

3) вычленить уже  известные элементы проблемной  ситуации, которые не требуют  специального анализа, а потому  могут выступать как информационная  база для рассмотрения неизвестных  элементов (например, данные статистики  и учета), а также установить  достоверность учета и статистики  по этому показателю;

4) выделить в  проблемной ситуации основные  и второстепенные компоненты  для того, чтобы определить основное  направление исследования;

5) проанализировать  уже имеющиеся решения проблем,  которые аналогичны изучаемой.

Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Обычно она включает в себя следующие  разделы:

1) теоретический  (цели, задачи, предмет и объект  исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование  выборки, обоснование методов  сбора данных, методы обработки  и анализа данных);

3) организационный  (план исследования, порядок исследования  подразделений, распределение людских  и финансовых ресурсов и т.д.).

Итак, социолог должен:

1) определить  цели и задачи исследования, то  есть те общие и частные  результаты, которые он намеревается  получить;

2) определить  предмет и объект исследования.

На этапе теоретической  и эмпирической интерпретации понятия  исследователь решает три основные задачи:

1) выясняет аспекты  теоретических понятий, которые  используются в данном исследовании;

2) проводит анализ  практических проблем на уровне  теоретического знания и тем  самым обеспечивает научное обоснование  его результатов, выводов и  рекомендаций;

3) обеспечивает  измерение и регистрацию изучаемых  явлений с помощью количественных  показателей.

На этом этапе  осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку с помощью  научных терминов, затем эта формулировка раскладывается на операционные составляющие, проводится их факторная интерпретация, то есть определяется система связей формулировки с внешними и внутренними  субъективными факторами. Конечной целью на данном этапе является выработка  понятий, которые доступны учету  и регистрации.

Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами.

Формирование  гипотезы - заключительная часть теоретической  подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение  о структуре изучаемого социального  явления или о характере связей между его компонентами.

На данном этапе  необходимо учитывать следующие  моменты:

1. Гипотеза должна  быть совместимой с фактами,  которых она касается.

2. Для объяснения  фактов нужно выдвигать как  можно меньше гипотез; связь  между гипотезами должна быть  как можно более тесной.

3. Из нескольких  гипотез предпочтительнее та, которая  единообразно объясняет большее  число фактов.

4. Нельзя строить  исследование на противоречащих  друг другу гипотезах.

Информация о работе Процедура социологического исследования