Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение литературы по профилактике педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы
Задачи исследования:
Обосновать актуальность исследования
Изучить литературу по теме исследования и определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике
Ознакомиться с ранними признаками педагогической запущенности у младших подростков.
Введение…………………………………………………………………….……
Глава I. Профилактика педагогической запущенности у младших подростков как актуальная социально- педагогическая проблема
1.1 Педагогическая запущенность: понятие, особенности проявления, причины ………………………………………………………….……………..
1.2 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста…...
1.3 Социально-педагогическая деятельность по профилактике педагогической запущенности у младших подростков……………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиографический список………………………………………………...
Приложения
Рассмотрим причины педагогической запущенности детей.
Р. В. Овчарова условно объединяет причины педагогической запущенности в три группы. [12]
Первая группа включает в себя:
Вторая группа причин:
Третья группа причин:
Обычно педагогическая запущенность возникает вследствие совокупности причин.
Таким образом, педагогическая запущенность – это стадия школьной социальной дезадаптации. Педагогически запущенные учащиеся нуждаются в соответствующей воспитательно - профилактической работе. Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных школьников является социальная запущенность, которая характеризуется уже глубоким отчуждением детей от семьи и школы.
1.2 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста
Подростковый возраст - период жизни
человека от детства до
юности в традиционной классификации
(от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый
короткий по астрономическому времени
период подросток проходит великий путь
в своем развитии: через внутренние конфликты
с самим собой и с другими, через внешние
срывы и восхождения он может обрести
чувство личности.[10]
Доктор медицинских наук А.Е. Личко различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.
"Подросток" буквально означает "дитя на подросте". Однако подросток – это не просто растущий ребенок; одними трудностями роста нельзя объяснить те противоречия и проблемы, которые знаменуют развитие личности "после детства" и доставляют немалое беспокойство и миру взрослых, и самим подросткам. Подростковый возраст отличается психологическими проявлениями, за которые получил название "трудного", "переходного", "кризисного".
Социальная ситуация развития в подростковом периоде характеризуется тем, что ведущая учебная деятельность предшествующего периода, сменяется деятельностью, направленной на определение своего места в мире взрослых и общественных отношений, на свое социальное самоопределение. Поэтому это не ступень или "переход" на пути превращения ребенка во взрослого, а отдельный, возрастной период, имеющий свое деятельностное содержание, личностный смысл и общественное значение.
Биологический смысл подросткового периода определяется как пубертатный период или период созревания. Фаза пубертатности обнаруживается не только в сомато-физических и нейроэндокринных изменениях, но и в особых психических сдвигах, которые могут предшествовать физическому созреванию и сохраняться определенное время после его завершения.
Наиболее ранние сдвиги относятся к настроению и эмоционально-личностной сфере. Настроение начинает характеризоваться повышенной лабильностью, постоянными переходами между веселостью и безрадостностью, унынием с чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром. Поэтому это время состоит из радостей и огорчений, столь же частых, сколь и недолгих.
Подросток начинает проявлять повышенную чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых, к тому, как на него смотрят, и что о нем говорят; становится легко возбудимым, раздражительным и одновременно незащищенным, ранимым. Наблюдается общее снижение работоспособности с чувством физического недомогания, которое может сопровождаться проявлениями вегето-сосудистой дистонии, функциональными нарушениями со стороны отдельных соматических систем – дыхания, пищеварения, кровообращения и пр.
Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с быстрой сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь" [ 24].
Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Интерес к учебному предмету связан с качеством преподавания. Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Формируется устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом. Так же на формирование отношения к учебным предметам влияет успех или неуспех в учении. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников.
Главная ценность отметки для учеников в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Исследования
отечественных психологов
Таким образом, можно выделить характерные особенности младшего подросткового возраста: эмоциональная незрелость, повышенная утомляемость, не достаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять возможности и желания в удовлетворении своих потребностей, отвращение к необоснованным запретам, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым, стремление обзавестись верным другом.
Профилактика – это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. [11]
Профилактика – это совокупность мероприятий, направленный на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.[2]
Р. В.
Овчарова выделяет два
Предупредить педагогическую запущенность помогает воспитательная работа, основанная на личностном подходе и индивидуальном подходе к ребенку, взаимодействие семьи и школы, создание условий, способствующих раскрытию способностей личности и признанию её в коллективе. Для предупреждения педагогической запущенности необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения детей с учетом типичных признаков отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания. [15]
Из опыта А. С. Новоселовой следует, что социально – педагогическая работа с подростками дифференцируется в зависимости от их степени педагогической запущенности.
Так, при наличии первой степени педагогической запущенности подростки нуждаются в усиленном внимании к их личности, как со стороны педагога, так и со стороны коллектива. Воспитательное воздействие на «неконтактных» должно быть гибким и осторожным. Подростков надо научить правильному общению, помочь им выстроить отношения с коллективом класса, взрослыми. Таких детей надо включать в отношения взаимной зависимости и ответственности. На данном этапе доминировать должна форма индивидуального подхода к личности подростка. «Изолированных» подростков не рекомендуется публично осуждать. Здесь необходима кропотливая разъяснительная работа, глубокое индивидуальное воздействие в целях перестройки ценностных ориентаций. При работе с «нигилистами» сначала нужно попытаться перестроить систему отношений в семье, если не будет результатов, то необходимо вести тонкую работу с самим школьником, оказывая на него влияние делами коллектива сверстников, постоянно повышая его нравственный потенциал.
При наличии второй
степени педагогической
При третьей степени педагогической запущенности только комплексная организация воздействий школы, семьи, общественности может дать положительный результат. Главное здесь нужно подготовить коллектив сверстников, семью к борьбе за подростка, одновременно проводя с ним индивидуальную воспитательную работу. «Угнетенным» помогает категоричный тон и строгий контроль. Хорошие результаты дает помещение учащихся в сильные коллективы с высоким нравственным потенциалом. «Ложным романтикам» нужно предоставить положительную деятельность, полную риска, требующую проявления находчивости, смелости.
При наличии же четвертой степени педагогической запущенности у подростка главная задача социального педагога – помочь ему понять, что он находится на краю пропасти.
Социальному педагогу необходимо учитывать, что педагогически запущенные дети требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном отношении и искреннем желании можно помочь добиться результатов в работе с такими детьми. Прежде всего, их нельзя воспринимать как злоумышленников, в большей степени они лишь жертвы обстоятельств. Желательно предоставлять таким детям возможность бывать в различных выигрышных для них ролях, позициях и условиях, создавать ситуации, в которых у ребенка возникает желание изменить свое поведение и отношение к миру.
Учитывая причины