Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:37, контрольная работа
Актуальность темы исследования определяется объективной необходимостью повышения благосостояния населения. В условиях коренного преобразования экономического базиса общества на первый план выдвигается проблема реального улучшения жизни людей, подъема их жизненного уровня. В принятой Международной Конфедерацией Труда Конвенции 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» записано, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, повышение его жизненного уровня. Поэтому исследования уровня жизни населения страны вполне своевременны и весьма актуальны.
Введение………………………………………………………………………...3-4
1. Роль доходов населения в уровне жизни
1.1 Значение уровня доходов населения………………………………….......5-6
1.2 Виды доходов и методы их расчета……………………………………...6-11
2. Уровень доходов населения в России
2.1 Структура и динамика доходов населения……………………………..12-17
2.2 Основные направления политики доходов……………………………..18-20
3. Прогнозирование доходов населения
3.1 Методы прогнозирования доходов населения…………………………21-26
3.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России…………………….26-33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..35
Как следует
из таблицы, в течение всего рассматриваемо
Гипотеза
от отказе населения в
Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума.
Ведущим
фактором роста доходов
Таблица №6. - Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц)
Все население |
из него по социально-демографическим группам | |||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети | ||
2004 |
2376 |
2602 |
1801 |
2326 |
I квартал |
2293 |
2502 |
1747 |
2259 |
II квартал |
2363 |
2588 |
1793 |
2313 |
III квартал |
2396 |
2629 |
1816 |
2336 |
IV квартал |
2451 |
2690 |
1849 |
2394 |
2005 |
3018 |
3255 |
2418 |
2896 |
I квартал |
2910 |
3138 |
2332 |
2795 |
II квартал |
3053 |
3290 |
2449 |
2937 |
III квартал |
3047 |
3288 |
2440 |
2921 |
IV квартал |
3060 |
3302 |
2450 |
2931 |
2006 |
3422 |
3695 |
2731 |
3279 |
I квартал |
3374 |
3640 |
2703 |
3234 |
II квартал |
3443 |
3717 |
2747 |
3301 |
III квартал |
3434 |
3709 |
2736 |
3292 |
IV квартал |
3437 |
3714 |
2739 |
3290 |
2007 |
3847 |
4159 |
3065 |
3679 |
I квартал |
3696 |
3993 |
2950 |
3536 |
II квартал |
3809 |
4116 |
3033 |
3647 |
III квартал |
3879 |
4197 |
3085 |
3704 |
IV квартал |
4005 |
4330 |
3191 |
3830 |
2008 |
4592 |
4970 |
3643 |
4389 |
I квартал |
4402 |
4755 |
3508 |
4218 |
II квартал |
4646 |
5024 |
3694 |
4448 |
III квартал |
4630 |
5017 |
3660 |
4418 |
IV квартал |
4693 |
5086 |
3712 |
4472 |
2009 |
5153 |
5571 |
4099 |
4930 |
I квартал |
5083 |
5497 |
4044 |
4857 |
II квартал |
5187 |
5608 |
4129 |
4963 |
III квартал |
5198 |
5620 |
4134 |
4978 |
IV квартал |
5144 |
5562 |
4091 |
4922 |
2010 |
5688 |
6138 |
4521 |
5488 |
I квартал |
5518 |
5956 |
4395 |
5312 |
II квартал |
5625 |
6070 |
4475 |
5423 |
III квартал |
5707 |
6159 |
4532 |
5510 |
IV квартал |
5902 |
6367 |
4683 |
5709 |
2011 |
6489 |
7004 |
5131 |
6279 |
I квартал |
6473 |
6986 |
5122 |
6265 |
II квартал |
6505 |
7023 |
5141 |
6294 |
В 2010 году прожиточный минимум в среднем на душу населения оценивается в размере 5688 рублей, с ростом к 2009 году на 535 руб. В разрезе социально-демографических групп населения его величина для трудоспособного населения составляет 6138 рублей, пенсионеров – 4521 рублей и детей – 5488 рублей. В среднесрочной перспективе сохранится тенденция к росту величины прожиточного минимума, при этом темпы его увеличения, согласно прогнозным оценкам, будет замедляться. Прожиточный минимум повышается в зависимости от изменения потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги.
Таблица №7. - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
||||||||
млн. человек |
36,5 |
42,3 |
40,0 |
35,6 |
29,3 |
25,2 |
25,2 |
21,6 |
в процентах от общей численности населения |
24,8 |
29,0 |
27,5 |
24,6 |
20,3 |
17,6 |
17,7 |
15,3 |
Дефицит денежного дохода: |
||||||||
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) |
34,9 |
199,2 |
238,6 |
250,5 |
235,4 |
225,6 |
285,5 |
275,5 |
в процентах от общего объема денежных доходов населения |
3,9 |
5,0 |
4,5 |
3,7 |
2,6 |
2,1 |
2,1 |
1,6 |
Как видно из таблицы, численность населения ниже величины прожиточного минимума сокращается из года в год. Так, в 2001 году по сравнению с 2000 годом численность сократилась на 2,3 млн. чел., в 2002 году по сравнению с 2001 годом численность сократилась 4,4 млн. чел., в 2003 году по сравнению с 2002 годом численность сократилась на 6,3 млн. чел., в 2004 году по сравнению с 2003 годом численность сократилась на 4,1 млн. чел., в 2005 году численность населения денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается такой же, что в 2004 году, в 2006 году по сравнению с 2005 году численность сократилась на 3,6 млн. чел.
Доля доходов населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно и в дальнейшем снижаться. Снижения уровня бедности обусловлено прежде всего намеченным ростом доходов населения, в том числе монетизацией социальных льгот и прогнозируемым снижением темпов роста потребительских цен.
В соответствии
с проектом федерального
Рис. 4. Динамика
численности населения с
Таблица №8. - Важнейшие показатели прогноза социально-экономического развития России на период до 2015 года
ВВП, % к предыдущему периоду |
Инфляция, % к предыдущему периоду |
Реальные располагаемые доходы населения, % к предыдущему периоду | |
2000 |
110 |
120,2 |
111,9 |
2001 |
105 |
118,6 |
108,5 |
2002 |
104,3 |
115,1 |
109,9 |
2003 |
107,3 |
112 |
114,5 |
2004 |
105 |
111,5 |
110 |
2005 |
105,2 |
111 |
109 |
2006 |
105,3 |
110 |
107 |
2007 |
105,5 |
109,8 |
107 |
2008 |
105,7 |
109,5 |
107,2 |
2009 |
105,8 |
109,4 |
107,3 |
2010 |
105,8 |
109,3 |
107,5 |
170,6* |
299,2* |
235,2* | |
2015 |
105,8** |
109,0** |
107,5** |
226,0* |
460,4* |
337,6* |
* Вторые цифры - в целом за весь период в процентах по отношению к 2000 году. ** В среднем за 5 лет.
На основании таблицы №8, можно сделать следующий вывод. Уровень ВВП, начиная с 2004 года, постепенно растет. Так, например, в 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень ВВП увеличился на 5,2%, в 2006 году по сравнению с 2005 годом уровень ВВП увеличилася5,3%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом уровень ВВП увеличился на 5,5%, в 2008 году уровень ВВП по сравнению с предыдущем годом уже увеличился на 5,7%. В 2009 и 2010 годах уровень ВВП увеличиться на 5,8%.
В динамике
реально располагаемых доходов,
Заключение.
Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.
В результате, на основе статистических расчетов, сделанных в курсовой работе, можно подвести итоги. Поскольку, как это предполагается, в предстоящем периоде будет происходить экономический рост, доходы населения будут также расти. К наиболее представительным и употребимым макроэкономическим показателем, укрупнено характеризующим доходы населения, в настоящее время относят, прежде всего, реально-располагаемые доходы домашних хозяйств. Исходя из динамики «Основные показатели прогноза социально-экономического развития России», можно прогнозировать, что изменение ситуации в сфере доходов населения в перспективе определяются достаточно устойчивым ростом реально располагаемых доходов населения. Стоимость жизни в значительной степени – величина прожиточного минимума в перспективе будут определяться в качестве важнейшего фактора уровнем инфляции, который может выражаться в виде темпов инфляции или индексов потребительских цен.
Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство.
Список литературы: