Профилактика ассоциальных явлений в работе с несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы профилактики асоциальных явлений определяется катастрофическим ростом числа наркозависимых, прежде всего среди молодежи; резким омолаживанием лиц употребляющих спиртные напитки, пивным алкоголизмом среди молодежи, увеличением числа курящих.
Распространение наркомании, алкоголизма, табакокурения среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры это и многое другое привело к тому, что асоциальные проблемы коснулись самой уязвимой части общества – подростков и молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ 8
1.1 Понятие асоциального поведения 8
1.2 Формы проявления асоциального поведения среди несовершеннолетних 18
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 30
2.1 Направления профилактической работы с несовершеннолетними 30
2.2 Особенности профилактики асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53

Файлы: 1 файл

Профил асоц явл.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

В данных учреждениях должны проходить лекции, беседы, «круглые столы» с участием представителей правоохранительных органов, психологов, наркологов по темам «Человек и наркотики», «Кому и зачем это нужно?», викторины «Опасная игра», тренинги «Стой, дальше пропасть!», психологические игры. Специалистам социальных служб необходимо проводить выездные занятия в загородных учреждениях и палаточных лагерях.

В каникулярный период учреждениями должна осуществляться организация летнего отдыха и занятости детей и подростков, особое внимание уделять обеспечению качественного уровня всех форм организованного отдыха, привлечению к профильным программам и на временные рабочие места подростков, находящихся в «группе риска».

По решению проблем занятости, профориентации детей и молодежи специалистам учреждений проводить совместную работу с центрами занятости населения. Сфера применения труда подростков максимально расширена - благоустройство территории городов и поселков, ремонт детских и спортивных площадок, экологические, сельскохозяйственные и реставрационные работы.

Огромное значение в профилактике правонарушений и проявлении экстремистских проявлений среди молодежи имеет патриотическое воспитание, вовлечение молодых людей в деятельность военно-патриотических клубов, общественных объединений правовой и правоохранительной направленности, молодежных оперотрядов, участие в военно-спортивных играх, экспедициях по поиску и захоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

С целью выявления и устранения причин правонарушений, антиобщественных действий подростков создавать молодежные оперативные отряды [23, с. 184].

Направления организации профилактической работы с несовершеннолетними должны включать:

  1. Осуществление в школе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год на основе разработанного плана;
  2. Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива;
  3. Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей;
  4. Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города;
  5. Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета;
  6. Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты;
  7. Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения;
  8. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей;
  9. Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.

 

2.2 Особенности профилактики асоциальных  проявлений в поведении несовершеннолетних

 

Процесс перевоспитания, как и процесс  воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй, и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо  категорическое осуждение "трудного", высказывание окончательных мрачных  прогнозов типа "из такого-то вес  равно толку не будет" или "он законченный преступник", "он все равно кончит в тюрьме" и т.д. Умение видеть положительное в поведении "трудного", умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации [20, с. 249].

Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего, с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы" не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, что создаст весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности несовершеннолетнего.

Поэтому нужно, чтобы ребята, которые  по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они  вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии  в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

На практике это не так уж и  сложно сделать, поскольку, как показывают исследования, "трудные" весьма трезво и реалистично оценивают свои возможности и ориентированы, как  правило, на рабочие профессии, демонстрируют при этом достаточно хорошее представление о содержании будущей работы, имеют некоторые практические профессиональные навыки, испытывают потребность в общественно-полезном труде. Эти качества и должны стать опорными в воспитательной работе с "трудными". Очень часто своевременное трудоустройство несовершеннолетнего, перевод его из школы в ПТУ, где он имеет возможность осваивать любимое дело и заниматься им, уже само по себе оказывается действенным превентивным средством, которое должно быть взято на вооружение специальных органов профилактики [17, с. 172].

"Деятельность - основа воспитания" - таков один из основополагающих  принципов отечественной психолого-педагогической  науки" ион должен в полной  степени реализовываться в процессе социальной реабилитации. Перевоспитывать убеждением, нотациями, нравоучениями без включения в коллективную деятельность" в здоровый коллектив, невозможно.

Отсюда, наряду с оказанием непосредственного  воздействия на личность несовершеннолетнего, весьма важно нормализовать его отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы, повысить их референтную значимость. Влияние коллектива как института социализации в значительной степени определяется его референтной значимостью, которая, в свою очередь, зависит от эмоционального самочувствия и престижной удовлетворенности подростка в среде сверстников. Поэтому важно, чтобы коллективная общественно-полезная деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное" реализовать потребность в самоутверждении.

Поэтому преподавателю необходимо не просто добиться, чтобы подросток был занят каким-то общественно-полезным трудом либо учебой, но помочь ему выбрать такое занятие, с которым он мог бы успешно справляться, восстанавливая тем самым свой престижный статус в коллективе сверстников.

При всей важности общественно-полезной деятельности в процессе воспитания и перевоспитания, из поля зрения органов профилактики не должны выпадать и проблемы их досуга, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

Как показывают исследования, у педагогически  запущенных, "трудных" учащихся объем  свободного времени более чем  в 4 раза превышает средние показатели хорошо успевающих добросовестных учащихся. Свободное время за учебную неделю первых составляет 49,2 часа, вторых - 13,2 часа [20, с. 227].

Столь же велика разница в качественном проведении свободного времени и  способах самоутверждения подростков. Если благополучные утверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для "трудных" эти пути либо ограничены, либо отсутствуют вообще. Поэтому для педагогически запущенных подростков избыток свободного времени является отрицательно заряженным или, как говорят юристы, "криминогенным" фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи. Поэтому понятно, какую большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало, действительно, фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения.

Важнейшим условием влияния воспитателя  на "трудного", решающего значения его совета в выборе будущей профессии, увлечений, друзей и т.д. является глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком.

Когда-то доктор Спок давал американским родителям грубоватый, но верный совет: "Не уподобляться угорелым кошкам", то есть, проявлять выдержку и терпение в отношениях с детьми. Выдержка и терпение особенно необходимы при работе с "трудными". Процесс воспитания, а процесс перевоспитания особенно, как и любой труд, встречает сопротивление материала, в данном случае - сопротивление трудновоспитуемого подростка воспитательному воздействию, У "трудных", как правило, хронически осложнены отношения с учителями в школе, дома с родителями, у многих вообще отсутствует элементарный опыт нормальных, спокойных, доброжелательных отношений со взрослыми. Данное обстоятельство обязывает социальных работников в отношениях с этими подростками строго придерживаться принципа А. С. Макаренко: "как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему" [23, с. 127].

Что же касается непосредственно корректирующего  педагогического воздействия на личность "трудного", то, как считает  А. И. Кочетов, процесс перевоспитания включает решение следующих задач  и функций [20, с. 319]:

1. Восстановительная, предполагающая  восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсирующая, заключающаяся в  формировании у подростка стремления  компенсировать тот или иной  недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, то может преуспевать в спорте, труде и т.д.

3. Стимулирующая функция направлена  на активизацию положительной  общественно-полезной деятельности ученика, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам.

4. Исправительная функция связана  с исправлением отрицательных  качеств подростка и предполагает применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примера и т.д., связанных с коррекцией поведения.

Выполнение столь сложных и  важных функций и задач перевоспитания невозможно осуществить в одиночку. Наряду с оказанием определенных педагогических воздействий непосредственно на личность подростка, необходимо также добиться единства педагогических позиций в отношении к трудновоспитуемому со стороны педагогов и родителей. Выполнение этого необходимого для успешной социальной реабилитации условия часто бывает весьма затруднено из-за хронически осложненных отношений между школой и семьей, школой и инспекцией и т.д. То есть, социальные институты, которые должны выступать единым фронтом в решении воспитательно-профилактических задач, на деле могут быть враждебно настроены друг к другу, занять позицию взаимного обвинения и обличения, что, в конечном счете, усугубляет положение трудновоспитуемого подростка и способствует еще большему отчуждению его от мира взрослых [7, с. 328].

В этой связи социальным работникам и социальным педагогам полезнее не столько заниматься поисками виноватых в педагогической запущенности подростка, сколько поиском путей ее преодоления. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание начинается с самоанализа, с самокритичного отношения к себе. Кроме того, самовоспитание предполагает существование некоего идеала, выбранного в качестве образца поведения, определенных нравственных ценностей и критериев, с позиции которых человек оценивает себя, свое поведение.

Следует отметить, что отличительной  чертой несовершеннолетних правонарушителей является отсутствие навыков самоанализа, самооценивания. Как правило, они затрудняются назвать хорошие и плохие черты характера как у себя, так и у своих друзей. Затрудняются определить, что именно в себе надо изменить" чтобы стать на путь самосовершенствования, исправления, Поэтому необходимо подтолкнуть подростка к самоанализу, к потребности раздумий о себе, о своих поступках. К этому могут побуждать частные беседы воспитателя, рассуждения о различных жизненных ситуациях и нравственных коллизиях, отраженных в прочитанных книгах, просмотренных фильмах, наблюдаемых в жизни.

Как мы уже отмечали выше, отличительной  чертой социально запушенных подростков является деформация их социальных связей: по степени влияния на первом месте  для них оказываются неформальные криминогенные группы, которые имеют  особую референтную значимость в глазах подростка, на нормы и ценности которых, прежде всего, ориентируются "трудные" [23, с. 163].

Отсюда коррекция личности социально  запушенного подростка наряду с  другими задачами предполагает и  переориентацию референтной группы подростка, выработку критического отношения к прежним кумирам и формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов. Переориентация референтной группы может происходить как при помощи живого примера взрослых и сверстников, с которыми общается и взаимодействует подросток, так и на примере литературных героев и киногероев, судьбы которых заинтересовали несовершеннолетнего, вызвали желание подражать. В первую очередь самому воспитателю следует являть личный пример человека, которому подростку захочется подражать.

Современная превентивно-коррекционная практика отклоняющегося поведения несовершеннолетних предполагает также и обращение к помощи практического психолога. В настоящее время практические превентивные службы, службы социально-психологической помощи семье, детям, подросткам только зарождаются и делают свои первые шаги, но, тем не менее, уже этот первый опыт свидетельствует о безусловной продуктивности и необходимости участия практических психологов в решении самых разнообразных и сложных проблем "трудных" детей и подростков и неблагополучных семей, испытывающих затруднения в воспитании.

Информация о работе Профилактика ассоциальных явлений в работе с несовершеннолетними