Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретическое и эмпирическое осмысление проблемы профессиональной реабилитации инвалидов в России.
В связи с поставленной целью исследования необходимо выполнение следующих задач:
- раскрыть социальную сущность профессиональной реабилитации инвалидов;
- определить профессиональную реабилитацию инвалидов как функцию социального учреждения;
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...5
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения……………………………………………………………………….13
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........20
II. Профессиональная реабилитация инвалидов в Реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста… … … … … … … … … … … … … … 29
III.Заключение……………………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………..........33
- разработка и реализация целевых программ содействия занятости;
- создание дополнительных
рабочих мест и специализирован
- установление квоты для приема на работу инвалидов;
- предоставление
услуг по профессиональной
- организация обучения по специальным программам.
Необходимо более подробно остановиться на рассмотрении закона «О социальной защите инвалидов и в Российской Федерации». Вопросы доступности образования, воспитания и обучения детей-инвалидов представлены в статьях 18 и 19 рассматриваемого закона. В них также декларируется гарантированность образования, создание государством необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов. Для тех из них, кто нуждается в специальных условиях при получении профессионального образования, согласно закону, должны создаваться специальные, профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждений общего типа.
Также в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), статьи 20-24, предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из главных мер, как считают авторы, можно назвать: организацию обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установление квот для приема на работу инвалидов и другие.
Так же государство подтвердило то обстоятельство, что как следует из Федерального закона № 122 – ФЗ, оно берет на себя ответственность по обеспечению профессиональной ориентации инвалидов, их профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 года «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» обучение инвалидов первую очередь осуществляется по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает право инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 августа 1993 года.
В Постановление Министерства труда Российской Федерации от 8 сентября 1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих» говориться, что овладение этими профессиями дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.
Федеральная служба занятости в 1995 году утвердила «Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов». Речь в нем идет об организациях, которые приняли инвалида по рекомендации органа службы занятости. С такой организацией заключается договор. В нем оговаривается срок, в течение которого инвалид будет трудоустроен. Со своей стороны орган службы занятости обязуется в течение определенного времени выплачивать работодателю компенсацию. Это компенсация составляет половину от фактически начисленных работнику сумм, выплачивается она в течение 6 месяцев. В исключительных случаях договор можно продлить ещё на полгода.
Документы, принятые субъектами федерации по вопросам обеспечения занятости инвалидов, разнообразны.
Рассматривая распоряжение главы администрации Ивановской области «О защите трудовых прав инвалидов», Постановление правительства Республики Ингушетия «О состоянии и совершенствовании работы по обеспечению прав инвалидов на трудоустройство», постановление правительства Липецкой области «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» и другие, приходишь к выводу, что преобладающее большинство региональных правовых актов в этой сфере определяет правовые, экономические и организационные основы дополнительных гарантий занятости инвалидов в виде квотирования рабочих мест. В этих законах инвалиды стоят на первом месте в перечне лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Размер квоты, установленный в регионах, варьирует от 1 (Хабаровский край) до 5 % (Республика Бурятия), распространяется он, как правило, на все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Исключение в Липецкой, Воронежской областях, Хабаровском крае, Москве сделано для региональных органов власти и органов местного самоуправления.
Создание специальных рабочих мест для инвалидов, которое предусмотрено Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентировано в нормативных документах не всех субъектов федерации. Оно предусмотрено в Липецкой области, Москве, Краснодарском крае, республиках Коми, Бурятии, особое внимание ему уделено в законе Алтайского края.
Наиболее полная, правовая база для
профессиональной реабилитации и трудоустройства
инвалидов создана в Москве.
Постановлениями правительства Москвы
«О комплексной программе профессиональной
реабилитации и обеспечения занятости»
и Медико-социальная реабилитация и занятость
инвалидов Москвы» было предусмотрено
выделение средств организациям на сохранение
рабочих мест для инвалидов. В рамках программ
были созданы профессионально-
В 1997 году принят Закон «О квотировании рабочих мест в городе Москве». Законом регламентирован финансовый источник квотирования рабочих мест – это средства работодателей для трудоустройства инвалидов в счет квоты и целевые средства, полученные в виде обязательной платы и штрафов от организаций, не выполняющих условия квотирования, для трудоустройства инвалидов сверх установленных квот, а также для создания специальных рабочих мест для инвалидов. Установлен размер платы за каждого нетрудоспособного в рамках квот инвалида, указаны органы, осуществляющие его реализацию, а также органы, осуществляющие контроль.
В исполнении рассмотренного Закона правительством Москвы издано постановление «О порядке квотирования рабочих мест в организациях города Москвы», в котором механизм реализации Закона изложен очень подробно.
Координация деятельности по квотированию рабочих мест возложена на Комитет труда и занятости правительства Москвы, а также на специально созданные городскую и территориальные комиссии по квотированию рабочих мест. Постановление подробнейшим образом регламентирует порядок и условия квотирования рабочих мест, оформляемую при этом документацию, ведущуюся статистическую отчетность, порядок осуществления контроля за исполнением Закона.
Правительство
Москвы одним из первых среди субъектов
федерации приняло
Принятие в Москве приведенного
комплекса законов и
Однако в Российской Федерации отсутствует юридическое закрепление принципа равноправия инвалидов и других людей, как и запрет на дискриминацию человека по причине инвалидности. Это затрудняет реализацию людьми с ограниченными возможностями ряда установленных для них законодательством прав.
Например, большинство инвалидов из-за того, что государство не создало условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. А также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и профессиональные возможность инвалидов.
Хотя право на образование гарантировано и Конституцией РФ, и Законом РФ «Об образовании».
В статье № 5 Закона
говориться о том, что гражданам
Российской Федерации гарантируется
возможность получения
Также в части 3 статье № 16 этого закона закреплено правило, согласно которому после успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса принимаются в государственные и муниципальные учебные заведения среднего и высшего, профессионального образования инвалиды I и II групп, если обучение им не противопоказано по заключению БМСЭ.
Итак, рассмотрев нормативно-
2. Профессиональная
реабилитация инвалидов в
Социальные
учреждения должны принимать большее
участие в решении
Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста открытый в 1996 году.
Категории обслуживания: дети с ограниченными возможностями от 16 лет, инвалиды до 50 лет.
Функции центра: трудоустройство, реабилитация, диагностика, реабилитация и профориентация.
Количество обслуживаемых инвалидов около 100 человек, реабилитацию проходит 60. Реабилитационный центр занимается поздней реабилитацией.
Профиль работы реабилитационного центра: заболевания; травмы врожденные и приобретенные; травмы опорно-двигательного аппарата; заболевания нервной системы.
Структура реабилитационного центра:
- директор;
- 2 заместителя:
по административно-
- 5 отделений: 1)
приемно-консультативный,
Для эффективной работы с инвалидами реабилитационный центр использует следующие современные методы:
- создаются условия для работы
по интересам и с учетом
физических возможностей
успех в профессиональной реабилитации инвалидов зависит от искреннего участия в судьбе инвалида специалистов, оказывающих ему в этом помощь, а также методов и условий, которыми пользуются все социальные учреждения независимо от форм собственности.
Заключение.
В современной России для инвалида быть занятым во сто крат важнее, чем для кого бы то ни было, как бы странно это не звучало. Долгое время государство воспитывало у инвалида пассивное отношение к труду. Дескать, сиди и получай пенсию. Но ведь никакое пособие, а размеры этих пенсионных пособий хорошо известны, не даст инвалиду чувствовать себя полноправным членом общества, перестать ощущать свою неполноценность, так как инвалидность в настоящее время определяют как длительную или постоянную потерю трудоспособности вследствие значительного нарушения функции организма, вызванного хроническим заболеванием или травмой. А поэтому любой человек должен иметь возможность применять все свои знания и способности на благо государства и общества независимо от того, имеет ли он какие-либо ограничения возможностей. А все это способствует его становлению как личности. И мы определили в курсовой работе, что обеспечение сбалансированности проблем личности и общества, формирование у него навыков конкурентной борьбы за рабочее место, включение инвалида в социальную среду промышленного производства есть ни что иное, как социальная сущность профессиональной реабилитации, которая способствует полноценно интегрировать инвалиду в общество.
Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России