Профилактическая беседа как методика работы социального педагога и учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – социально педагогическая деятельность социального педагога.
Предмет исследования – беседа как методика работы социального педагога.
Цель исследования: выявление условий эффективности проведения профилактических бесед между социальным педагогом и учащимся.

Файлы: 1 файл

kursach_2.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Цель работы социального педагога: способствовать социализации личности, нуждающейся в социально – педагогической поддержке.

Основными задачами работы социального педагога были следующие:

    1. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, пропаганда здорового образа жизни.
    2. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.
    3. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты.
    4. Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска.

На основе тщательного изучения социально – бытовых условий жизни детей был составлен полный анализ социальной ситуации в школе, что дало возможность спланировать работу по своевременной социальной поддержке детей и семей в целом, осуществлять просветительскую деятельность и посредничество.

В начале учебного года были уточнены списки социально-незащищенных детей в школе, уточнение картотеки.

Таблица 2.

Характеристика контингента обучающихся в МОУ СОШ 10 г. Волгоград  в 2013-14 учебном году

 

На 01.09.13 г.

На 31.05.14 г.

общее кол-во обучающихся

155

153

число детей в многодетных семьях  

38

38

число детей в малообеспеченных семьях  

33

33

число детей в неблагополучной семье 

2

2

число детей – инвалидов 

4

4

число детей состоящих на учёте в ПДН 

-

-

число детей состоящих на ВШУ  -

-

-

число детей находящихся под опекой 

1

1

число детей на индивидуальном обучении 

2

3

число детей матерей одиночек

1

2


 

Работа с детьми и семьями, состоящими на внутри школьном учете.

Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо познакомить их с этими нормами. В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. На учете в школе в течении года стояли 2 человека: Иванов Иван, 10 класс (октябрь 2012 года за использование нецензурной брани ), Калугин Илья, 11 класс (ноябрь за  посещаемость учебных занятий и  употребление спиртосодержащих напитков).

В большей части работа с такими детьми ведется индивидуально, в форме бесед, убеждения, советов, необходимой помощи, консультаций.

Классный руководитель, закрепленный за этими детьми, находит с их родителями общие пути в воспитании и перевоспитании детей в лучшую сторону. В библиотеке постоянно выставлена необходимая литература для воспитания детей.

О результатах работы проводимых с детьми состоящими на учете, родителей ставят в известность. Проводятся индивидуальные беседы и с детьми, и с родителями, которые содействуют тому, чтобы подросток мог самоутвердиться в среде сверстников и т.д.

При тесном контакте с семьей наблюдается улучшение взаимопонимания родителей с детьми, и усиление родительского контроля. При постоянной работе с семьями и их детьми, намного уменьшились пропуски занятий без уважительных причин. Также, проводятся такие беседы как: «Как себя вести», «О воспитании воли», «Культура поведения», «Понятие вежливости», «Размышления о наркомании», «Алкоголизм и преступления», «Отношения с родителями». Благодаря этим мероприятиям трудные ученики стали более заметны в коллективе с хорошей стороны.

В школе разработана и продолжает действовать воспитательная система «Становление Человека – Гражданина», цель которой - создание условий для воспитания  интеллектуально развитой, физически и нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота.

В школе была создана программа «Школьники против курения, алкоголя и  наркотиков», которая продолжает действовать и сейчас.

Таким образом, среди задач, которые будут определены в 2014-15 учебном году, будут:

- усилить работу по профилактике ПАВ;

- разработать систему мер по дальнейшему  привлечению детей и родителей из неблагополучных семей к общественной жизни школы и класса;

- сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни;

- предоставить учащимся  объективную информацию о последствиях  курения и выбрать представление  о негативном влиянии курения;

- формирование активной жизненной позиции духовно богатой и нравственной  личности;

- формирование гуманистического социально-активного, ответственного поведения через совершенствование системы школьного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

 

Обобщая изложенное, можно констатировать, что структурные и содержательные изменения после проведения профилактических бесед в мотивах отношения к здоровью и здоровому образу жизни заключаются в следующем:

1) по мере развития личности  появляются новые психологические образования, которые усложняют процесс мотивации и структуру мотива, расширяя состав образующих мотив компонентов; это приводит к более обоснованному принятию решений и формированию намерений;

2) происходит развитие ранее  возникших компонентов мотива: становится более многосторонней самооценка, увеличивается число интересов, обогащается нравственная сфера и т.д.;

3) доминирующими потребностями, ценностями, идеалами и другими мотиваторами  становятся социальные мотивы, в  том числе и имеющие общественную направленность;

4) увеличивается осознаваемость  структуры мотива, собственное поведение  предстает в сознании как внутренне  побуждаемое, а не как «реактивное», обусловленное только внешними  влияниями (контроль со стороны  родителей или других взрослых) и обстоятельствами;

5) увеличивается число случаев  блокировки потребностных побуждений (желаний), чаще появляются «отрицательные»  мотивы;

6) увеличивается число мотивационных  установок на включение в оздоровительную  деятельность

Условие редукции присвоенных школьником норм и стереотипов поведения, основанного на ценности здоровья, основывается на теоретическом положении о необходимости деятельностной реализации ценности, проецировании приобретенных ценностей на повседневное поведение и деятельность личности. Редукция присвоенных норм и стереотипов поведения заключается в применении полученных знаний, приобретенных умений, навыков поддержания и укрепления здоровья в условиях внешкольной жизни.

Решать данную задачу необходимо, в первую очередь, через привлечение членов семей воспитанников к процессу ценностного отношения к здоровью посредством их информирования о новых средствах поддержания и укрепления здоровья; вопросах физическою воспитания в семье; компонентах здоровою образа жизни ребенка и вероятных нарушений здоровья; привлечения взрослых к спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, организуемой в школе; методического сопровождения домашней работы с детьми по формированию семейных моделей здоровьесберегающего поведения.

 

Заключение

 

Деятельность социального педагога включает работу по следующим направлениям:

Просвещение, под которым понимается распространение педагогических знаний в педагогической, родительской и ученической среде. Просвещение осуществляется социальным педагогом в следующих формах: лекции, лектории, беседы, семинары, организация выставок, подборка литературы и пр. Для проведения отдельных форм просветительской деятельности социальный педагог может приглашать специалистов.

Профилактика как целенаправленная работа по созданию оптимального психологического климата в педагогической среде, наиболее соответствующего воспитательному и педагогическому процессу; по предупреждению возможных негативных явлений в социальном и личностном развитии учащихся.

Основные формы профилактической работы: лектории для учащихся, учителей, родителей; часы общения, организация психологических, медицинских и др. обследований, составление программ и выработка рекомендаций по индивидуальной работе со школьниками; педагогический консилиум.

Семейная терапия как метод нивелирования болезненных процессов в семье, корректировка семейных ситуаций, которые неблагоприятно сказываются на развитии ребенка.

У подростков с помощью профилактической беседы формируются знания, умения, навыки необходимые для успешной социальной адаптации, для решения возникающих проблем, удовлетворения потребностей.

Педагогу важно выработать такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для молодежи. Многообразие методов делает профилактическую работу более эффективной и интересной и позволяет осуществлять многоплановое воздействие на молодежь. Необходимо организовать сеть профессионально подготовленных учреждений, готовящих компетентных специалистов, чтобы с их помощью развить у молодежи конструктивные формы поведения (стрессоустойчивость, навыки решения проблем, самопомощь и т.п.).

Формирование здорового образа жизни, высокоэффективных поведенческих стратегий, личностных ресурсов молодых людей, конструктивного трезвеннического поведения – всё это заслуги проведения профилактических бесед социальным педагогом.

 

Список литературы

 

  1. Айзман, Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. / Р.И.  Айзман.  - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 39 с.
  2. Айзман, Р.И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации //Материалы международной конф.: Педагогические и медицинские проблемы валеологии. / Р.И.  Айзман.  – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 117 с.
  3. Асмолов. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник - 2007, №9- C 16.
  4. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие / Изд. 2-е, испр., доиолн. - Ярославль, 1998.-356 с.
  5. Баладанов О.Ю. и др. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. / О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - С. 172 - 174.
  6. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни/ В.К. Бальсевич,  Л.И.  Лубышева. // Теория и практика физической культуры. 1994, № 4. - С. 3 -5.
  7. Береславская М.И., Голактионова О.Г., Хотылева Т.Ю. Уроки здоровья в начальной школе // Школа здоровья. 2003. № 4 - С. 57 - 60.
  8. Бруднов. А.К. Внешкольное дополнительное образование - насущное явление времени (проблемы, поиски, решения) / А.К.  Бруднов // Воспитание школьников. - 2008. - №3/4 – C. 3-5.

 

 


Информация о работе Профилактическая беседа как методика работы социального педагога и учащегося