Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:37, курсовая работа
Объект исследования – социально педагогическая деятельность социального педагога.
Предмет исследования – беседа как методика работы социального педагога.
Цель исследования: выявление условий эффективности проведения профилактических бесед между социальным педагогом и учащимся.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И УЧАЩЕГОСЯ
Содержание
стр.
Введение
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в России в начале XXI века затронули все сферы человеческой жизнедеятельности. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции, как имущественное неравенство, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, сложная криминогенная обстановка, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизнеосуществлении подростков.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности родителей, учителей, воспитателей, руководителей.
В процессах, определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы. Являясь одним из основных социальных институтов государства, общеобразовательная школа сталкивается с необходимостью направлять и выправлять, нивелировать недостатки семейного воспитания и негативное влияние окружающей среды, облегчать вхождение детей и подростков в различные виды социальных взаимоотношений. Однако в сложившейся массовой практике педагогические коллективы недостаточно хорошо знают условия семейного воспитания, слабо поддерживают связь с семьей, не владеют информацией о конкретной ситуации развития подростка и его проблемах, особенностях его ближайшего окружения.
Ученые и практики различных областей знаний всегда уделяли повышенное внимание вопросам выявления, коррекции и профилактики поведения в различных его аспектах. В отечественной педагогике XX века ее исследовали такие выдающиеся ученые, как П.П. Блонский, Л.C. Выготский, С.Т. Шацкий и многие другие. Данный вопрос рассматривался и учеными-педологами, однако, в 30-е годы снизился интерес к исследованиям по данной проблеме.
Настоящее исследование осуществлялось на основе анализа трудов ученых (в том числе и современных), внесших значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса, превентивной профилактики (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, С.И. Григорьев, В.И. Загвязинский, В.Т. Лисовский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Г.Н. Филонов и др.).
Одним из методов профилактики является беседа. Однако этот метод по-прежнему остается малоисследованным.
Объект исследования – социально педагогическая деятельность социального педагога.
Предмет исследования – беседа как методика работы социального педагога.
Цель исследования: выявление условий эффективности проведения профилактических бесед между социальным педагогом и учащимся.
Гипотеза исследования – после проведения профилактических бесед, можно эффективнее сформировать осознанное отношение к собственному здоровью у детей.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и особенности профилактической беседы.
2. Выявить общее состояние деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении по организации и проведения профилактической беседы с учащимися.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: изучение и анализ социологической, психологической и педагогической литературы и документации; изучение и обобщение практики работы общеобразовательных школ; опытно-экспериментальная работа.
Глава I. Социально-педагогическая деятельность по организации и проведения профилактической беседы с учащимися
Беседа – это диалог, речевое общение между двумя и более лицами. Беседа в педагогической практике – метод познания личности учащегося и сути его проблем, взаимная работа с проблемой на основе словесного общения между педагогом и учащимся.
Особое значение беседы как «инструмента» психолога обусловлено тем, что беседа пронизывает всю деятельность специалиста-психолога. Обыденное сознание сводит беседу к разговору двух или более людей. Но в психологии беседа понимается шире. А. М. Айламазян полагает, что любая встреча специалиста-психолога с клиентом (или испытуемым) - это всегда «взаимоотношения двух людей, диалог двух сознаний, двух позиций, двух миров...» [1]. Фактически ни один из методов эмпирического психологического познания не существует «без этого диалога, без заинтересованной встречи двух людей, которая является их непременным условием» [1]. Диалог не прилагается к другим методам изучения человека, он составляет самую сердцевину процесса познания человека.
Специфика гуманитарного познания по сравнению с естественнонаучным состоит как раз в том, что исследователь имеет дело не с бессловесной вещью, а с живым и деятельным субъектом. В естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Изучать человека как личность, как субъект можно только вступая с ним в некоторые отношения, в диалог, в беседу. Без диалога, ведущего к взаимопониманию и сотрудничеству, психологическое познание, на какой бы конкретный метод оно не опиралось, невозможно в принципе.
Типы беседы
При решении разных исследовательских и диагностических задач психолог прибегает к разным вариантам метода беседы. Наиболее простым для использования является такой вариант беседы, как интервьюирование, которое иногда называют «беседой без беседы», поскольку исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы. При письменной форме ответов интервьюирование превращается в анкетирование.
Здесь содержание и форма вопросов определяются задачами исследования и возрастом испытуемых, но никак не их индивидуальными особенностями. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий в соответствии с заранее выработанной исследователем программой.
Благодаря максимальной стандартизации вопросов, ответов и всей ситуации интервью появляется возможность сопоставлять получаемые данные. Интервьюирование, особенно в его письменной форме анкетирования, позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Поэтому оно широко применяется при изучении проблем, требующих сравнения многих людей (исследование различий между группами, полами, нациями, классами в социальной психологии и социологии). Анкетирование использовали такие известные исследователи, как Ф. Гальтон, А. Бине, С. Холл.
Возможности беседы как инструмента познания определяются избираемым типом беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются следующие: особенности предварительно подготовленного плана, т.е. ее программа и стратегия, и характер стандартизации самой беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. От выбранной тактики зависит степень стандартизации самой процедуры беседы.
Таким образом, полностью контролируемая беседа (интервью) предполагает жесткую программу, стратегию и тактику. На противоположном полюсе находится тип свободной беседы, отличающийся отсутствием заранее сформулированных программы, стратегии и тактики, а также наличием инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между этими типами беседы располагается частично стандартизированная беседа, которой характерны достаточно четкие и устойчивые программа и стратегия при значительно более свободной тактике.
Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа могут опираться на меньший клинический опыт психолога, в них ограничивается вероятность непреднамеренного воздействия на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что для опрашиваемого процедура такой беседы не всегда представляется вполне естественной, порой она воспринимается как экзаменационный опрос. Поэтому такая беседа может сковывать непосредственные реакции и вызывать к действию защитные механизмы личности.
В современной психологии наибольшее распространение получил особый вариант беседы, которую принято называть клинической беседой. Название этого метода беседы происходит от греч. klinike - уход за больным, врачевание. Первоначально клиническая беседа, или клиническое интервью, использовалось в психиатрии и медицинской психологии для того, чтобы помочь пациенту в осознании им своих внутренних затруднений и конфликтов, скрытых мотивов собственного поведения [6]. Таким образом, клиническая беседа изначально по своим целям была терапевтическим методом, направленным на оказание помощи. Именно в этом варианте клиническая беседа представлена в глубинной психологии и у представителей гуманистического направления.
Некоторые ученые рассматривают клиническую беседу как составную часть клинического метода - широко понимаемого подхода к изучению психических особенностей клиентов (пациентов). Клинический метод предполагает длительное и всестороннее исследование, которое проводится посредством разных методов (наблюдения, беседы, экспериментов) обычно в условиях клиники.
Критериями отнесения беседы к определенному типу являются (по А.М. Айломазяну):
Программа, или стратегия - набор смысловых тем и последовательность движения между ними.
Тактика ведения беседы - набор и форма вопросов. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т.е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика.
В качестве специфических видов беседы В.В. Никандров выделяет:
1) терапевтическую (клиническую) беседу как метод оказания психологической помощи нуждающимся в ней (пациентам, клиентам);
Следует выделить следующие виды бесед:
Несмотря на многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных этапов, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.
5. Завершающая фаза - окончание беседы - ослабление напряжения, возникающего в ходе беседы, выражение признательности за сотрудничество, выражение готовности к дальнейшей совместной работе.
Все перечисленные этапы заключаются в рамки беседы. Для собеседника необходимо задать контекст (начало и завершение беседы). В начале проводится предварительный брифинг, где определяется ситуация для собеседника. В заключении должно быть проведено собеседование после беседы - дебрифинг, в ходе которого исследователь говорит о завершении беседы для собеседника, а также интересуется, можно ли завершить процесс разговора у клиента.
Конечно, описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако перескакивание через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.
Профилактическая беседа – эта беседа направлена на воспитание личности ученика.
Как правило, профилактические беседы планируются заранее. В процессе подготовки определяется предмет беседы, круг вопросов, который целесообразно обсудить, основные намерения, которые необходимо осуществить. Необходимо подготовить документы, иллюстрирующие или аргументирующие позицию собеседников. На предварительном этапе особое внимание следует уделить обработке хода беседы:
Информация о работе Профилактическая беседа как методика работы социального педагога и учащегося