Прогнозирование доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется объективной необходимостью повышения благосостояния населения. В условиях коренного преобразования экономического базиса общества на первый план выдвигается проблема реального улучшения жизни людей, подъема их жизненного уровня. В принятой Международной Конфедерацией Труда Конвенции 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» записано, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, повышение его жизненного уровня. Поэтому исследования уровня жизни населения страны вполне своевременны и весьма актуальны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-4
1. Роль доходов населения в уровне жизни
1.1 Значение уровня доходов населения………………………………….......5-6
1.2 Виды доходов и методы их расчета……………………………………...6-11
2. Уровень доходов населения в России
2.1 Структура и динамика доходов населения……………………………..12-17
2.2 Основные направления политики доходов……………………………..18-20
3. Прогнозирование доходов населения
3.1 Методы прогнозирования доходов населения…………………………21-26
3.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России…………………….26-33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Основы социального прогнозирования.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

1. Оптимизация  роли государства в распределении доходов на макроуровне;

2. Изменение соотношений между системой государственной социальной защиты и системой личной самозащиты с усилением опоры на собственные силы, на основе политики высокой занятости и высокой цены рабочей силы;

3. Перераспределение источников финансирования социально-защитных мероприятий - от налогов и государственного бюджета к страховым взносам предпринимателей и работников, а также накоплениям домохозяйств;

4. Изменение подхода к субъекту социальных действий - не безусловное право по закону, а персонифицированный, адресный учёт нуждаемости, требующий специальных процедур подтверждения этого права;

5. Более чёткое разделение ответственности между центром и субъектами Федерации в социальной сфере - единые критерии и правила для всех субъектов, определённая стабильность этих правил, перераспределение источников, особая роль муниципального уровня;

6. Активизация негосударственных форм распределения и социальной защиты - некоммерческого сектора, общественной деятельности, различных форм народной, потребительской, финансовой, производственной кооперации, благотворительности. Все названные выше принципы политики доходов направлены на постепенное, но постоянное улучшение жизни населения.

Еще одним методом  обеспечения эффективного проведения государственной политики в области доходов населения является проведение антикризисной политики. Антикризисная политика доходов должна обеспечить решение задач физического выживания нации. Именно социальная область, доходы населения - это та область, в которой необходимо мобилизовать все силы, возможности, сосредоточить на решении её приоритетных проблем имеющиеся у государства ресурсы. Эти приоритеты были сформулированы правительством: уменьшение хронической задолженности оп выплате заработной платы и пенсий; индексация доходов наименее обеспеченных групп населения; создание системы адресной социальной помощи бедным, нетрудоспособным, безработным. Одновременно с совершенствованием используемых мер имеет смысл создание благоприятных условий для реализации государственной политики в области доходов населения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

 

 

  1. Прогнозирование доходов населения

 

3.1 Методы прогнозирования  доходов населения

 

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Важнейшим рычагом государственного регулирования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. Вычленить из целостного экономического организма те области, которые требуют государственного воздействия, помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогноз – это  комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях.

В условиях рыночного  хозяйства уровень жизни населения  зависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов.

Большое значение в регулировании уровня жизни  имеет прогнозирование уровня доходов  населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

 Первый —  основан на использовании в  расчетах прогнозных значений  объема ВНП и его структуры.  Сначала определяется величина  лично располагаемого дохода  населения (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:

 

ЛРДt+n = ВНП t+n - А t+n - НПКо t+n + ТП t+n - Н t+n

 

где:

ВНП — валовой  национальный продукт;

А — амортизация;

НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций;

ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному  страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);

Н — налоги;

t+n — год прогнозируемого периода.

Если из полученной суммы лично располагаемого дохода вычесть сбережения, то можно получить представление о величине доходов  населения, которые могут быть использованы на потребление материальных благ и услуг.

 Второй метод  базируется на прогнозных значениях  объема и структуры национального  дохода, являющегося важнейшим элементом  ВНП. Для определения величины  национального дохода (НД) необходимо  вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП — А — КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру:

 

НД = Фп + Фн + Фр

 

(где: Фп —  фонд потребления, Фн — фонд  накопления и Фр — фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид:

I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется по прогнозным таблицам СНС, МОЕ (межотраслевого баланса)).

II. Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным таблицам СНС и МОБ)

Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом периоде могут осуществляться по такой схеме:

1. Денежные доходы — всего

в т.ч.:— заработная плата;

  • доходы от собственности;
  • поступления из финансовой системы;
  • пенсии и пособия;
  • стипендии;
  • другие доходы;

2. Денежные доходы не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего:

в т.ч. — налоги, сборы и другие обязательные платежи;

  • взносы в общественные организации;
  • приобретение лотерейных билетов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • выплата процентов за кредит;

— другие нетоварные расходы.

  1. Изменение сбережений у населения.
  2. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров.
  3. Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от предприятий и организаций:
  4. Материальное потребление в сфере общественного обслуживания.
  5. Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.
  6. Конечные (реально используемые) доходы.
  7. Численность населения — млн. чел.

10. Реальные доходы на душу населения — руб.

11. Динамика реальных доходов:

+ рост реальных доходов (в %)

— падение уровня реальных доходов (в %).

В связи с  тем, что в общей сумме доходов  населения, подавляющая часть приходится на оплату работников наемного труда  большое значение имеют расчеты  реальной заработной платы. Они ведутся  по следующей принципиальной схеме:

  1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.
  2. Удержано налогов при выплате заработной платы.
  3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая.
  4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами наемного труда в прогнозируемом году, по отношению к отчетному (в %)
  5. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной способности рубля отчетного года.
  6. Индекс роста заработной платы.

В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) баланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наемных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных доходов и расходов населения. С  его помощью определяется общий  объем и структура денежных доходов  и расходов населения, исчисляются  реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, рассчитываются показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам получения средств и направлением их расходования. Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:

 

 

Таблица №4. - Баланс денежных доходов и расходов

 Доходы

 

  1. Оплата труда
  2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда
  3. Дивиденды
  4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
  5. Пенсии и пособия
  6. Стипендии
  7. Поступления из финансовой системы: всего

в том числе:

а) страховые возмещения;

б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

 д) выигрыши  и погашения по займам;

е) выигрыши по лотереям;

 ж) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост ±, уменьшение —);

з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост ±, уменьшение —);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

 

8. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки)

в) другие доходы

9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего денежных доходов

 

Превышение  расходов над доходами

 

БАЛАНС

Расходы и сбережения

 

1. Покупка товаров и оплата услуг, всего: в том числе:

а) покупка товаров во всех каналах реализации;

б) оплата услуг и другие рас ходы, всего:

в том числе:

  • оплата жилья и коммунальных услуг;
  • оплата бытовых услуг;
  • услуги системы образования;
  • расходы на путевки в сана тории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;
  • расходы на кино, театры и другие зрелища;
  • расходы на все виды транс порта;
  • оплата услуг связи;
  • прочие расходы

Расходы и сбережения

2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего:

в том числе:

а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в) взносы в общественные и кооперативные организации;

г) возврат ссуд;

д) приобретение лотерейных билетов;

е) проценты за товарный кредит;

ж) обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд;

з) страховые взносы в частные пенсионные фонды.

3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, всего:

в том числе:

а) прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммерческих банках;

в) приобретение облигаций Российского внутреннего займа;

г) приобретение облигаций Государственного сберегательного займа;

д) приобретение сертификатов Российской Федерации;

е) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;

ж) приобретение акций предприятий

4.Покупка жилых  помещений

  1. Расходы населения на приобретение иностранной валюты
  2. Деньги отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм).

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение  доходов над расходами

БАЛАНС


 

Важным инструментом государственного регулирования и  стратегического планирования доходов  населения является определение величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

 

3.2 Прогнозные  расчеты доходов населения в  России

 

Важнейшим обобщающим показателем уровня жизни являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорцией его деления на необходимый и прибавочный продукт. В прогнозных расчетах реальных доходов используется баланс денежных доходов и расходов населения, который характеризует движение той части общественного продукта, которую население получает в форме денежных доходов.

 

Таблица №5. - Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (в процентах)

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 в том  числе:

                 

 доходы от  предпринимательской деятельности 

8,4

16,4

15,4

11,9

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

 оплата труда

73,6

62,8

62,8

65,8

63,9

65,0

63,6

65,0

70,4

 социальные  выплаты

14,3

13,1

13,8

15,2

14,1

12,8

12,7

12,0

10,9

 доходы от  собственности

1,0

6,5

6,8

5,2

7,8

8,3

10,3

10,0

6,7

 другие доходы

2,7

1,2

1,2

1,9

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

Денежные расходы  и сбережения - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                 

покупка товаров  и оплата услуг

72,9

70,5

75,5

73,2

69,1

69,9

69,5

69,0

69,7

 обязательные  платежи и разнообразные взносы

8,1

5,6

7,8

8,6

8,3

9,1

10,1

10,5

12,5

 приобретение  недвижимости

0,1

0,1

1,2

1,8

2,0

2,3

2,6

3,3

3,3

 прирост  финансовых активов 

18,9

23,8

15,5

16,4

20,6

18,7

17,8

17,2

14,5

 из него  прирост, уменьшение (-) денег на  руках у населения 

13,6

3,6

2,8

1,8

2,7

1,8

1,5

3,4

3,6

Информация о работе Прогнозирование доходов населения