Прогнозирование доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется объективной необходимостью повышения благосостояния населения. В условиях коренного преобразования экономического базиса общества на первый план выдвигается проблема реального улучшения жизни людей, подъема их жизненного уровня. В принятой Международной Конфедерацией Труда Конвенции 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» записано, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, повышение его жизненного уровня. Поэтому исследования уровня жизни населения страны вполне своевременны и весьма актуальны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-4
1. Роль доходов населения в уровне жизни
1.1 Значение уровня доходов населения………………………………….......5-6
1.2 Виды доходов и методы их расчета……………………………………...6-11
2. Уровень доходов населения в России
2.1 Структура и динамика доходов населения……………………………..12-17
2.2 Основные направления политики доходов……………………………..18-20
3. Прогнозирование доходов населения
3.1 Методы прогнозирования доходов населения…………………………21-26
3.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России…………………….26-33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Основы социального прогнозирования.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Измерение основывается на подходах:

  • абсолютном, исходя из совокупной стоимостной оценки прожиточного минимума основных потребностей (в продуктах питания, одежде, жилье и т.д.), которые устанавливаются нормативным (или дополненным другими способами измерения) методом на основе научнообоснованных нормативов потребления;
  • относительном, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы (или нескольких групп);
  • субъективном, основанном на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходо

 Стоимостная величина, по отношению к которой производится  измерение низких доходов, определяется  на основе методологических положений,  устанавливающих порядок включения в состав доходов населения (домохозяйств) статей денежных поступлений с добавлением (или без) иных видов поступлений в денежной оценке.

 Величина прожиточного  минимума является показателем  абсолютного измерения низких  доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Расчеты стоимостной  величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных домашних хозяйств.

 

 

2. Уровень доходов  населения в России

 

2.1 Структура и динамика  доходов населения

 

Для изучения структуры и  динамики доходов используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. На основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения населения. Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Состав денежных доходов населения России можно проследить по данным таблицы №1.

 

Таблица №1. – Состав денежных доходов населения России в 2004-2009 гг.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

Миллиардов  рублей

Денежные доходы - всего

10976,3

13819,0

17290,1

21311,5

25231,6

28452,3

в том числе:

           

доходы от предпринимательской деятельности

1285,5

1580,3

1915,1

2133,8

2583,5

2748,2

оплата труда

7137,9

8782,1

11237,1

14381,9

16526,0

18538,4

социальные выплаты 

1407,4

1755,6

2080,4

2477,7

3334,0

4247,7

доходы от собственности

904,2

1424,6

1720,7

1892,6

2282,5

2346,6

другие доходы

241,3

276.4

336,8

425,5

505,6

571,4

 

В процентах  к итогу

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

в том числе:

           

доходы от предпринимательской  деятельности

11,7

11,4

11,1

10,0

10,3

9,7

оплата труда

65,0

63,6

65,0

67,5

65,5

65,2

социальные выплаты 

12,8

12,7

12,0

11,6

13,2

14,9

доходы от собственности

8,3

10,3

10,0

8,9

9,0

8,2

другие доходы

2,2

2,0

1,9

2,0

2,0

2,0


 

Анализируя  данные таблицы №1, можно сделать  следующие выводы. В составе денежных доходов в 2004 году основную долю составляет оплата труда – 65%. Социальные выплаты составляет в общей структуре денежных доходов 12,8%, а доходы от собственности – 8,3%. В 2006 году в структуре денежных доходов наибольшую долю составляет также оплата труда – 65%. Доля социальных выплат составляет 12% в общей структуре денежных доходов. Доходы от собственности равны 10%. В 2009 году оплата труда составляет 65,2% Доля социальных выплат составляет 14,9%.

Изменения в  структуре денежных источников доходов  населения России в 2004—2009 гг. в целом можно оценить положительно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных выплат и льгот, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника.

Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Распределение  населения по величине денежных доходов  представлены в таблице №2.

 

Таблица №2. - Распределение  населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к итогу)

 

2004

2005

2006

2007

Все население

100

100

100

100

 в том  числе со среднедушевыми денежными  доходами в месяц, руб.:

       

 до 2000,0

12,3

7,1

4,3

2,6

2000,1 - 4000,0

28,1

21,9

16,2

11,9

4000,1 - 6000,0

21,1

20,3

17,7

14,9

6000,1 - 8000,0

13,4

14,8

14,7

13,6

8000,1 - 10000,0

8,4

10,3

11,2

11,3

10000,1 - 15000,0

10,0

13,9

17,1

19,1

15000,1 - 25000,0

5,2

8,6

12,7

16,5

 свыше 25000,0

1,5

3,1

6,1

10


 

На основании таблицы  можно сделать следующие выводы, что в 2007 году по сравнению с 2004 годом наблюдается тенденция к сокращению социальной поляризации.. В среднем за 2007 разница между доходами населения несколько сократилась. Этому способствовали рост оплаты труда и социальных трансфертов, так и расширение рыночных видов денежных доходов, основными среди которых являются доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Неадекватно низкий уровень минимальных социальных гарантий способствовал тому, что в последние годы доля бедных в общем объеме доходов населения сократилась.

Надо отметить, что  особенности официальной методологии  измерения макроэкономических индикаторов  доходной обеспеченности спровоцировали в российском экспертном обществе дискуссию  по поводу их достоверности. В основном сомнения связаны с тем, что межрегиональные различия как в доходах, так и в стоимости жизни остаются за рамками статистического наблюдения. Именно это обстоятельство – резкий разрыв между положением богатых и бедных – диктует необходимость более активных мер и четкой социальной ориентации в совершенствовании системы минимальных социальных гарантий.

 

Таблица №3. - Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организации по видам экономической деятельности (рублей, 2004 г. – тыс. руб.)

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

Рублей

Всего

6740

8555

10634

13593

17290

18638

Сельское хозяйство, охота  и лесное  
хозяйство

3015

3646

4569

6144

8475

9619

Рыболовство, рыбоводство

7085

10234

12311

14797

19499

22914

Добыча полезных ископаемых

16842

19727

23145

28108

33206

35363

добыча топливно-энергетических  
полезных ископаемых

19903

23456

27615

33276

39051

41568

добыча полезных ископаемых, кроме 
топливно-энергетических

10877

13176

15364

19093

22937

24064

Обрабатывающие производства

6849

8421

10199

12879

16050

16583

производство пищевых  продуктов,  
включая напитки, и табака

6066

7304

8807

11069

13930

15653

текстильное и швейное  производство

3357

3986

4964

6590

8454

9021

производство кожи, изделий  из кожи  
и производство обуви

3775

4695

5649

7537

9522

10073

обработка древесины  и производство  
изделий из дерева

4615

5895

6950

8816

11301

10947

целлюлозно-бумажное производство; 
издательская и полиграфическая  
деятельность

7892

9419

10924

13792

17632

17707

производство кокса  и нефтепродуктов

13729

19397

22320

28565

34913

37964

химическое производство

7683

9928

11599

14616

18220

19429

производство резиновых  и пластмассовых изделий

5957

6879

8768

11083

13464

13851

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

6422

7922

9984

13193

16372

16054

металлургическое производство и производство готовых металлических  изделий

9197

10261

12002

14991

18171

17946

производство машин  и оборудования

6514

8380

10418

13480

16940

17010

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

6432

8219

10290

13114

16609

17360

производство транспортных средств  
и оборудования

7828

9377

11431

14014

17331

17368

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

8642

10637

12828

15587

19057

21554

Строительство

7305

9043

10869

14333

18574

18122

Оптовая и розничная  торговля; ремонт  
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

4906

6552

8235

11476

14927

15959

Гостиницы и рестораны

4737

6033

7522

9339

11536

12470

Транспорт и связь

9320

11351

13390

16452

20761

22401

Финансовая деятельность

17384

22464

27886

34880

41872

42373

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7795

10237

12763

16642

21275

22610

из них научные исследования 
и разработки

8835

11001

14011

19517

24916

28167

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

7899

10959

13477

16896

21344

23960

Образование

4203

5430

6983

8778

11317

13294

Здравоохранение и предоставление  
социальных услуг

4612

5906

8060

10037

13049

14820

Предоставление прочих коммунальных,  
социальных и персональных услуг

4823

6291

7996

10392

13539

15070


 

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Среднемесячная номинальная заработная блата с каждым годом по всем отраслям экономики растет. Так, например, в 2005 году по сравнению с 2004 годом зарплата выросла на 1815 руб.; в 2006 году по сравнению с 2005 годом зарплата выросла на 2079 руб.; в 2007 году по сравнению с 2006 годом зарплата выросла на 2959 или 27,2%; в 2008 году по сравнению с 2007 годом зарплата выросла на 3697 руб.; в 2009 году по сравнению с 2008 годом – 1348.

Рост заработной платы по всем отраслям экономики очевиден, это связано  во многом с экономическим ростом в стране. Самая высокая заработная плата наблюдается в таких отраслях экономики, как добыча полезных ископаемых, производства кокса и нефтепродуктов, финансовая деятельность. Рост заработков в финансов секторе обусловлен его особой ролью и функциями в рыночной системе.

 Достаточно низкая заработная  плата наблюдается в таких отраслях экономики как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, текстильное и швейное производство, обработка древесины, а также образование. Подчеркнем, что в число низкооплачиваемых секторов экономики попадают как рыночно ориентированные, так и бюджетные отрасли экономики, поэтому форма собственности предприятия пока не увеличивает шансы работников на получение более высоких заработков.

 

 

Рис. 2. Динамика среднемесячной номинальной заработной платы

 

 

2.2 Основные направления  политики доходов

 

Мировой опыт показывает, что  эффективная социально-ориентированная  рыночная экономика немыслима без  государственной политики распределения  доходов граждан. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация государственной политики в области доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Основной задачей государственного регулирования доходов является перераспределение доходов через государственный бюджет путём дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов.

При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоёв населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Повышение доходов у  малоимущих, создаёт условия для  нормального воспроизводства рабочей  силы, способствует ослаблению социальной напряжённости, регулирует занятость. Активность государства в данной сфере измеряется объёмом социальных расходов из федерального и местного бюджета. Здесь же были проанализированы современные тенденции развития государственной политики в области доходов населения в Российской Федерации. Были даны основные рекомендации для обеспечения эффективной государственной политики в области доходов населения на будущее. Среди мер, необходимых для улучшения ситуации, можно отметить следующие:

Информация о работе Прогнозирование доходов населения