Виды анализа:
I. 1) внешний анализ
- изучение обстоятельств возникновения
документов;
2) внутренний
анализ - изучение особенностей содержания,
стиля документа.
II. 1) качественный
анализ, который предполагает углубленное
логическое и стилистическое
изучение документа, то есть
направлен на воссоздание взглядов
автора. Этот вид анализа используется
при изучении уникальных личных
документов и близок к понимающей
социологии;
2) качественно-количественный
анализ, или контент-анализ.
Контент-анализ предполагает
извлечение данных на основе анализа документов
не только письменных, но и визуальных.
Сущность данного
метода состоит в следующем. Исследователи,
определив интересующие их вопросы,
разрабатывают систему категорий,
которые характеризуют исследуемые
феномены.
Элементарным
примером контент-анализа может
служить изучение частотности упоминаний
политических деятелей в прессе. Обработка
полученных данных заключается, например,
в построении общего рейтинга, а
также в разбиении политических
деятелей на группы в зависимости
от политических пристрастий или
партийной принадлежности и т.д.
Полученные данные могут использоваться
при анализе восприятия различных
партий, их лидеров и использоваться
в принятии важных решений в сфере
"паблик рилэйшнз".
1) Биографический
метод (метод личных документов)
- это метод исследования, основанный
на анализе личных документов:
писем, дневников, хроник, мемуаров,
автобиографий и т.д.
Достоинство биографического
метода заключается в том, что
он обеспечивает правдивость информации,
показывающей жизнь "снизу", глазами
рядовых людей. Основной недостаток
- субъективность содержащейся в документах
информации в тех случаях, когда
сведения, сообщаемые авторами, связаны
с их интересами.
2) Метод официальных
документов - способ изучения объективной
стороны жизни общества, основанный
на анализе документов государства,
церкви, политических партий и
общественных организаций.
Достоинства официальных
документов как объекта социологического
исследования заключаются:
1) в минимальной
субъективности составителя документа;
2) в максимальной
объективности информации;
3) в более полном,
чем в личных документах, охвате
действительности;
4) в большей,
чем в личных документах, точности
сведений.
Однако официальные
документы имеют и недостатки:
1. Они излишне
формализованы, единообразны. В результате
этого утрачивается информация,
которая, по мнению составителя,
несущественна, но важна для
исследователя.
2. Официальные
документы могут специально использоваться
для дезинформации (например, так
поступали германские спецслужбы).
3. Цели создания
документов чаще всего не совпадают
с теми задачами, которые решает
социолог в своем исследовании,
поэтому информация, содержащаяся
в документах, должна перерабатываться,
переосмысливаться социологом.
Формы представления результатов
исследования
Существуют три
основные группы форм представления
результатов социологического исследования.
- Статистические
формы - непосредственные, "сырые"
данные статистической обработки. Это
могут быть таблицы, графики и даже распечатки.
Подобные материалы, как правило, сопровождаются
минимальным комментарием, но могут быть
представлены и в "голом" статистическом
виде, без текстуального сопровождения.
В таком виде подаются, как правило, результаты
сугубо прикладных исследований маркетингового
или политологического характера, предназначенные
для компетентного заказчика.
- Научные формы
К ним относятся:
1) Отчет по
результатам социологического исследования
во всех своих разновидностях,
а именно:
2) Полный отчет,
документирующий содержательную
и методическую части исследования.
Он имеет четкую структуру.
3) Краткий отчет,
включающий в себя важнейшие
результаты исследования и допускающий
ограниченное количество таблиц
и статистического материала
(в пределах, необходимых для раскрытия
и доказательства основных выводов)
4) Отчет-резюме, не
нагруженный цифровым материалом
и содержащий только четко
и лаконично сформулированные
выводы исследования
- Научные публикации
Научная публикация,
по сравнению с отчетом, более
концептуальна, носит авторский
характер, не имеет обязательной и
единой структуры изложения
- Литературные формы:
1) Социологическое
эссе
Жанр на границах
социологической науки и литературы.
Как правило, в этом стиле описываются
результаты качественных исследований
2) Публикация
в СМИ
Одна из наиболее
ответственных и, на сегодняшний
день, наиболее дискредитирующих социологию
форм.
Культура социологической
публикации предполагает корректную подачу
социологической информации с обязательным
указанием процедурно-методических
характеристик исследования. Минимальный
объем необходимых сведений включает
в себя следующее:
- учреждение, осуществившее
исследование
- время проведения
полевого этапа
- метод сбора информации
- объем выборки
- тип выборки
- средняя ошибка
(диапазон статистических ошибок) выборки
В ряде случаев
желательно также привести дословную
характеристику вопросов, прозвучавших
в исследовании.
- Стиль социологического
текста
Профессиональная
работа в области социологии требует
определенного уровня литературной
подготовки. В частности, социолог должен
отчетливо представлять себе особенности
трех основных стилистических типов
социологического текста:
- Научный стиль
Его главные особенности
:
1) Использование
принятой научной лексики
2) Обоснованность
выводов (концептуальная и процедурная)
3) Строгость, эмоциональная нейтральность
изложения
- Публицистический
стиль
Отличительные признаки:
1) Недопустимость специальной терминологии
2) Право автора на субъективное, эмоционально-оценочное
толкование
фактов
3) Литературная яркость, оригинальность
слога, стилистическое своеобразие
- Стиль, ориентированный на заказчика
1) Недопустимость специальной терминологии
2) Содержательная обоснованность выводов
3) Ярко выраженная практическая направленность
текста
4) Строгость, четкость, простота и внятность
изложения
- Анализ, обработка данных включает в
себя следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование информации.
Основное назначение этого шага состоит
в унификации и формализации той информации,
которая была получена в ходе исследования.
2) Создание переменных. Собранная
на основании анкет информация в ряде
случаев прямо отвечает на те вопросы,
которые необходимо решить в исследовании.
Поскольку вопросы получили форму индикаторов
в процессе операционализации. Сейчас
же необходимо провести обратную процедуру,
то есть перевести данные в форму, которая
бы отвечала на вопросы исследования.
3) Статистический анализ. Этот шаг является
ключевым в процессе анализа социологических
данных.
Заключение
На первый взгляд
кажется, что ничего сложного в социологическом
исследовании нет: составляй анкету,
опрашивай желающих и, обобщив собранные
данные, выдавай практические результаты.
Однако такое впечатление обманчиво,
оно не проникает за поверхность
явления. Внутри же него скрыт сложный
мир научной деятельности – анализ
проблемы, выдвижение гипотез, сбор данных,
разработка практических рекомендаций.
Социологические
исследования становяться все более
сложными. Резко возрастает объем
научной информации, которую необходимо
усвоить. Социологическое исследование
– научная процедура в рамках
которой используются специальные
социологические методы сбора информации,
а также применяются специальные
технологии.
В социологии сочетаются многие
направления человеческих знаний (психология,
философия, логика, естествознание и
т.д.). Социологу необходим большой
опыт и запас знаний для того,
чтобы хорошо научиться исследовать
общество.
Потому встает вопрос о большой
важности этой науки для многих сфер деятельности
человека.
Список использованной
литературы:
1.Девятко И.Ф. Методы
социологического исследования. (2-е изд.
- М.: Университет, 2002. - 295 с.)
2. Ядов В.А. Социологическое
исследование: методология, программа,
методы. М., 1987.
3.Социология: основы
общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.:
"Аспект-пресс", - 1996
4.Социология: Учеб.
пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков,
Е.Н. Бабосов, А.Н. Данилов.-Изд-е 4-е, стереотип.
– Мн.: "Тетра-Системс", 2003.
5.Новикова С.С.
Социология: история, основы, институционализация
в России. - М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК",
2000. - 464 с.
6.Фролов С.С. Социология.
- М.: Наука, 1994. - 256 с.
7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы
социологического исследования: Учебник.
– М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с. (Классический
университетский учебник)