Профилактика педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение литературы по профилактике педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы
Задачи исследования:
Обосновать актуальность исследования
Изучить литературу по теме исследования и определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике
Ознакомиться с ранними признаками педагогической запущенности у младших подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……
Глава I. Профилактика педагогической запущенности у младших подростков как актуальная социально- педагогическая проблема
1.1 Педагогическая запущенность: понятие, особенности проявления, причины ………………………………………………………….……………..
1.2 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста…...
1.3 Социально-педагогическая деятельность по профилактике педагогической запущенности у младших подростков……………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиографический список………………………………………………...
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ПГГПУ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной педагогики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Рачёвой Надежды Васильевны

Факультет социальной педагогики

Курс II, группа ПСП-2011

Форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Юняева Наталья Васильевна

 

«__» ______________ 20__г.




ПРОФИЛАКТИКА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У МЛАДШИХ  ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

 


 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 Подпись научного руководителя:                   

Пермь, 2013

 

Оглавление 

    Стр.

Введение…………………………………………………………………….……

Глава I. Профилактика педагогической запущенности у младших подростков как актуальная социально- педагогическая проблема

1.1 Педагогическая запущенность: понятие, особенности проявления, причины ………………………………………………………….……………..

1.2 Возрастные особенности детей  младшего подросткового возраста…...

1.3 Социально-педагогическая деятельность  по профилактике педагогической  запущенности у младших подростков……………………

Заключение…………………………………………………………………..

Библиографический список………………………………………………...

Приложения

 

 

Введение

 

     Современная ситуация развития – экономическая нестабильность в стране, экологические катастрофы, стихийные бедствия, социальные катаклизмы, национальные и региональные потрясения, проблемы реформирования образования, нестабильность семьи негативно влияют на развитие ребёнка.  

     Усложнение  социально – педагогической ситуации  развития ребенка в первую  очередь связано с дестабилизацией  семьи, снижением воспитательного  потенциала, который во многом обусловлен экономической озабоченностью, материально – бытовой и социальной неустроенностью родителей, либо дезорганизацией семьи вследствие погони за сверхвысоким благосостоянием.

Резко снизилось значение традиционных институтов социализации (семьи, образования, культуры и др.), что приводит к ломке мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, особенно среди подрастающего поколения. Статистика сегодняшнего дня показывает, что постоянно растет количество детей, имеющих отклонения в развитии и поведении.

    Одна из центральных социально – педагогических проблем является проблема педагогической запущенности детей. Термин «запущенный» близок прилагательному «упущенный», «попустительский», что является синонимом слова «брошенный. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности»  детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома детях, но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались не нужными своим родителям.

Особую актуальность приобретает проблема организации  комплексной, всесторонней профилактической работы с  детьми, способствующей нормализации их социально – нравственного  развития, их успешной социализации. Многие недостатки в развитии личности ребенка, обусловленные социально – педагогической ситуацией, остаются своевременно незамеченными и неустроенными в силу недостаточной разработанности проблемы в научном плане и отсутствия специальной подготовки педагогов к работе с социально и педагогически запущенными детьми.

Проблема педагогической запущенности  подростков находит  отражение в работах  М. А. Алемаскина, С.А. Беличевой, А. С. Белкина, Л. М. Зюбина, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, Г. П. Медведева, И. А. Невского, А.С. Новоселовой, Р.В. Овчаровой, Г. М. Потанина и других.

Тема исследования: Профилактика педагогической запущенности у младших  подростков в условиях общеобразовательной  школы.

Объект исследования: педагогическая запущенность младших подростков.

Предмет исследования: профилактика педагогической запущенности у младших подростков.

Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение литературы по профилактике педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы

Задачи исследования:

  1. Обосновать актуальность исследования
  2. Изучить литературу по теме исследования и определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике
  3. Ознакомиться с ранними признаками педагогической запущенности у младших подростков.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез, изучение литератур, изучение документации.

Контингент исследования: младшие подростки 

Практическая значимость исследования: обощенный теоретический материал по проблеме педагогической запущенности подростков, разработанная серия мероприятий по повышению учебной мотивации школьников могут представлять интерес для социальных педагогов, классных руководителей и могут быть использованы ими на практике.

  

Глава 1. Профилактика педагогической запущенности у младших  подростков как актуальная социально- педагогическая проблема

 

    1. Педагогическая запущенность: понятие, особенности проявления, причины

 

Педагогическая запущенность -  это устойчивое отклонение от нормы  в нравственном сознании и поведении  детей и подростков, обусловленное  влиянием среды и ошибками воспитания.[26]

В психолого-педагогическом словаре дается такое определение  педагогической запущенности:

Педагогическая запущенность – это комплекс негативных качеств  личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества.

[17]

Р. В. Овчарова в качестве показателей педагогической запущенности у подростков выделяет нарушения  в сфере отношений, в том числе  к самому себе; нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень  развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности); неправильное развитие характера, выраженное в акцентуациях. По мнению Р. В. Овчаровой, педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, в отставании его развития от собственных возможностей, требования возраста, вызванных педагогическими причинами.

[12]

 

Для данной категории  детей характерны парциальные социальные нарушения и деформации, связанные  в основном со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Для данной категории детей характерно отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителями, негативное отношение к учебе, импульсивность поведения без соотнесения с последствиями, неумение ждать, заниженная или завышенная самооценка, быстрая смена настроения, высокая тревожность, легкая ранимость, обидчивость, настороженность, вспыльчивость, легкая возбудимость, слабая тормозная функция; отрицательная волевая направленность, отклонения в нравственном развитии, различные асоциальные проявления, узкий круг интересов, ослабление социальной связи с коллективом. Но значительная часть таких детей отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения.[27]

   Рассмотрим четыре  степени педагогической запущенности, выделенные А. С. Новоселовой.

    К первой  степени отнесены подростки, которые  не имеют асоциальных форм  поведения, однако воспитательное влияние коллектива и педагогов затруднено. Обычно их принято считать трудновоспитуемыми. По разным причинам с ними трудно установить контакт, они становятся в позицию по отношению к педагогу и коллективу, не всегда разделяют мнение коллектива, занимают в нём изолированное положение, для них характерна индивидуалистическая направленность. Связь с коллективом  ослаблена, его мнение не всегда является для них решающим. По характеру индивидуального отклонения в поведении деятельности их условно делят на «изолированных», «неконтактных» и «интеллектуалов».

 «Изолированные» - замкнуты, от коллективных дел держаться в стороне. Участие в общественной жизни коллектива лишь эпизодические. Их основные интересы – на стороне, вне основного коллектива. В школе они чаще всего успевающие в  учёбе.

«Неконтактные» - в основном это подростки тоже с нарушением общения, но оно проявляется несколько иначе. Одни эмоционально неуравновешенны, конфликтны в общении с ровесниками и взрослыми, что весьма ослабляет их связь с коллективом, а значит, и его воспитательное влияние на них. Эта категория подростков отличается обострённой чувствительностью, они легко ранимы, обидчивы, порой агрессивны, идут на конфликт по малейшему поводу, доводят его до предела, отвергают компромиссы, не умеют и не хотят гасить конфликт. Другие – замкнуты, молчаливы, долго помнят обиды, мстительны.

«Интеллектуалы» - к данному типу относят учащихся, имеющих в общем неплохое интеллектуальное развитие, они начитаны, но как – то односторонне увлекаются обычно какой – то одной линей в образовании, либо предметами естественно – математического цикла, либо чисто гуманитарными. В нравственном воспитании имеют большие пробелы в воспитании. Их характеризует сильно выраженная индивидуалистическая направленность. Они считают себя элитой, нередко открыто пренебрежительно относятся к тем, кто по их понятиям «серая масса», к педагогам пренебрежение скрыто, но в экстремальных ситуациях или в состоянии эффекта – высказывается в резкой форме. У них доминирует потребительский интерес. Они представляют не очень распространённый, но один из самых опасных типов первой степени педагогической запущенности.

Вторая степень характеризуется  углублением конфликта личности с окружающей социальной средой и  в первую очередь с основным коллективом. На этом этапе отчётливо проявляется отставание в развитии от сверстников: они теряют интерес к учёбе, стремятся уйти из-под контроля семьи и педагогов, извращённо понимают самостоятельность. Их принято называть дезорганизаторами. По характеру проявления отклонений  выделяют следующие группы типов: «бунтари», «лидеры», «попутчики».

«Бунтари» - хулиганят, грубят, дерутся, не ходят в школу без уважительных причин, всегда недовольны, в своих неудачах обвиняют других, но ни к каким группировкам не примыкают.

«Лидеры» - это ребята, обладающие организаторскими способностями, могут увлечь других, умеют собирать недовольных вокруг себя и использовать их в своих корыстных целях. В общественной жизни коллективов претендуют на роль вожаков и только в этом качестве соглашаются принимать в ней участие. Дисциплину не признают. Они чрезмерно самостоятельны, у них сильно выражено «сопротивление воспитанию».

«Попутчики» - это подростки с выраженной отрицательной направленностью в поведении и деятельности, но проявляют её только под руководством лидеров. Они подвержены общему порыву и могут всегда поддержать бунтарей.

Третья степень. К данной категории отнесены подростки, которые  уже имеют отрицательный опыт – они неоднократно совершали  правонарушения. Связь с коллективом предельно слабая. Конфликтные отношения с окружающей средой и с основным коллективом углублены до предела. Учатся плохо или не учатся совсем. Нередко именно на этой стадии подростки уходят из школы. Наступает острый кризис в развитии личности.

Нередко они уже имеют связи с асоциально настроенными группами, хотя ещё и не очень устойчивые. Коллектив настроен к ним отрицательно. Это несовершеннолетние правонарушители. По характеру проявления отклонений на этой стадии педагогической запущенности можно выделить условно следующие типологические характеры.

«Отвергнутые». Считают себя непонятными, обиженными, униженными, стоящими выше этого коллектива. При предъявлении жёстких требований со стороны коллектива, они резко порывают с ними, лихорадочно ищут условия для самоутверждения в других группах и активно самоутверждаются там. В неблагоприятных условиях может быстро встать на путь асоциального поведения.

«Ложные романтики». В силу отставания в интеллектуальном и нравственном развитии и несформированности нравственного идеала их привлекает сам процесс деятельности без соотнесения с её целями, общественной значимостью, результатами и последствиями. Одних привлекает бродяжничество, других – деятельность, связанная с риском, третьих – получение острых ощущений и наслаждений. При соответствующих условиях они могут встать на путь преступления. Для этой категории «трудных» характерно бродяжничество, они убегают из дома, в результате чего совершают кражи, хулиганские действия. Чаще всего сами мотивируют побеги желаниями положительно самоутвердиться.

«Угнетенные». Отставание в интеллектуальном и нравственном развитии особенно заметно. Они забиты, неуверенные в себе, действуют, как правило, по указке и под руководством более «сильных». Они малообщительны, плохо идут на контакты. Как правило, они неуспевающие, к учебе относятся отрицательно. Это один из самых тяжелых случаев педагогической запущенности среди несовершеннолетних правонарушителей. Они всегда во власти обстоятельств. Психологически готовы к совершению правонарушений и преступлений.

Четвёртая степень. Все  противоречия личности с коллективом  и обществом доведены до предела. Коллектив, в котором подростки  учатся или работают, стал для них  не только чужим, но и враждебным. На этом этапе идет быстрая деградация личности. У подростков есть прочная связь с асоциальной, референтной для него группой. Они выражают её интересы, по существу она является своего рода регулятором его поведения. Он чувствует себя сильным, так как уверен, что поймут его там, помогут и в любую минуту         защитят. Подросток становится социально опасным, при первых же «благоприятных» условиях совершает преступление, что ведет к изоляции от общества. Его поведение в этих случаях квалифицируется юристами как преступное.

Информация о работе Профилактика педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы