Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

В силу этого изучение девиантного поведения современных российских студентов приобретает особую актуальность. Социологические исследования, связанные с углублением и уточнением теоретических и прикладных знаний о структуре, динамике девиаций в молодежной среде, стратегии и тактике повышения эффективности превенции, путях совершенствования государственной политики в социальной сфере, формах социального контроля, необходимы для обеспечения эффективного развития всего социума.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи……………………………………………...5
Теоретическая характеристика девиантного поведения………………...5
Аддиктивные нормы отклонения поведения……………………………..7
Глава 2. Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе…………………………………………...12
2.1. Особенности правонарушений в студенческой среде……………….....12
2.2. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди студентов………………………………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

     Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме  пьющего человека. Влечение к спиртному  проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка.

     На  формирование алкоголизма влияет несколько  факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и  особенности окружающей среды. Развитию алкоголизма у молодежи способствует ранее приобщение к спиртному  и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.

     На  втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [4, c.163] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).

     Так, например, на основании анализа результатов  исследования [5, c.50] Крапивко Е. Н. можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников - у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики - это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным.

     Например, в ходе исследования [5, c.51] было установлено, что специфические девиации студенчества определяются отношением молодых людей к высшему образованию. Об этом свидетельствует тот факт, что в группе студентов (юношей) с низкой успеваемостью большинство составляют респонденты, обучающиеся в вузе с целью избежать службы в армии. В то же время, меньше всего подвержены девиациям в учебном процессе те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере. Как правило, они характеризуют учебу как «очень интересную», в отличие от студентов, поступивших в ВУЗ только ради диплома.  
 
 

     Глава II. Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи 

     2.1 Особенности правонарушений в студенческой среде 
 

     Правонарушения, совершаемые студентами вузов, имеют  свои особенности, показатели и свой характер. Распространенность уголовных  преступлений и административных правонарушений среди студентов невелика. Проведенное  исследование показало, что она составляет 6-8% от зафиксированных в регионе.

     В структуре правонарушений основное место занимают административно-правовые. Они составляют 70% всех правонарушений. Преимущественно это мелкое хулиганство; распитие спиртных напитков в общественном месте и появление в общественном месте в нетрезвом виде (согласно сообщениям из РОВД и медвытрезвителя); управление транспортом в нетрезвом виде (учитываются факты сообщений из ГАИ). Все эти правонарушения имеют общий объект — общественный порядок, то есть ту часть отношений, которые складываются в социальное общение людей по поводу общественной нравственности, чести и достоинства, общественного и личного спокойствия граждан, нормальных условий их жизни и трудовой деятельности.

     Второе  место в структуре правонарушений занимает хулиганство - 10%; незаконное приобретение и хранение наркотических  веществ — 4,5%. Реже встречается такое  правонарушение, как кража — 0,5%. Совсем единичны случаи таких тяжких преступлений как убийство, изнасилование. В последнее время диапозон правонарушений, совершаемых студентами, пополнился новым видом — налоговыми правонарушениями, однако, их показатели незначительны.

     По  характеру вызвавших их непосредственных причин правонарушения можно разделить  на две группы: правонарушения, которые  связаны с общей неорганизованностью  образа жизни студентов и те, в  основе которых лежат конфликты  и противоречия, проистекающие из качественной стороны образа жизни.

     Общественная  опасность у вышеназванных групп  не одинакова, но все они наносят  обществу моральный, материальный и  иной ущерб.

     Полученные  данные за 1995 — 1998 гг. показывают увеличение числа административных правонарушений, в частности, такого, как управление транспортом в нетрезвом виде, а такие антиобщественные проявления, как кража и хулиганство за последние 3 года снизились; процент  правонарушений, связанных с незаконным приобретением и хранением наркотических  веществ, остается неизменным.

     Изучение  личных дел студентов-правонарушителей, журналов посещаемости, протоколов заседаний  совета по профилактике правонарушений, приказов ректора и распоряжений декана, других документов, содержащих сведения о личности правонарушителя, а также опрос преподавателей показали, что 90% лиц, осужденных за преступления и 85% привлеченных к административной ответственности имели дисциплинарные взыскания, в связи с нарушением установленных в вузе норм поведения.

     Нулевой уровень — это дозволенное  поведение, выраженное в социальных установлениях — законах и  моральных правилах. Здесь личность может отличаться по богатству морально — психологических свойств, по уровню развития, по индивидуальным своеобразиям, склонностям и действиям, интересам  и потребностям, вкусам и увлечениям, но по своей направленности и образу жизни она отвечает требованиям  социальной нормы.

     Первый  уровень включает в свою зону деяния, которые нарушают установленные  нормативными актами (Уставом вуза, положениями и т.п.) правила поведения  студента в высшем учебном заведении  или приказы ректора, распоряжения декана. Они могут выражаться в  пропусках занятий, порче библиотечных книг, нарушении правил проживания в студенческом общежитии, курении  в неположенном месте и т.п. За эти правонарушения следуют такие  меры принуждения как дисциплинарные взыскания; замечание, выговор, строгий  выговор и отчисление из вуза как  крайняя мера воздействия. Это так  называемая «реакция администрации». Наказание применяется дифференцированно, в зависимости от того, насколько  глубоко нарушена установленная  норма поведения. К нарушителю могут  быть применены также меры общественного  воздействия. По объему первый уровень  самый большой.

     Второй  уровень включает в себя антиобщественные деяния, за которые полагается административная ответственность. Это правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков, и мелкое хулиганство. Эти  правонарушения существенно различаются  в зависимости от конкретного  содержания деяния, а также от того, какая нарушается норма права. Но все они имеют признак общественной опасности, так как наносят вред тем общественным отношениям, которым  общество придает особое значение и  вследствие этого обеспечивает их государственно-правовую охрану. Нарушение этих норм может  повлечь за собой применение к  индивиду соответствующих административных санкций. А это означает, что правонарушение как социальный факт вызывает предусмотренную  законом «реакцию государства», которое  и восстанавливает нормальные условия  для дальнейшего развития общественных отношений.

     Третий  уровень образует наиболее опасные  правонарушения — преступления. В  соответствии с законом преступлениями признаются опасные для правопорядка, противоправные, виновные, наказуемые деяния. Как обоснованно считает  Б.С. Никифоров, основным критерием  преступности действий (при наличии всех других условий ответственности является значимость, серьезность ущерба, вреда, причиненного тому или иному охраняемому уголовным правом общественному отношению [1, с.20]).

     Анализ  правонарушений, совершаемых студентами, по степени общественной опасности  дает основание сделать вывод  о тесной связи между тремя  уровнями противоправного деяния. Нередко  преступления и административные правонарушения вырастают из первого «фонового» уровня и задача профилактики снизить  «фоновый» уровень до нуля. 

     2.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской студенческой молодежи 
 

     С целью реализации социального контроля за поведением студентов, отечественными социологами [3, c.47] предлагается ряд способов предупреждения и коррекции девиантности в ВУЗе. Интересным в данной связи является способ, использующий функцию социального контроля.

     Как было показано выше, определяющая роль в коррекции девиантного поведения  принадлежит социальному контролю, в структуре которого выделяют три  компонента [7, c.136]:

     1. Человека, совершающего определенные поступки;

     2. Норму, выступающую в качестве критерия девиантности;

     3. Группы (или отдельного индивида), оценивающего поведение.

     Соответственно  этому разделению целесообразно  использование трех способов предотвращения и коррекции девиантного поведения  в студенческой среде.

     Первый  способ заключается в создании оптимальных  условий для правовой и гражданской  социализации студентов и подразумевает  активизацию воспитательной и профилактической работы в ВУЗе. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов. В связи с этим актуальным представляется вовлечение студенческой молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы.

     Второй  способ предотвращения и коррекции  девиантного поведения в студенческой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в высших учебных заведениях. Как правило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких» институциональных  форм (экзамены, зачеты, ведение учета  посещаемости) и предполагает использование  преимущественно негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального  контроля, предполагается переориентироваться  с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес  к учебе, способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновению  специфических девиаций.

     Третий  способ предполагает повышение ответственности  всех уровней администрации ВУЗа. Это обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает  многие нормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции  за их невыполнение. В конечном итоге  эта структура следит за уровнем  преподавания в ВУЗе, оценивает поведение  студентов и несет ответственность  за их воспитательное, образовательное  и культурное совершенствование.

     Таким образом, социальный контроль в ВУЗе следует рассматривать как единый комплексный процесс, включающий в  себя оптимизацию воспитательной и профилактической деятельности, совершенствование социальных норм и санкций, развитие самоконтроля студентов и повышение ответственности администрации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     Итак, в данной работе мы рассмотрели наиболее важные теоретические проблемы, возникающие  при изучении психологии отклоняющегося поведения.

     Мы  постарались выяснить, что же такое  отклоняющееся поведение, каковы его  причины. Рассмотрели, что понимается под отклоняющимся поведением сегодня.

     Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать:

     1) поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным  или фактически сложившимся в  данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

Информация о работе Профилактика правонарушений в студенческой среде как формирование личности в обществе