Процедура социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Цель, планирование и проведение социологического исследования от подготовки до завершения.

Содержание работы

1.Введение стр.1.
2.Понятие процедуры социологического исследования стр.2-3.
3.Рабочий план социологического исследования стр.4-5.
4.Типы социологического исследования стр.5-6.
5.Подготовка социологического исследования стр.6-8.
6.Методы социологических исследований стр.9-14.
7.Анализ данных стр.14.
8. Виды анализа стр.14-15.
9.Формы представления результатов исследования стр.16-18.
10.Заключение стр.19.
11.Список литературы стр.20.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ СИ.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

5. При выдвижении  гипотез необходимо понимать, что  выводы будут иметь вероятностный  характер.

 
 

Методы социологических  исследований 

Опрос - это метод  социологического исследования, заключающийся  в целенаправленном обращении к  конкретной группе людей с целью  выяснения их мнения и взглядов, а также способов поведения в  определенных ситуациях.

Опрос может быть: индивидуальным или групповым (в  зависимости от того, сколько лиц  опрашивается одновременно); устным и  письменным; массовым и экспертным (в зависимости от того, кого опрашивают: только экспертов или простых  респондентов); одноразовым и неодноразовым. 
Опрос может проводиться на генеральной совокупности, то есть на всем множестве лиц, которые имеют отношение к изучаемому вопросу. Генеральной совокупностью в предельном случае может быть все общество, однако практически это очень сложно. По этой причине с опросом на генеральной совокупности мы имеем дело лишь при переписи населения; в определенном смысле как опрос на генеральной совокупности могут быть рассмотрены выборы и референдумы. 
Гораздо чаще опрос проводится на выборочной совокупности, то есть части лиц, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обязательным требованием при опросе на выборочной совокупности является следующее: выборочная совокупность должна представлять структуру генеральной совокупности с точки зрения категорий людей, соотношения между ними и т.д., то есть быть peпpeзентативной.Выборочная совокупность может формироваться по разным принципам: случайная выборка осуществляется из всего множества возможных респондентов методом случайных чисел. Она возможна лишь тогда, когда известны все потенциальные респонденты опроса. Систематическая выборка предполагает вычисление интервала пропуска данных, стратифицированная выборка заключается в разбиении генеральной совокупности на страты (слои), а затем из каждого из них осуществляется выборка. Кластерная выборка учитывает распределение респондентов на группы по географическому признаку (например, жители центра и жители окраины города), целевая выборка - это выборка, осуществляемая по усмотрению опрашивающего, который произвольно выбирает опрашиваемых (но при этом он обязательно должен руководствоваться определенными принципами). Многоступенчатые выборки сочетают в себе все указанные способы (или некоторые из них). При этом на каждом этапе выборка осуществляется по разным принципам (например, сначала - кластерная, затем стратифицированная по возрасту, затем случайная выборка).

Различают два  вида опроса: интервью и анкетирование.

Социологическое интервью - это устный вид опроса, при котором социолог находится  в непосредственном контакте с опрашиваемым (респондентом); роль исследователя  заключается в постановке перед  опрашиваемым вопросов и фиксации его  ответов. Стандартизированное интервью предполагает, что опрос проводится в соответствии сжестким планом, предполагающим определенное число вопросов, которые  расположены в строго определенном порядке. Нестандартизированное интервью больше напоминает беседу, в которой  исследователь не связан очень жесткими требованиями, хотя и руководствуется  планом в примерным перечнем вопросов, которые следует задать.

Анкетирование - это письменный вид опроса, при  котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование  может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может  распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным  является так называемый раздаточный  опрос, когда анкетер вручает  анкету и ждет, когда она будет  заполнена: только в этом случае можно  гарантировать возвращение анкеты.

Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную часть и заключительную часть.

В вводной части  содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и  о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, в вводную часть  обычно включают благодарность за участие  в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут  использоваться лишь в объявленных  целях, то есть гарантируется анонимность.

Заключительная  часть, или паспортичка, содержит необходимые  сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку  включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации  результатов.

Содержательная  часть - это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть  включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы  респондент мог ответить за 25 - 35 минут; если на заполнение анкеты требуется  больше времени, то результаты могут  оказаться необъективными в силу утомления и потери интереса к  опросу.

Разработка анкеты и проведение анкетирования - сложный  процесс, который предполагает ряд  этапов.

1. Формулировка  гипотезы.

2. Верстка анкеты.

3. Пилотажное  исследование.

4. Проведение  анкетирования.

5. Обработка результатов  и подготовка отчета.

Полученные в  результате опроса данные могут подвергаться вторичному анализу, при котором  они подвергаются повторной интерпретации. В этом случае полученные в разных опросах данные могут объединяться, сводиться, сравниваться и т.д. Эта  разновидность социологического анализа  возникла по причине дороговизны  проведения опросов.

Метод опроса имеет  достоинства:

1. Опрос - это  экономичный и оперативный метод  сбора информации.

2. Опрос позволяет  изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания,  надежды, тревоги и т.п.

К недостаткам  метода опроса следует отнести:

1. Субъективность  респондентов, которые в своих  ответах могут ориентироваться  на общественное мнение и реакцию  других. При этом данный недостаток  не может быть преодолен массовостью  опросов, поскольку массовыми  могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

2. То, что в  некоторых случаях значительное  число респондентов неспособны  ответить на поставленный вопрос  в силу необразованности или  неинформированности.

Эксперимент - общенаучный  метод, используемый в социологии и  направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось  то, что многие ученые с самого момента  появления социологии рассматривали  ее как естественно-научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.

Эксперимент тесно  связан с понятием переменной. Под  переменной понимают некий признак, который может принимать то или  иное значение.

Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются  причинно-следственные отношения. Поскольку  в социальной реальности наблюдается  скорее взаимовлияние факторов, оказывается  крайне необходимым установить, в  чем же именно оно проявляется.

При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые  и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования  определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем  случае это социальное положение).

Эксперимент предполагает разделение участников как минимум  на две группы - экспериментальную  и контрольную. В зависимости  от целей эксперимента групп может  быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная  группа помещается в условия, в которых  ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются  одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов  не всегда может зависеть от влияния  независимой переменной, однако в  большинстве случаев мы можем  получить таким образом весьма достоверные  данные.

Несмотря на то, что эксперимент - в том числе  и по этическим причинам - является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован  социологией, он использовался и  понимающей социологией, отрицавшей жесткий  детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного  человека в построении социальной реальности.

Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении  базовых ожиданий относительно поведения  того или иного лица.

Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в  социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.

Наблюдение - это  метод социологии, предполагающий непосредственный контакт исследователя с изучаемым  явлением.

Различают включенное и невключенное наблюдение. При включенном наблюдении исследователь вступает в контакт с участниками исследуемого взаимодействия и в той или  иной степени сам становится его  участником; люди, за которыми он наблюдает, знают об этом. Невключенное наблюдение предполагает, что участники взаимодействия не знают о том, что за ними осуществляется наблюдение, а наблюдатель не принимает  участия во взаимодействии.

Если опрос  и эксперимент обычно связаны  с проверкой гипотез, то наблюдение направлено главным образом на понимание  реальных факторов, которые оказывают  влияние на поведение индивидов. Исследователь наблюдает изучаемые  факты в тех условиях, в которых  они имеют место: в учебных заведениях, трудовых коллективах и т.д. Нередко в этом случае исследование начинается без четко сформулированных гипотез или с гипотезами, которые впоследствии уточняются.

Преимуществом наблюдения является то, что исследователь получает более полную и менее искаженную информацию, чем при опросе.

Измерение в социологии - это безэталонный метод познания общественных явлений, средством которого является отношение человека к объекту  исследования.

Нередко можно  встретить суждения о том, что  социолог сам конструирует эталон и  с его помощью измеряет явления. В таких суждениях смешивается  объективность научного исследования и субъективность исследователя. То, что конструирует социолог, является порождением мысли исследователя  и не связан непосредственно с  изучаемым явлением. Разные социологи  могут создавать разные эталоны  относительно одного и того же явления: в экономическом кризисе одни измеряют прибыли самых удачливых  бизнесменов, другие - уровень занятости, третьи - уровень нищеты, четвертые  степень обработки пропагандой  населения и т.д., причем каждый исследователь  считает свой подход наиболее важным. Другими словами, то, что конструирует исследователь, нельзя назвать эталоном в полной мере (то есть в том же смысле, как мы говорим об эталоне  метра, килограмма и т.д.).

Измерение в социологии начинается с фиксации континуума, то есть шкалы, отражающей протяженность  стороны изучаемого явления и  включающей указание крайних состояний  отношения к нему респондентов: от начала (максимума) до конца (минимума). В социологии используются различные  виды шкал:

1) порядковая  шкала, содержащая в себе нечетное  количество позиций (обычно 3 или  5). Такие шкалы предполагают только  один вариант ответа на поставленный  вопрос.

2) номинальная  шкала, содержащая в себе набор  признаков какого-либо явления,  отраженного в сознании человека. Номинальная шкала допускает  выбор нескольких ответов и,  кроме того, свой собственный  вариант ответа. При помощи номинальной  шкалы обычно выявляют ценностные  ориентации относительно того  или иного вопроса.

Средством измерения  в социологии является индекс - обобщающий качественно-количественный эмпирический показатель каких-либо качеств интересующего  объекта. Индекс рассчитывается в интервале  от +1 до - 1 или выражается в процентах.

В социологии используются также коэффициенты - количественное соотношение различных свойств  людей или процессов. В отличие  от индекса коэффициент ориентирован на объективные показатели, даже если речь идет о субъективности человека (например, можно вычислить коэффициент  посещаемости студентов, выяснив соотношение  между их количеством, количеством  присутствовавших и количеством  занятий).

В социологии сформулировано три требования к измерению:

1) требование  валидности, то есть обоснованность  измерения: "Измеряется то, что  хотели измерить". Валидность  также указывает на отсутствие  в измерении теоретических ошибок;

2) требование  полноты, то есть учета всех  значений индикаторов.

3) требование  надежности измерения, то есть  постоянства и повторяемости  результатов измерения одних  и тех же свойств, осуществляемого  в одних и тех же условиях. 

Анализ документов

 
(от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. 
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. 
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем  их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. 
По форме фиксации информация делится на: 
1) письменные документы (сведения изложены в форме текста);

2) статистические  данные (цифровая форма изложения);

3) иконографическая  документация (кино-, фотодокументация);

4) фонетические  документы.

Существуют самые  разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Информация о работе Процедура социологического исследования