Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть ………………………………………………………………5
1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики…………………….………..5
2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики. ………………………………………….8
3. Программирование развития основных отраслей потребительского сектора в Р.Ф………………………………………………………………………………18
Заключение ……………………………………………………………………..27
Практическая часть………………………………………………………………28
1) Задача….……………………………………………………………………....28
2) Тесты…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы …………………………………………31

Файлы: 1 файл

Prognozirovanie_i_pl_v_usl_rynka (1).doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финансовый университет)

 

 

Челябинский филиал Финуниверситета

 

Факультет: Менеджмента и маркетинга

 

Кафедра  «Региональная экономика и управление»

 

 

                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине : Прогнозирование и планирование в условиях рынка.

 

ТЕМА №7 Прогнозирование и планирование развития

потребительского сектора экономики в РФ.

 

 

 

 

Выполнил:

Гибашева Дарья Рашидовна

Номер группы:

___526_______________

Номер личного дела:

 

___09мгд12408______

Проверил:

Закиров Рашит Шарипович к.э.н.доцент

 

 


 

 

Челябинск 2015 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Теоретическая часть ………………………………………………………………5

1. Социально-экономическая сущность  потребительского сектора. Состав  и структура потребительского  сектора экономики…………………….………..5

2. Анализ основных тенденций  развития и инновационного обновления  потребительского сектора экономики. ………………………………………….8

3. Программирование развития основных  отраслей потребительского  сектора  в Р.Ф………………………………………………………………………………18

Заключение ……………………………………………………………………..27

Практическая часть………………………………………………………………28

1) Задача….……………………………………………………………………....28

2) Тесты…………………………………………………………………………..29

Список использованной литературы …………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что состояние отраслей потребительского сектора во многом определяют уровень жизни народа и социально-экономический прогресс. В условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Целью работы является: анализ прогнозирования и планирования развития потребительского сектора экономики в Р.Ф.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть социально-экономическую  сущность потребительского сектора  экономики, его состав и структуру, а также его значение для  развития страны, 

- провести анализ основных показателей  и тенденций развития потребительского  сектора экономики, а также рассмотреть перспективы инновационного обновления его отраслей,

- рассмотреть программы и проекты  развития основных отраслей потребительского  сектора экономики (АПК, отрасли  социальной сферы, отрасли промышленности  и т.д.), разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях управления, и отразить их взаимосвязь с социально-экономическим развитием страны.

Объект исследования – объектом исследования является потребительский сектор экономики в РФ. 

Предметов исследования несколько – это социально-экономическая сущность, состав, структура, анализ основных тенденций развития и программирование развития основных отраслей потребительского сектора Р.Ф.

Теоретическая часть

  • 1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики.

  •  

      Конечной целью функционирования и развития экономики является удовлетворение постоянно растущих и усложняющихся по структуре потребностей населения. Это определяет ведущую роль в прогнозировании и стратегическом планировании динамики потребительского сектора — совокупности отраслей, производящих товары и услуги (платные и бесплатные) для населения. Именно здесь проявляется социально-экономическая эффективность хозяйственной и инновационной деятельности, ее конечный результат. Для современной России эта проблема имеет первостепенное значение, поскольку потребительский сектор в наибольшей мере пострадал в результате кризиса и трансформаций 90-х годов. В перспективе предстоит произвести в этой сфере радикальные перемены, чтобы оправдать записанный в Конституции Российской Федерации основополагающий принцип социального государства — обеспечить социальную ориентацию рыночной экономики. Потребительский сектор весьма сложен и неоднороден по структуре, поскольку отражает многогранность потребностей населения и общества. Потребительский сектор можно классифицировать по нескольким основаниям.

    По составу потребностей, которые он призван удовлетворять:

    • в продовольствии — в разнообразных продуктах питания, которые производятся сельским хозяйством, пищевой промышленностью, личными хозяйствами населения;
    • в непродовольственных товарах— одежде, обуви, мебели, бытовой технике, средствах транспорта и связи, произведениях искусства, медикаментах и т.п.;
    • в услугах жизнеобеспечения — медицинских, жилищно-коммунальных, бытовых, транспортных, страховых и т.п.;
    • в услугах социокультурных — образовательных, культурных, информационных, религиозных (для верующих);
    • в правовых, консультативных и прочих услугах.

    По составу отраслей, которые обеспечивают удовлетворение потребностей населения: сельское хозяйство (включая личные хозяйства населения); пищевая промышленность; легкая промышленность; медицинская и фармацевтическая промышленность; предприятия машиностроения, производящие бытовую технику, личные транспортные средства; химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности, производящие бытовую химию, горючее для личного транспорта; промышленность стройматериалов, деревообрабатывающая и мебельная промышленность в части производства стройматериалов и мебели для населения; строительство жилья, хозяйственных построек, дач, гаражей для населения; пассажирский транспорт разных видов; связь и телекоммуникационные системы, обслуживающие население; торговля товарами народного потребления; жилищно-коммунальные услуги для населения; бытовые услуги различных видов; медицина и здравоохранение; учреждения образования; учреждения культуры; туризм (въездной, выездной и внутренний).

    По формам собственности потребительский сектор включает разные экономические уклады:

    • государственные предприятия и организации, производящие товары и платные услуги для населения и оказывающие бесплатные услуги (организации образования, здравоохранения, культуры, и т. п.);
    • частный капитализм — крупные и средние частные предприятия, работающие на потребительский рынок на основе привлечения наемных рабочих;
    • мелкотоварный — мелкие предприятия, фермеры, ремесленники, которые производят товары и платные услуги для населения преимущественно на основе собственного труда или с небольшим числом наемных работников;
    • натуральное хозяйство — хозяйства населения, где материальные ценности и услуги производятся для потребления своей семьей, не принимая товарной формы (подсобные хозяйства, индивидуальные сады);
    • общественные некоммерческие организации разных видов деятельности.

    По формам реализации продукции потребительский сектор разбивается на три подсектора:

    • рыночный, в котором произведенные материальные продукты и услуги принимают товарную форму, реализуются на рынках товаров и платных услуг;
    • нерыночный, в котором произведенные материальные ценности и услуги не принимают товарную форму, реализуются без эквивалентного обмена (личное и домашнее хозяйство, основная часть услуг образования, здравоохранения);
    • смешанный, в котором производятся как платные, так и бесплатные услуги (часть учреждений образования, культуры, здравоохранения) [5, стр. 341].

    Структура потребительского сектора представлена на рис. 1.


  • 2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики.

  • Можно выделить следующие закономерности развития потребительского сектора.

    1. Потребительский сектор играет  ведущую роль в структуре экономики, обеспечивая воспроизводство человеческого  капитала и потребляя основную  часть ВВП. Главная функция потребительского сектора — обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, функционирования семьи как основной ячейки общества, осуществление инвестиций в человеческий капитал. Нобелевский лауреат Гэри Беккер совершенно справедливо отмечал, что «инвестиции в человеческий капитал являются главным фактором, способствующим экономическому росту». Рабочая сила человека, его знания (интеллект), умения (навыки) занимают ключевое место в системе воспроизводственных ресурсов. Потребительский сектор играет ведущую роль как в создании общественного богатства, ВВП, так и в его потреблении.

    2. В потребительском секторе  фокусируется взаимодействие всех  уровней воспроизводства, отраслей  экономики, форм собственности, рыночного  и нерыночного укладов экономики. Макро- и микроэкономические пропорции и динамика воспроизводства в микро- и, следовательно, в макроэкономике в конечном счете определяются структурой и динамикой потребностей человека, семьи, а значит, потребительского сектора. Любая отрасль экономики держится на использовании рабочей силы необходимого объема, состава и уровня квалификации. Воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов осуществляется на основе взаимодействия в определенных пропорциях различных форм собственности и экономических укладов: личной собственности (домашнее и личное хозяйство, натуральный уклад); крупной и мелкой частной собственности (капиталистический и мелкотоварный уклады); государственной собственности (социальные трансферты, оплата труда в госсекторе). Источником воспроизводства трудовых ресурсов, рабочей силы являются как поступления в стоимостной форме (зарплата, пенсии, доходы от собственности и т.п.), так и продукты и услуги, поступающие в потребление в натуральной, нестоимостной форме (продукты личного хозяйства, услуги домашнего хозяйства, социальные услуги).

    3. Потребительский сектор является  первоисточником экономического  роста, расширенного воспроизводства. Рост численности населения (в  ХХ в. в мире—в 4 раза, в России  — в 2,1 раза), неуклонный рост потребностей человека (закон возвышения потребностей) и их усложнение, растущие требования к качеству рабочей силы обусловливают объективную необходимость увеличения объема, улучшения качества и ассортимента потребительских товаров и услуг, что в свою очередь предопределяет растущий спрос на производственные ресурсы для этого сектора. Если исключить чисто военную продукцию, то можно сказать, что динамика экономики определяется динамикой потребительского сектора, удовлетворяющего неуклонно растущие потребности человека.

    4. Развитие потребительского сектора  осуществляется закономерно неравномерно, циклично: периоды быстрого роста  сменяются периодами стагнации, а то и сокращения во время  экономических кризисов, а также  войн и революций, стихийных бедствий, природных катастроф. В динамике потребительского сектора отражается воздействие краткосрочных (обновление ассортимента товаров и услуг, модные циклы), среднесрочных (десятилетних), долгосрочных (полувековых кондратьевских) и сверхдолгосрочных (вековых цивилизационных) циклов. Этот сектор первым ощущает на себе удары экономических кризисов в связи с сокращением зарплаты и потребительского спроса, ростом безработицы. Но и оживление экономики по классической формуле начинается с роста спроса на потребительские товары и услуги, вслед за чем увеличивается спрос на средства производства, инвестиции.

    Информация о работе Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ