Профилактика педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое обоснование и изучение литературы по профилактике педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы
Задачи исследования:
Обосновать актуальность исследования
Изучить литературу по теме исследования и определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории и практике
Ознакомиться с ранними признаками педагогической запущенности у младших подростков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……
Глава I. Профилактика педагогической запущенности у младших подростков как актуальная социально- педагогическая проблема
1.1 Педагогическая запущенность: понятие, особенности проявления, причины ………………………………………………………….……………..
1.2 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста…...
1.3 Социально-педагогическая деятельность по профилактике педагогической запущенности у младших подростков……………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиографический список………………………………………………...
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая ПГГПУ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

    Рассмотрим  причины педагогической запущенности детей.

     Р. В.  Овчарова условно объединяет  причины педагогической запущенности в три группы. [12] 

Первая группа включает в себя:

  • низкий педагогический и культурный уровень родителей;
  • неблагополучие в семье (конфликтность, аморальность, асоциальность поведения родителей);
  • отсутствие четкой организации жизни и деятельности ребенка в семье, безнадзорность ребенка в быту;
  • нарушение единства требований к ребенку, их последовательности;
  • неправильное отношение к ребенку (подавление личности, угрозы, физическое наказание или чрезмерная опека);
  • незнание или невыполнение требований по подготовке ребенка к обучению в школе, оказанию помощи в учении.

Вторая группа причин:

  • слабое знание педагогами ребенка, условий его воспитания в семье;
  • недостаточная работа по психолого – педагогической подготовке родителей учащихся;
  • недостаточная дифференциация работы по подготовке детей к обучению в школе (организации их учения);
  • слабая индивидуальная работа по преодолению отклонений в поведении и нравственном развитии детей;
  • преобладание методики негативного стимулирования поведения и деятельности детей;
  • отсутствие учета эмоционального состояния ребенка, щадящей нагрузки;
  • недостаточное руководство формированием межличностных отношений в классе;
  • несистематическое взаимодействие семьи, детского сада и школы в профилактике педагогической запущенности детей.

Третья группа причин:

  • отставание ребенка в общем развитии;
  • болезненность ребенка;
  • нравственная невоспитанность;
  • пробелы в знаниях, умениях и навыках поведения и общения;
  • неподготовленность к ведущему виду деятельности.

Обычно педагогическая запущенность возникает вследствие совокупности причин.

Таким образом, педагогическая запущенность – это стадия школьной социальной дезадаптации. Педагогически  запущенные учащиеся нуждаются в соответствующей воспитательно -  профилактической работе. Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных школьников является социальная запущенность, которая характеризуется уже глубоким отчуждением детей от семьи и школы.

 

 

1.2 Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста

 

     Подростковый возраст - период жизни человека от детства до 
юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый 
короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.[10]  

    Доктор медицинских наук А.Е. Личко различает младший подростковый возраст 12-13 лет, средний-14-15 лет, старший-16-17 лет.

     "Подросток" буквально означает "дитя на подросте". Однако подросток – это не просто растущий ребенок; одними трудностями роста нельзя объяснить те противоречия и проблемы, которые знаменуют развитие личности "после детства" и доставляют немалое беспокойство и миру взрослых, и самим подросткам. Подростковый возраст отличается психологическими проявлениями, за которые получил название "трудного", "переходного", "кризисного".

Социальная ситуация развития в подростковом периоде характеризуется тем, что ведущая учебная деятельность предшествующего периода, сменяется деятельностью, направленной на определение своего места в мире взрослых и общественных отношений, на свое социальное самоопределение. Поэтому это не ступень или "переход" на пути превращения ребенка во взрослого, а отдельный, возрастной период, имеющий свое деятельностное содержание, личностный смысл и общественное значение.

     Биологический смысл подросткового периода определяется как пубертатный период или период созревания. Фаза пубертатности обнаруживается не только в сомато-физических и нейроэндокринных изменениях, но и в особых психических сдвигах, которые могут предшествовать физическому созреванию и сохраняться определенное время после его завершения.

     Наиболее ранние сдвиги относятся к настроению и эмоционально-личностной сфере. Настроение начинает характеризоваться повышенной лабильностью, постоянными переходами между веселостью и безрадостностью, унынием с чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром. Поэтому это время состоит из радостей и огорчений, столь же частых, сколь и недолгих.

Подросток начинает проявлять  повышенную чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых, к тому, как на него смотрят, и что о нем говорят; становится легко возбудимым, раздражительным и одновременно незащищенным, ранимым. Наблюдается общее снижение работоспособности с чувством физического недомогания, которое может сопровождаться проявлениями вегето-сосудистой дистонии, функциональными нарушениями со стороны отдельных соматических систем – дыхания, пищеварения, кровообращения и пр.

     Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с быстрой сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь" [ 24].

   Учеба в школе занимает  большое место в жизни  подростка. Готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Интерес к учебному предмету связан с качеством преподавания. Большое значение имеет подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Формируется устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом. Так же на формирование отношения к учебным предметам влияет успех или неуспех в учении. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников.

   Главная ценность отметки для учеников в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

     Исследования  отечественных психологов показывают, что если существенные изменения  в психологическом развитии младшего  школьника связаны, прежде всего,  с учебной деятельностью, то  в психологическом развитии младшего  подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость.

     Таким образом, можно выделить характерные особенности младшего подросткового возраста: эмоциональная незрелость, повышенная утомляемость, не достаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять возможности и желания в удовлетворении своих потребностей, отвращение к необоснованным запретам, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым, стремление обзавестись верным другом.

 

 

    1.   Социально-педагогическая деятельность по профилактике педагогической запущенности у младших подростков

 

Профилактика – это  совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка.  [11]

Профилактика – это  совокупность мероприятий, направленный на предупреждение, устранение или  нейтрализацию основных причин и  условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.[2] 

     Р. В.  Овчарова выделяет два направления  профилактики педагогической запущенности. Во-первых, это предупреждение ее  возникновения, то есть снятие  внешних причин, которые могут  приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, то есть преодоление возникающих пробелов в развитии учащихся, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка. [12]

Предупредить педагогическую запущенность помогает воспитательная работа, основанная на личностном подходе  и индивидуальном подходе к ребенку, взаимодействие семьи и школы, создание условий, способствующих раскрытию способностей личности и признанию её в коллективе. Для предупреждения педагогической запущенности необходимо правильно диагностировать причины и мотивы поведения детей с учетом типичных признаков отклонений и выбрать оптимальную методику воспитания. [15]

Из опыта А. С. Новоселовой  следует, что социально – педагогическая работа с подростками дифференцируется в зависимости от их степени педагогической запущенности.

Так,  при наличии  первой степени педагогической запущенности подростки нуждаются в усиленном внимании к их личности, как со стороны педагога, так и со стороны коллектива. Воспитательное воздействие на «неконтактных» должно быть гибким и осторожным. Подростков надо научить правильному общению, помочь им выстроить отношения с коллективом класса, взрослыми. Таких детей надо включать в отношения взаимной зависимости и ответственности. На данном этапе доминировать должна форма индивидуального подхода к личности подростка. «Изолированных» подростков не рекомендуется публично осуждать. Здесь необходима кропотливая разъяснительная работа, глубокое индивидуальное воздействие в целях перестройки ценностных ориентаций. При работе с «нигилистами» сначала нужно попытаться перестроить систему отношений в семье, если не будет результатов, то необходимо вести тонкую работу с самим школьником, оказывая на него влияние делами коллектива сверстников, постоянно повышая его нравственный потенциал.

 При наличии второй  степени педагогической запущенности  главной задачей является удержать подростков в коллективе, сделать их податливыми к коллективным влияниям. Активность «бунтарей» нужно переключать на интересную общественно значимую деятельность, привлекая коллектив сверстников. Деятельность «лидеров», их природные задатки нужно развивать, изменяя содержание деятельности, делая ее общественно значимой.  «Попутчиков» и «исполнителей» тоже необходимо вовлекать в интересную общественную работу и учебу.

При третьей степени  педагогической запущенности только комплексная  организация воздействий школы, семьи, общественности может дать положительный результат.  Главное здесь нужно подготовить коллектив сверстников, семью к борьбе за подростка, одновременно проводя с ним индивидуальную воспитательную работу. «Угнетенным» помогает категоричный тон и строгий контроль. Хорошие результаты дает помещение учащихся в сильные коллективы с высоким нравственным потенциалом. «Ложным романтикам» нужно предоставить положительную деятельность, полную риска, требующую проявления находчивости, смелости.

При наличии же четвертой  степени педагогической запущенности у подростка главная задача социального педагога – помочь ему понять, что он находится на краю пропасти.

Социальному педагогу необходимо учитывать, что педагогически запущенные дети требуют повышенного внимания и заботы. Только при доброжелательном отношении и искреннем желании можно помочь добиться результатов в работе  с такими детьми. Прежде всего, их нельзя воспринимать как злоумышленников, в большей степени они лишь жертвы обстоятельств. Желательно предоставлять таким детям возможность бывать в различных выигрышных для них ролях, позициях и условиях, создавать ситуации, в которых у ребенка возникает желание изменить свое поведение и отношение к миру. 

Учитывая причины педагогической запущенности, рассмотренные выше, можно выделить следующие направления профилактики педагогической запущенности подростков:

  • ранняя диагностика семей «группы риска», семейного неблагополучия;
  • повышение уровня педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
  • активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
  • взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе;
  • учет индивидуальных возможностей ребенка;
  • создание благоприятного психологического климата в школе, классе;
  • использование методики позитивного стимулирования ребенка;
  • ранняя диагностика детей «группы риска»;
  • индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
  • включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
  • организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
  • своевременное выявление сложностей в учебе и оказание помощи;
  • организация досуга детей;
  • улучшение положения ребёнка в классе;
  • повышение интереса к учению, уверенности в своих силах;
  • профориентационная работа.

Информация о работе Профилактика педагогической запущенности у младших подростков в условиях общеобразовательной школы