Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретическое и эмпирическое осмысление проблемы профессиональной реабилитации инвалидов в России.
В связи с поставленной целью исследования необходимо выполнение следующих задач:
- раскрыть социальную сущность профессиональной реабилитации инвалидов;
- определить профессиональную реабилитацию инвалидов как функцию социального учреждения;
Введение…………………………………………………………………………...2
I. Теоретические основы и исследования профессиональной реабилитации инвалидов.
1.1. Социальная сущность профессиональной реабилитации………………...5
1.2. Профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения……………………………………………………………………….13
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов..
……………………………………………………………………………….........20
II. Профессиональная реабилитация инвалидов в Реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста… … … … … … … … … … … … … … 29
III.Заключение……………………………………………………………………31
Список используемой литературы………………………………………..........33
Государство обеспечивает инвалидам получение основного среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего, профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Социальные учреждения учитывают и то, что для значительной части инвалидов оптимальной формой является очно – заочная. Это связано с тем, что многие инвалиды вынуждены периодически проходить курсы профилактических обследований и лечения. Кроме, того, некоторым из них комфортнее часть учебного процесса осуществлять в домашних условиях. Чрезвычайно важно, чтобы сам инвалид сознательно выбрал форму обучения (переобучения, переквалификации). При этом профессиональному консультанту следует подробно рассказать инвалиду о длительности учебного процесса. Это необходимо для ориентации больного человека в рациональном распределении времени учебы, отдыха, лечения. Важно также предусмотреть возможность изменения сроков обучения (переобучения, переквалификации) с учетом индивидуальных особенностей инвалида.
В современной России профессиональное образование базируется на следующих принципах:
-ориентация обучаемых на
-обучение конкурентоспособным профессиям;
-многовариантность и гибкость форм, методов и средств подготовки;
-введение дифференцированного подхода к обучению различных групп инвалидов с учетом характера и степени нарушений;
-мобильность и разнообразие организационных структур, обеспечивающих профессиональное обучение;
-единство процесса профессионального образования и социализации личности, возможности ее реинтеграции в общество;
-социальная защищенность
инвалида в период
Профессионально-
Профессиональная адаптация инвалидов на первый план ставит удовлетворенность той профессией, которой они обучаются. Это обусловлено тем, что желание получить профессию и работать именно в этой профессии у инвалидов, особенно в самом начале пребывания на инвалидности, неустойчиво, оно может исчезнуть при неблагоприятном воздействии извне. Таким образом, учитывается, что в профессиональной адаптации инвалидов субъективный фактор приобретает особо важную роль. Профессиональная адаптация инвалидов понимается как некоторое психологически комфортное состояние их в процессе овладения профессией и последующем труде.
Производственная адаптация зависит от уровня подготовки инвалида к профессиональному труду и включает «три аспекта:
1.Социально-психологическая
2.Личностная адаптация – активность позиции самого инвалида на производстве, его способности, система ценностных ориентаций, поведенческие характеристики, стиль поведения, общения, жизненная позиция.
3.Биофизиологическая адаптация – возможности организма больного приспособиться к профессиональной трудовой деятельности. Для успешного проведения биофизиологической адаптации большое значение имеет нормирование параметров и производственной среды, трудового процесса и функционального состояния организма физиологическими методами».
Рациональное трудоустройство – это «система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.
Рациональное трудоустройство означает адекватность условий и содержания труда психофизическим особенностям инвалида и социально-экономическую равноценность рекомендуемой ему профессиональной деятельности ранее исполняемой (в случае ее смены), либо исполняемой здоровым работником аналогичной работы (в случае первоначального выхода на рынок труда).
В современной России государство гарантирует инвалидам равные возможности для занятия производственной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Включение инвалидов в свободный рынок труда возможно достичь путем:
-установление стимулирующих
-резервирования и целевого
-предоставление ссуд или
-предоставление налоговых
-оказание предприятиям, нанимающих рабочих-инвалидов, технической и финансовой помощи;
-создание инвалидам условий
труда в соответствии с
-создание условий для
Все это реализуется в соответствую
В частности, медико-социальными
Профессиональное обучение проводиться в обычных или специализированных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Это могут быть и краткосрочные курсы, специализированные учреждения системы социальной защиты населения (бывшие профессионально-технические училища ля инвалидов – 29 училищ на территории России), учреждения среднего специального образования (13 бывших техникумов для инвалидов на территории России).
При получении высшего, профессионального образования перспективным для инвалидов принято считать системы дистанционного обучения.
Трудоустройство инвалидов, находящихся
без работы осуществляют службы занятости,
где для этого имеются
Мы пришли к выводу, что профессиональная реабилитация инвалидов как функция социального учреждения, включает в себя определенные методы работы, и они осуществляются как реабилитационными учреждениями, так и на производстве, что позволяет в современных условиях изменить отношение общества к инвалидам и перейти от непонимания и неприятия к уважению прав, достоинств, полезности обществу.
1.3. Нормативно-правовая база профессиональной реабилитации инвалидов.
Инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в её состав, другими законодательными актами.
Мы рассматриваем
Безработица особенно больно бьет по трудоспособным инвалидам. Ведь они нуждаются в специально созданных условиях труда, а работодатель не всегда готов идти на это.
Регулировать отношения
Созданная к настоящему моменту правовая база профессиональной реабилитации инвалидов регулирует вопросы профессиональной подготовки инвалидов в общей системе образования и в учебных заведениях системы Федерального и республиканских Министерств социальной защиты населения /теперь это Министерство здравоохранения и социальной защиты населения/; обучения и переобучение инвалидов на производстве и на курсах, создаваемых органами занятости населения; трудоустройство и применение труда инвалидов в различных организационных формах (открытом производстве, в специализированных цехах и специализированных предприятиях, в кооперативах, в работах на дому, в применении труда лиц, проживающих в домах-интернатах, индивидуальной трудовой деятельности) реабилитационной трудовой индустрии; информатики, установление налоговых льгот для предприятий, использующих труд инвалидов, а также для тех предприятий, которые заняты изготовлением для них различных технических средств и приспособлений.
Эта правовая база создает условия всем гражданам независимо от расы, пола, возраста, социального положения, состояния здоровья для реализации права на труд и свободный выбор профессии, обеспечивает социальную защиту в области занятости; разграничивает компетенцию Федеральных и региональных органов власти и управления в области профессиональной реабилитации; создает условия для координации деятельности в этой области между различными министерствами и ведомствами, а также местными органами власти и управления.
Законодательством устанавливается:
Теперь мы
рассмотрим законодательные
В 1982 году Генеральная
ассамблея ООН приняла Всемирну
- услуги по
восстановлению
В современной России высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая стоит на самой вершине правовой пирамиды.
В статье № 37 говориться, что каждому гражданину страны предоставляется право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В законе
Российской Федерации «Основы
законодательства Российской
В Законе сказано,
что рекомендации медико-социальной
экспертизы по трудоустройству инвалидов
является обязательными для
Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости населения, является Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (1991г.), который в настоящее время действует в редакции Федеральный Закон от 20.04.96г. и 21.07.98г., №175 ФЗ.
В статье № 13 предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных групп населения. Они включают в себя:
Информация о работе Профессиональная реабилитация инвалидов в современной России