Прогнозирование доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется объективной необходимостью повышения благосостояния населения. В условиях коренного преобразования экономического базиса общества на первый план выдвигается проблема реального улучшения жизни людей, подъема их жизненного уровня. В принятой Международной Конфедерацией Труда Конвенции 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» записано, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, повышение его жизненного уровня. Поэтому исследования уровня жизни населения страны вполне своевременны и весьма актуальны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3-4
1. Роль доходов населения в уровне жизни
1.1 Значение уровня доходов населения………………………………….......5-6
1.2 Виды доходов и методы их расчета……………………………………...6-11
2. Уровень доходов населения в России
2.1 Структура и динамика доходов населения……………………………..12-17
2.2 Основные направления политики доходов……………………………..18-20
3. Прогнозирование доходов населения
3.1 Методы прогнозирования доходов населения…………………………21-26
3.2 Прогнозные расчеты доходов населения в России…………………….26-33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Основы социального прогнозирования.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)



 

Как следует  из таблицы, в течение всего рассматриваемого периода основную долю в структуре доходов занимает оплата труда. Так, например, в 2004 году оплата труда в общей структуре составляет 65%, а в 2007 году заработная плата составляет уже 70,4%. Что касается социальных выплат, то в 2007 году по сравнению наблюдается тенденция сокращения. Также в 2007 году по сравнению с рассматриваемыми периодами сократятся доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности и прочих доходов. Доля заработной платы, по-прежнему, оставаясь наиболее значимой, будет постепенно увеличиваться. Доля прочих доходов, напротив, будет снижаться. Действительно, при увеличении заработной платы склонность к поиску альтернативного заработка уменьшается.

 Гипотеза  от отказе населения в ближайшем  квартале от сбережений в пользу потребления находит отражение в структуре расходов населения. Основная часть денежных доходов (69,7% в 2007 году) была направлена на покупку товаров и оплату услуг, также в 2007 году по сравнению с предшествующими годами основная часть денежных доходов было направлено на уплату налогов и разных взносов. Особо следует обратить внимание на снижение расходов на покупку валюты, и увеличение расходов на покупку недвижимости. Население старается вкладывать свои денежные средства в объекты недвижимости, на которые, как показывает практика, цены из года в год растут.

Бедность измеряется с помощью прожиточного минимума.

 Ведущим  фактором роста доходов населения  выступает рост заработной платы,  доля которой в структуре доходов  населения повысится. По итогам 2008 года доля оплаты труда наемных работников составит 47,5% в ВВП. В 2009-2011 годах - продолжение опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. Одновременно с этим более широкие возможности по оплате труда будут стимулировать привлечения на предприятии высококвалифицированной рабочей силы, в свою очередь, будет способствовать росту качества выпускаемой продукции, повышение доли наукоемких и высокотехнологичных видов деятельности и, как следствие, увеличению конкурентноспобности отечественного товаропроизводителя.

 

Таблица №6. - Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

Все население

из него по социально-демографическим  группам

   

трудоспособное  население

пенсионеры

дети

2004

2376

2602

1801

2326

I квартал

2293

2502

1747

2259

II квартал

2363

2588

1793

2313

III квартал

2396

2629

1816

2336

IV квартал

2451

2690

1849

2394

2005

3018

3255

2418

2896

I квартал

2910

3138

2332

2795

II квартал

3053

3290

2449

2937

III квартал

3047

3288

2440

2921

IV квартал

3060

3302

2450

2931

2006

3422

3695

2731

3279

I квартал

3374

3640

2703

3234

II квартал

3443

3717

2747

3301

III квартал

3434

3709

2736

3292

IV квартал

3437

3714

2739

3290

2007

3847

4159

3065

3679

I квартал

3696

3993

2950

3536

II квартал

3809

4116

3033

3647

III квартал

3879

4197

3085

3704

IV квартал

4005

4330

3191

3830

2008

4592

4970

3643

4389

I квартал

4402

4755

3508

4218

II квартал

4646

5024

3694

4448

III квартал

4630

5017

3660

4418

IV квартал

4693

5086

3712

4472

2009

5153

5571

4099

4930

I квартал

5083

5497

4044

4857

II квартал

5187

5608

4129

4963

III квартал

5198

5620

4134

4978

IV квартал

5144

5562

4091

4922

2010

5688

6138

4521

5488

I квартал

5518

5956

4395

5312

II квартал

5625

6070

4475

5423

III квартал

5707

6159

4532

5510

IV квартал

5902

6367

4683

5709

2011

6489

7004

5131

6279

I квартал

6473

6986

5122

6265

II квартал

6505

7023

5141

6294


В 2010 году прожиточный минимум в среднем на душу населения оценивается в размере 5688 рублей, с ростом к 2009 году на 535 руб. В разрезе социально-демографических групп населения его величина для трудоспособного населения составляет 6138 рублей, пенсионеров – 4521 рублей и детей – 5488 рублей. В среднесрочной перспективе сохранится тенденция к росту величины прожиточного минимума, при этом темпы его увеличения, согласно прогнозным оценкам, будет замедляться. Прожиточный минимум повышается в зависимости от изменения потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги.

 

 

Таблица №7. - Численность  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

               

 млн. человек

36,5

42,3

40,0

35,6

29,3

25,2

25,2

21,6

 в процентах  от общей численности населения

24,8

29,0

27,5

24,6

20,3

17,6

17,7

15,3

Дефицит денежного  дохода:

               

 млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.)

34,9

199,2

238,6

250,5

235,4

225,6

285,5

275,5

 в процентах  от общего объема денежных доходов населения

3,9

5,0

4,5

3,7

2,6

2,1

2,1

1,6


 

Как видно из таблицы, численность населения  ниже величины прожиточного минимума сокращается из года в год. Так, в 2001 году по сравнению с 2000 годом численность  сократилась на 2,3 млн. чел., в 2002 году по сравнению с 2001 годом численность сократилась 4,4 млн. чел., в 2003 году по сравнению с 2002 годом численность сократилась на 6,3 млн. чел., в 2004 году по сравнению с 2003 годом численность сократилась на 4,1 млн. чел., в 2005 году численность населения денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается такой же, что в 2004 году, в 2006 году по сравнению с 2005 году численность сократилась на 3,6 млн. чел.

Доля доходов  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно и в дальнейшем снижаться. Снижения уровня бедности обусловлено прежде всего намеченным ростом доходов населения, в том числе монетизацией социальных льгот и прогнозируемым снижением темпов роста потребительских цен.

 В соответствии  с проектом федерального закона  по пересмотру потребительской  корзины Российской Федерации  с учетом фактических изменений  объема и структуры потребительских расходов малообеспеченных групп населения, должна быть проведена соответствующая корректировка величины прожиточного минимума на 2009 -2011 годы. Предполагаемое повышение величины прожиточного минимума составит 10,4%. Прогнозируемый интенсивный рост доходов населения позволяет обеспечить ежегодное сокращение уровня бедности населения и довести долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 12,5%. Это значительно улучшит положение россиян.

 

Рис. 4. Динамика численности населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума

 

Таблица №8. - Важнейшие  показатели прогноза социально-экономического развития России на период до 2015 года

 

ВВП, % к предыдущему  периоду

Инфляция, % к  предыдущему периоду

Реальные располагаемые  доходы населения, % к предыдущему  периоду

2000

110

120,2

111,9

2001

105

118,6

108,5

2002

104,3

115,1

109,9

2003

107,3

112

114,5

2004

105

111,5

110

2005

105,2

111

109

2006

105,3

110

107

2007

105,5

109,8

107

2008

105,7

109,5

107,2

2009

105,8

109,4

107,3

2010

105,8

109,3

107,5

 

170,6*

299,2*

235,2*

2015

105,8**

109,0**

107,5**

 

226,0*

460,4*

337,6*


* Вторые цифры  - в целом за весь период  в процентах по отношению к  2000 году. ** В среднем за 5 лет.

 

На основании  таблицы №8, можно сделать следующий  вывод. Уровень ВВП, начиная с 2004 года, постепенно растет. Так, например, в 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень ВВП увеличился на 5,2%, в 2006 году по сравнению с 2005 годом уровень ВВП увеличилася5,3%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом уровень ВВП увеличился на 5,5%, в 2008 году уровень ВВП по сравнению с предыдущем годом уже увеличился на 5,7%. В 2009 и 2010 годах уровень ВВП увеличиться на 5,8%.

 В динамике  реально располагаемых доходов,  начиная с 2000 года до 2005 года, наблюдается  тенденция к снижению. В 2006 году  уровень реально располагаемых  доходов по сравнению 2005 годом  увеличились на 7%. Такая же тенденция наблюдается и в 2007 году. В 2008 году по сравнению 2007 году наблюдается увеличение 7,2 %. Таким образом, исходя из прогнозных расчетов, видно, что реально располагаемые доходы, как один из важнейших макроэкономических показателей будет расти из года в год.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Составной частью системы рыночного хозяйства  является проблема прогнозирования  и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.

 В результате, на основе статистических расчетов, сделанных в курсовой работе, можно подвести итоги. Поскольку, как это предполагается, в предстоящем периоде будет происходить экономический рост, доходы населения будут также расти. К наиболее представительным и употребимым макроэкономическим показателем, укрупнено характеризующим доходы населения, в настоящее время относят, прежде всего, реально-располагаемые доходы домашних хозяйств. Исходя из динамики «Основные показатели прогноза социально-экономического развития России», можно прогнозировать, что изменение ситуации в сфере доходов населения в перспективе определяются достаточно устойчивым ростом реально располагаемых доходов населения. Стоимость жизни в значительной степени – величина прожиточного минимума в перспективе будут определяться в качестве важнейшего фактора уровнем инфляции, который может выражаться в виде темпов инфляции или индексов потребительских цен.

Прогнозирование уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 ноября 1995 №115-ФЗ
  2. Басовский Л. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.-М.: Инфра-М, 2003
  3. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России.-2-е изд.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003
  4. http://base.garant.ru/3921257/
  5. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: учебное пособие. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004
  6. Социальная статистика: Учебник/Под ред.И.И Елисеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика,2004
  7. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния// Вопросы экономики.- 2006.-№2.
  8. Кравчук Т.А. Статистическое оценивание доступности социальных услуг населению //Вопросы статистики.-2007.-№4.
  9. Кузнецова Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование// Экономист.- 2005.- №4.
  10. Лайкам К.Э. Социальное положение и уровень жизни населения России 2010. Статистический сборник/М.: 2010.
  11. Суворов А.В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России// Проблемы прогнозирования.- 2004.-№5(86).
  12. Основные направления социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (до 2015 года)
  13. www.gks.ru (официальный сайт Госкомстата РФ)

 


Информация о работе Прогнозирование доходов населения