Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

В силу этого изучение девиантного поведения современных российских студентов приобретает особую актуальность. Социологические исследования, связанные с углублением и уточнением теоретических и прикладных знаний о структуре, динамике девиаций в молодежной среде, стратегии и тактике повышения эффективности превенции, путях совершенствования государственной политики в социальной сфере, формах социального контроля, необходимы для обеспечения эффективного развития всего социума.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи……………………………………………...5
Теоретическая характеристика девиантного поведения………………...5
Аддиктивные нормы отклонения поведения……………………………..7
Глава 2. Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе…………………………………………...12
2.1. Особенности правонарушений в студенческой среде……………….....12
2.2. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди студентов………………………………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

       Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения  студенческой молодежи……………………………………………...5

    1. Теоретическая характеристика девиантного поведения………………...5
    2. Аддиктивные нормы отклонения поведения……………………………..7

Глава 2. Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе…………………………………………...12

2.1. Особенности правонарушений в студенческой среде……………….....12

2.2. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди студентов………………………………………………………………………....15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     В условиях трансформации российского  общества актуализируются проблемы девиантного поведения в молодежной и студенческой среде. Рост количества и многообразия форм отклонений от социальной нормы обусловлен кардинальными  изменениями во всех сферах жизни  общества (социальной, экономической, политической и др.), а также трансформацией ценностно-нормативной системы, стиранием  граней в массовой культуре между  социальной нормой и патологией. Дают о себе знать такие деструктивные  формы девиаций, как преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид. Преступность в России приобрела  новые качества: вооруженность, криминальный профессионализм, организованность и  т.д. Анализ преступности среди отдельных  социальных групп граждан, проведенный  Следственным комитетом при МВД России, показывает, что на фоне общего снижения преступности на 1,5% динамика преступности в студенческой среде имеет противоположную направленность: количество студентов, привлеченных к уголовной ответственности, возросло в целом по России на 4,6%. На сегодняшний день практически отсутствует официальная информация о таком виде девиации, как алкоголизм в молодежной среде. Вместе с тем наблюдается высокий уровень потребления спиртных напитков студентами вузов, получает распространение «пивной алкоголизм». Особый аспект проблемы девиантного поведения студенческой молодежи - наркотизация студентов вузов. Потребителями наркотиков все чаще становятся достаточно социально адаптированные и благополучные студенты. По данным эмпирических исследований, в настоящее время от 29% до 46% студентов пробовали наркотические вещества 2. Получил распространение среди студентов такой вид девиантного поведения, как проституция. По приблизительным оценкам, от 10% до 35% студенток занимаются коммерческим сексом с той или иной степенью регулярности 3. Социальные, экономические, бытовые трудности рождают у части молодых людей чувство безысходности; в молодежной среде не редки случаи суицида. Одна из причин значительного числа самоубийств - социальный стресс.

     В силу этого изучение девиантного  поведения современных российских студентов приобретает особую актуальность. Социологические исследования, связанные с углублением и уточнением теоретических и прикладных знаний о структуре, динамике девиаций в молодежной среде, стратегии и тактике повышения эффективности превенции, путях совершенствования государственной политики в социальной сфере, формах социального контроля, необходимы для обеспечения эффективного развития всего социума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи 

     1.1 Теоретическая характеристика девиантного поведения 
 

     Исходным  для понимания отклонений служит понятие "норма" [2, c.23]

     В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает  препятствий для его развития. Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

     Социальная  норма определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее.

     Вот почему отклонения могут иметь для  общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид [5,c.50]

     Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные "нормативные субкультуры" (от научных сообществ и художественной "богемы" до сообществ наркоманов и преступников).

     Девиантное поведение подразделяется на две группы [8, с.35]:

     1. Поведение, отклоняющееся от нормы  психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

     2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

     Касательно  темы настоящей работы интерес представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.

     Существуют  общие причины девиантного поведения  для обеих вышеприведенных групп  «риска». Это, прежде всего:

     1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д.

     2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

     3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.  

     1.2 Аддиктивные нормы отклоняющегося поведения 
 

     В девиантном поведении выделяют особый его тип - аддитивное поведение.

     Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций" [2, с.21]. По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.

     Общеизвестно, что особую опасность для молодых  людей в студенческой среде представляют наркотики и алкогольные напитки.

     Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

     1. Морфий и героин - алколоиды опиума;

     2. Снотворные средства, включающие  так называемые барбитураты;

     3. Гашиш (анаша, план, марихуана);

     4. Стимулирующие средства, обладающие  эффектом возбуждения нервной  системы.

     5. Кокаин - алколоид растения кока.

     Наркомания - это заболевание, которое выражается в физической или психологической  зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

     Наркомания  имеет социальные последствия. Для  преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление  наркотиками ведет к росту  смертности, и развитию целого «букета» соматических и  
психических заболеваний.

     Одной из психологических субъективных причин наркомании является  
неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях [6, c.111].

     Значительное  место в этнологии причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются  в виду демографические, возрастные и социально-медицинские аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство - то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь. Вот почему эта проблема актуально именно для студенчества. Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:

     1. Удовлетворение любопытства относительно  действия наркотического вещества;

     2. Испытание чувства принадлежности  с целью быть принятым определенной  группой;

     3. Выражение независимости, а иногда  враждебного настроения по отношению  к окружающим;

     4. Познание приносящего удовольствие  нового, волнующего или таящего  опасность опыта;

     5. Достижение «ясности мышления»  или «творческого вдохновения»;

     6. Достижение чувства полного расслабления;

     7. Уход от чего-то гнетущего.

     Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, окружение. Появление хотя бы одного наркомана  в студенческой аудитории, общежитии, танцплощадке пагубно влияет на окружающих. Первоначально наркотики дают как  угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

     Токсикомания  - заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации. 
Не меньшую опасность представляют также пьянство и алкоголизм.

     Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки (включая  пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек. Пиво - наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте 12 лет  употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%, в техникумах и колледжах - 33.7%, в ВУЗах - 32.4%. [8, c.40].

     Чаще  всего мотивом пьянства в студенческой среде является: развлечение, воздействие  ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, бытовые неурядицы, неприятности с учебой.

Информация о работе Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе