Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретическое и эмпирическое осмысление проблемы профессиональной реабилитации инвалидов в России.
В связи с поставленной целью исследования необходимо выполнение следующих задач:
- раскрыть социальную сущность профессиональной реабилитации инвалидов;
- определить профессиональную реабилитацию инвалидов как функцию социального учреждения;
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...5
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения……………………………………………………………………….13
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........20
II. Профессиональная реабилитация инвалидов в Реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста… … … … … … … … … … … … … … 29
III.Заключение……………………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………..........33
А если проанализировать различные концепции социализации личности, то мы увидим что важнейшим условием социализации по Парсонсу, выделяют - адаптацию индивидов к социальной среде, что влечет за собой кристаллизацию самых важных дифференцированных ролей в одном и том же индивиде. А также адаптационные механизмы должны обеспечить человеку его адекватность и социальную желаемость, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности в его профессиональной роли и в его семье. А одним из направлений профессиональной реабилитации является производственная адаптация, которое помогает инвалиду сбалансировать проблемы личности и прийти к гармоничным общественным отношениям.
В современной России с каждым
годом возрастает число инвалидов.
Поэтому с наступлением инвалидности возникают различные трудности, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. И здесь широкое поле деятельности для социальных учреждений различных профилей, умеющих создать благоприятную атмосферу в раскрытии потенциальных возможностей человека.
Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям; общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов – все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира.
Инвалид обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводит к возникновению у него нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание и привлечения к труду.
Помочь преодолеть
это состояние людям с
Определим наиболее установившиеся в научной литературе понятия реабилитации.
Например, в
книге «Ненормальные в
Т. Жулковска
дает следующее определение «
Но в настоящее время понятие реабилитации гораздо шире трактуется Гусевой Н.К. как «система, включающая в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции». Поэтому, что бы достичь полной социальной интеграции в комплексе реабилитационных воздействий, необходимо присутствие, наряду с другими мерами, мер профессионального характера. Они должны быть, направлены, на восстановление профессиональной трудоспособности в доступных и показанных инвалиду по состоянию здоровья видах и условиях труда, а также достижение больным материальной независимости и само обеспечения.
В модели процесса реабилитации существуют периоды и этапы реабилитационного процесса, и выделяет профессиональный этап реабилитации. Обратимся к определению, которое сформулировала Гусева Н.К. – «профессиональная реабилитация – это система и процесс восстановления профессиональной трудоспособности лиц с ограниченными возможностями». Из этого определения следует, что восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда может быть:
- на прежнем месте;
- на новом
рабочем месте по прежней
- профессиональное обучение новой специальности;
- адаптация
инвалида к трудовой
Система профессиональной реабилитации включает в себя несколько этапов:
- профессиональное консультирование;
- профессиональный выбор;
- профессиональный отбор;
- профессиональное обучение и подготовку к труду;
- мероприятия по социально-
- подготовку производства
к использованию труда
-динамическое наблюдение и контроль за рациональностью трудоустройства».
Цель профессиональной реабилитации инвалидов – материальная независимость, самообеспечения личности и адаптация, но через восстановление профессионального статуса. Включение инвалида в социальную среду промышленного производства – это сложный процесс взаимодействия инвалида и производственной среды, состоящий из следующих основных компонентов: физической, профессиональной, социальной микросферы.
«Физическая среда – включает условия труда и состоит из элементов, характеризующих санитарно-гигиенические условия (шум, освещенность, чистота воздушной среды, темп работы и т.д.).
Профессиональная среда – это содержание труда, состояние оборудования, инструмента, ритмичность работы, квалификация, а также организация производства и соответствующие документы, инструкции,
определяющие
служебное поведение
Социальная среда – образуется трудовым коллективом со сложившимися в нем групповыми ценностями и нормами поведения на работе, межличностными отношениями, стилем руководства и лидерства. В нее включается также деятельность общественных организаций, практикуемые формы культурно-массовой работы.
Все эти компоненты производственной среды определяют процесс производственной адаптации инвалида и способствуют выработке у лица с ограниченными возможностями таких качеств как трудовая активность, компетентность, самостоятельность и совершенствование профессиональных качеств.
Для научно обоснованной оценки состояния трудоспособности инвалида и выбора реабилитационных технологий необходимо хорошо знать основные категории социализации труда: содержание, характер, условия, организацию, структуру и виды труда.
Содержание труда – это социально-технологическая характеристика
труда, которая учитывает распределение производственной деятельности по отраслям, виды совершаемых трудовых операций, многообразие функций, физическое и интеллектуальное напряжение, степень самостоятельности работника, возможность и степень новизны в принимаемых решениях.
Характер труда – выражает закрепленность работника за различными видами трудовой деятельности (физической, умственной, аграрной, рутинной). Содержание и характер тесно связаны между собой. Характер труда классифицируется как простой и сложный. Под простым понимается существенное преобладание физических затрат над умственными, а под сложным – наоборот.
К условиям труда относятся:
- социально-экономические условия (длительность рабочего дня и года, оплата труда, требования к общеобразовательной и специальной подготовке);
- технические
условия (степень освещенности, уровень
шума, загрязнение воздуха, сюда
же входит организационная
Для трудоустройства инвалидов желательно рекомендовать профессии, которым характерен физически-умственный труд, который может в себя включать свободный ритм.
Социальная
сущность профессиональной реабилитации
- это обеспечение
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения.
В науке функция трактуется неоднозначно. Например: «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. А в социологии данное понятие трактуется как роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Мы будем рассматривать функцию как роль, которую выполняют социальные учреждения в осуществлении целей и интересов инвалида по профессиональной реабилитации. И пока в современной России ещё, сохраняется необходимость трудовой деятельности каждого гражданина для обеспечения своей жизни профессиональная реабилитация, будет являться самой значимой формой реабилитации. Для людей с физическими недостатками необходимо создать предпосылки к строительству собственной жизни и возможности быть деятельным человеком общества. Когда у физически несовершенного индивидуума и его семьи имеется возможность влиять на принятия общественных решений, возможно достижение изменений, увеличивающих равноправие в обществе.
При разработке различных программ, законов, непосредственной работой с инвалидами по профессиональной реабилитации, наряду с микросредами, условиями, характером и содержанием труда, любое социальное учреждение должно учитывать мотивации трудовой деятельности инвалидов, а при необходимости помочь инвалиду в выборе правильного решения по трудоустройству. Так же социальные учреждения должны учитывать, что значительное влияние на мотивацию труда оказывают типологические особенности личности инвалида: пол, возраст глубина дефекта, потребление, установки, отношение, направленность, ценностные ориентации, уровень образования.
Мы определили, что
профессиональная реабилитация – это
процесс и система восстановлен
Теперь рассмотрим методы, которые используются социальными учреждениями в своей работе с инвалидами, чтобы их роль в профессиональной реабилитации способствовала успешной интеграции инвалидов в общество.
«Профессиональная ориентация – система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация предполагает выбор человеком общественно-полезной профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам и не причиняющей вреда здоровью. Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов.
Медицинский аспект – включает изучение и клиническую оценку состояния инвалида (диагноз и степень выраженности функциональных нарушений, компенсаторные возможности, клинический и трудовой прогноз, учет медицинских противопоказаний для различных видов работ).
Психологический аспект – включает: определение установки инвалида на труд; определение профессиональных интересов, склонностей, оценку трудовой мотивации; оценку свойств нервной системы и темперамента; определение уровня развития психомоторики, эмоционально-волевых, определение индивидуальных свойств личности; проведение психологической коррекции.
Социальный аспект – предполагает учет пола, возраста, образования, основной профессии и профессионального маршрута, семейного положения, жилищно-бытовых условий.
Проведение профессиональной ориентации предусматривает: предоставление консультаций и информации по вопросам выбора профессии, включая возможности смены профессии; проведение консультации, включающей подробный рассказ о профессии; ознакомление с возможностями содействия профессиональному образованию в каждой конкретном случае; оказание посредничества по подысканию места обучения. В компетенцию профессиональной ориентации входит определение с помощью медицинских и психологических методов личностных интересов инвалида и проведение профотбора. Профессиональная ориентация молодых инвалидов осуществляется на основе систематической и целенаправленной подготовки к выбору будущей профессии, в которой участвуют школа, органы профессиональной ориентации, родители и сами инвалиды.
Профессиональное образование – это система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области, рекомендуемой профессиональной деятельности. Профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, но лишь высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с другими гражданами.
Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России