Профилактика ассоциальных явлений в работе с несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы профилактики асоциальных явлений определяется катастрофическим ростом числа наркозависимых, прежде всего среди молодежи; резким омолаживанием лиц употребляющих спиртные напитки, пивным алкоголизмом среди молодежи, увеличением числа курящих.
Распространение наркомании, алкоголизма, табакокурения среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры это и многое другое привело к тому, что асоциальные проблемы коснулись самой уязвимой части общества – подростков и молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ 8
1.1 Понятие асоциального поведения 8
1.2 Формы проявления асоциального поведения среди несовершеннолетних 18
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 30
2.1 Направления профилактической работы с несовершеннолетними 30
2.2 Особенности профилактики асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53

Файлы: 1 файл

Профил асоц явл.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

с.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Актуальность проблемы профилактики асоциальных явлений определяется катастрофическим ростом числа наркозависимых, прежде всего среди молодежи; резким омолаживанием лиц употребляющих спиртные напитки, пивным алкоголизмом среди молодежи, увеличением числа курящих.

Распространение наркомании, алкоголизма, табакокурения среди молодого населения  России, приняло за последнее десятилетие  угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры это и многое другое привело к тому, что асоциальные проблемы коснулись самой уязвимой части общества – подростков и молодежи.

Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост числа наркологических заболеваний  в десять раз: в начале 21 века число  впервые обратившихся за наркологической  помощью потребителей наркотических  средств составило 62,5 тысячи человек, тогда как в начале 90-х годов 20 века обратились всего 6,4 тысяч потребителей наркотических и токсических веществ. По данным ряда экспертов, реальная распространенность наркозависимости среди населения России в 5-10 раз превышает цифры официальной статистики.

С ростом наркомании связан и ряд  медицинских проблем населения. Возрастает количество заболеваний  вирусным гепатитом, ВИЧ – инфекцией. 84 % ВИЧ инфицированных составляют наркоманы.

Потребление алкогольных напитков, в том числе пива, и табакокурение мы рассматриваем как взаимообусловленные разновидности наркомании (у курящих и потребляющих спиртные напитки значительно выше вероятность перехода к наркотикам, чем у некурящих и непьющих) и считаем их психоактивными веществами, наносящими серьезный ущерб человеческому организму, особенно молодому.

Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди молодежи связано  с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общую негативную ситуацию развития юношества в России. Однако их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании. О вреде наркотиков, алкоголя и табака для здоровья сказано много, однако весьма существенным мы считаем также и то, что их употребление способно оказать существенное влияние на психологическое развитие растущего субъекта, сделать невозможным приобретение им навыков овладения жизненными ситуациями и достижение эмоциональной зрелости.

Отклоняющееся поведение у несовершеннолетних  часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, социальных сирот, увеличение распространения в детской среде наркотиков, психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа асоциального поведения среди обучающихся.

Перешина Н.В., анализируя понятие «асоциальное поведение», говорит о том, что оно рассматривается либо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие.

По большому счёту, в настоящее  время в литературе определения  сущностного смысла такой отрицательной  позиции, как «асоциальное поведение», не очень отличаются друг от друга, скорее, они сводятся к указаниям на социальность и на нормы общества; включают в себя либо указание причин асоциального поведения, либо выделение одной главной причины и признака асоциального поведения. В различных науках определение асоциального поведения также имеет свои особенности. Определения и разных авторов и разных наук не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга.

Причины появления асоциального поведения  подростков в оценке научных исследований таких авторов как Фурманова И.А, Бочкарева Г.Г., Клейберга Ю.А. и других неоднозначны.

Таким образом, целью данной работы является изучение технологии профилактики асоциальных явлений в работе с несовершеннолетними. Для достижения данной цели были предопределены для решения задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие асоциального поведения;
  2. Определить формы проявления асоциального поведения среди несовершеннолетних;
  3. Определить направления профилактической работы с несовершеннолетними;
  4. Проанализировать особенности профилактики асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних.

Объект исследования: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Предмет исследования: технологии профилактики асоциальных явлений в работе с несовершеннолетними.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ и синтез, индукции и дедукции, аналитический метод и комплексный подход.

Структура работы определяется логикой  исследования темы и нацелена на последовательное раскрытие технологии профилактики асоциальных явлений.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ  АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

1.1 Понятие асоциального поведения

 

Асоциальное (от англ. asocial - направленный против общества) поведение - нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение - довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманами.

Современная жизнь  изобилует асоциальным, т.е. не согласующимся  с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно  имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей. Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой морализаторскими средствами невозможно.

В психологии принято  считать, что в основе любого человеческого  поведения лежат потребности. Исходя и принципов самосохранения, саморазвития и самореализации личности, потребность  следует рассматривать как состояние известной нехватки чего-либо, которое человек старается восполнить, внутреннее напряжение организма, мотивирующее активность и определяющее характер и направленность всех действий и поступков. И чем сильнее потребность, чем больше напряжение, тем с большим рвением человек стремится достичь тех условий существования и развития, которые ему необходимы.

Процесс удовлетворения потребностей проходит три стадии:

1. Стадия напряжения (когда возникает ощущение объективной  недостаточности в чем-либо);

2. Стадия оценки (когда появляется реальная возможность  обладания, например, определенным  предметом и человек может  удовлетворить свою потребность);

3. Стадия насыщенности (когда до  минимума снижаются напряжение  и активность) [5, с. 142].

В теориях, ориентированных на процессы социального научения, прослеживается постепенное формирование образцов поведения, учитывается, как влияют внешние факторы на социализацию личности.

Социальное научение проявляется  и в отклоняющемся поведении, обусловленном влиянием группы на личность. Так, лица, находящиеся в частном контакте с преступным миром, подвергается его сильному влиянию, усваивают его «нормы».

Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых  соответствуют собственным представлениям о «плохом» и «хорошем». Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

В марксистских теориях поведения  социальные отклонения объяснялись спецификой отношений в обществе. В этих теориях, отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением, прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и отомрет антагонистическое общество, то исчезнут т таки отклонения, они - остаточное явление, так как «социалистическое общество приняло от старого общества в наследство и его обыденное сознание» - неудовлетворенность, озлобление и эгоизм, корысть, стяжательство и подобные им мотивы поведения и способы осуществления.

По западным представлениям, марксистские теории отклоняющегося поведения возникли на основе концепции лабелинга - наклеивания  ярлыков, запятнанной репутации, так  как основываются на объединении  и «социальном равенстве» различных  слоев общества.

На закате существования социалистических стран, в качестве причин возникновения  отклоняющегося поведения признавались недостатки самой социалистической системы: несовершенство распределения, ухудшение экономической ситуации и рост дифференциации доходов населения, а также недостатки воспитательной работы.

По представлениям сторонников  теории «наклеивания ярлыков» в обществе постоянно вырабатываются или усиливаются  социальные реакции, они многосторонне  влияют на отклоняющееся поведение: усиливают или уменьшают его. Так, многочисленными социально-психологическими исследованиями установлено, что длительное (свыше 5-7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека: тюрьма оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации.

Л.С. Рубинштейн, например, писал, что внутренне психологическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а они, в свою очередь, сказываются в ее поведении [7,с.54].

В числе разнообразных взаимосвязанных  факторов, обусловливающих генезис  асоциального, девиантного поведения, можно выделить:

  • Индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в школьном коллективе;
  • Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивидуальном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения, способности и готовности к саморегулированию своего поведения;
  • Социальный, определяющийся социально-культурными и экономическими условиями;
  • Социально-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания [3, с. 127].

Причины девиантного или асоциального поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, но является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.

Среди причин асоциального поведения  многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения ребенка Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алимханова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических  особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в  особенностях темперамента, акцентуации  характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных  установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).

Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л.С. Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Г.П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких ситуациях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни [13,с. 95].

Информация о работе Профилактика ассоциальных явлений в работе с несовершеннолетними