Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть ………………………………………………………………5
1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики…………………….………..5
2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики. ………………………………………….8
3. Программирование развития основных отраслей потребительского сектора в Р.Ф………………………………………………………………………………18
Заключение ……………………………………………………………………..27
Практическая часть………………………………………………………………28
1) Задача….……………………………………………………………………....28
2) Тесты…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы …………………………………………31

Файлы: 1 файл

Prognozirovanie_i_pl_v_usl_rynka (1).doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

5. Потребительский сектор является  первоисточником обновления экономики (наряду с оборонным комплексом). С одной стороны, инновации являются  ответом на вызов роста потребностей  человека и изменение их структуры, появление новых потребностей, для удовлетворения которых нужно использовать новую технику и технологию, более эффективные методы и формы кооперации труда, организации производства. С другой стороны, именно творчество человека, удовлетворяющего свои потребности за счет потребительского сектора, является основой, истоком инноваций разного типа.

6. Наследственный генотип потребительского  сектора (удовлетворение потребностей  населения в продовольствии, одежде, обуви, жилье и т. п.) является устойчивым, сохраняется в течение тысячелетий, передается, постепенно расширяясь и усложняясь, из поколения в поколение. Он входит в состав генотипа экономики и общества в целом, является основой устойчивого развития. При осуществлении экономических реформ, радикальных инноваций необходимо обеспечивать сохранение и обогащение наследственной основы, генотипа потребительского сектора.

7. Потребительский сектор модифицируется  при смене технологических и  экономических способов производства, технологических укладов, поколений техники и технологий (закономерность наследственной изменчивости). Он является чрезвычайно активным инновационным полем, здесь происходят интенсивное обновление и расширение ассортимента потребительских товаров и услуг, улучшение их качества. В основе процесса обновления лежат изменения потребностей и спроса населения (закон возвышения потребностей), новые технологические возможности производства товаров и услуг, меняющиеся требования моды, предпочтения потребителей.

Решающее значение для судьбы страны, судьбы народа имеют инновации в потребительском секторе экономики, который служит удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах (платных и бесплатных).  В XX в. наблюдались три волны базисных инноваций в потребительском секторе, радикально изменившие его структуру и связанные с освоением и распространением технологических укладов - третьего, четвертого и пятого. Волны эти четко выражены в авангардных странах, откуда они распространялись концентрическими кругами по другим странам и цивилизациям (в эпицентре находилась западная цивилизация; с середины века к ней присоединилась японская).

Первая волна инноваций в начале XX в. была связана с широким распространением автомобильного, а затем авиационного транспорта, электрического освещения и электробытовых приборов, активным применением телефонной и телеграфной связи. Это были ключевые технологии третьего уклада.

Вторая волна трансформации потребительского сектора развернулась в послевоенные десятилетия как результат распространения четвертого технологического уклада. Компьютеры, видеотехника, информационные технологии, мультимедийные продукты, телекоммуникационные системы многократно повысили роль информационных услуг в потреблении населения. «Зеленая революция» во многом изменила ассортимент продовольственных товаров. Однако достижения эти распространялись в основном в богатых, развитых странах (хотя достижения «зеленой революции» эффективно использованы в Индии, Мексике и других развивающихся странах).

Третья волна базисных инноваций в потребительском секторе, связанная с освоением пятого технологического уклада, нашла выражение в распространении в 80-90-е годы домашних компьютеров, Интернета, мобильной связи; во второй «зеленой революции», которая базируется на современной биотехнологии, генетически модифицированных продуктах и лекарственных препаратах; на опережающем развитии туристских услуг. Однако в динамике этой инновационной волны еще более четко выразилась поляризация, пропасть в освоении ее достижений между богатыми и бедными странами (табл. 1).


К началу XXI в. эффективность распространения пятого технологического уклада в потребительском секторе заметно снизилась. Это отчетливо проявилось во время мирового кризиса 2001-2002 гг., в наибольшей мере поразившего информационную сферу. Затормозились и темпы распространения генетически модифицированных продуктов сельского хозяйства. Достижения пятого уклада мало используются в бедных странах в связи с низким уровнем потребительского спроса и нехваткой инвестиций и квалифицированных кадров. В странах с переходной экономикой (включая Россию) за время кризиса 90-х годов значительно снизился уровень доходов большинства населения, наблюдалась тенденция деградации потребительского сектора (кроме Чехии, Польши, Венгрии).

Все эти негативные тенденции в динамике потребительского сектора служат предпосылкой для четвертой волны базисных инноваций, которая, вероятно, достигнет пика в 10-20-е годы на базе освоения достижений шестого технологического уклада в этом секторе.

Вместе с ростом численности населения и его потребностей увеличиваются масштабы конечного потребления, следовательно, объем продукции потребительского сектора и масштабы потребительского рынка. О тенденциях в этой сфере свидетельствуют расчеты ИМЭМО РАН (табл. 2).

Общий объем потребительского сектора мира с 1950 по 2000 г. вырос (в сопоставимых ценах 1995 г.) с 4665 млрд. до 26515 млрд. долл. - в 5,7 раза; в перспективе до 2015 г. ожидается его увеличение до 44540 млрд. - еще на 68%. Однако его доля в мировом ВВП имеет тенденцию к снижению - с 68,1% в 1950 г. до 65% в 2000 г. и 63,7% в 2015 г.

 

 

 

Подавляющую часть этого сектора (92% в 2000 г.) составляют текущие расходы семей, хотя их доля в ВВП несколько снизилась (с 62,5% в 1950 г. до 59,2% в 2001 г.); в перспективе эта тенденция сохранится. Доля социальных услуг государства (в основном образования и здравоохранения) в структуре потребительского сектора выросла с 8,2% в 1950 г. до 9% в 2000 г. и к 2015 г. практически не изменится.

Обращает на себя внимание различие в структуре и динамике потребительского сектора в развитых и развивающихся странах. В развитых странах на конечное потребление населения направляется 69-70% ВВП, причем доля эта стабильна; при этом возрастает доля в конечном потреблении социальных услуг государства - с 8,8% в 1950 г. до 11,3 в 2000 г. и 11,6% в 2015 г. В развивающихся странах доля конечного потребления в ВВП снизилась с 72,1% в 1950 г. до 60,7% в 2000 г. С учетом высоких темпов роста населения это означает, что уровень среднедушевого дохода растет значительно медленнее, чем в развитых странах. Доля социальных расходов государства в конечном потреблении выросла с 4,6% в 1950 г. до 5,8% в 2000 г., но остается значительно меньше, чем в развитых странах.

В России объем конечного потребления населения с 1950 г. по 1990 г. вырос с 250 млрд. до 900 млрд. долл. - в 3,6 раза (рост меньший, чем по миру в целом), причем опережающими темпами росли социальные услуги государства (увеличение в 4,4 раза, рост доли в конечном потреблении с 14% до 17,2%). Доля России в мировом объеме конечного потребления снизилась с 5,4% в 1950 г. до 4,4% в 1990 г. Социалистический строй явно проигрывал в социальном соревновании с мировым капитализмом. Однако переход к «дикому» капитализму вопреки поставленным целям и ожиданиям отбросил потребление населения на десятилетия назад; к 2000 г. объем конечного потребления снизился против 1990 г. на 37%, его доля в мировом объеме конечного потребления упала до 2,1%, а государство постаралось уменьшить бремя социальных услуг: их объем сократился за десятилетие в 2,1 раза, а доля в конечном потреблении - с 17,2% до 13,3%.

Согласно прогнозу ИМЭМО РАН, к 2015 г. конечное потребление населения России вырастет в 2,22 раза (среднегодовые темпы прироста 5,5%), его доля в мировом объеме потребления населения поднимется до 2,8%, а доля социальных услуг государства снизится до 12,7% (что, правда, будет превышать среднемировой показатель - 9,4%). Тем не менее потребительский рынок останется ведущей сферой использования ВВП и источником экономического роста: в 2000 г. его объем составил 490 млрд. долл. (по ППС 1995 г.) - 45,2% ВВП, а к 2015 г. он возрастет, по прогнозу ИМЭМО, до 1065 млрд. долл. (в 2,2 раза) и составит 47,3% ВВП. Значит, именно здесь - основное поле для инноваций, обеспечивающих насыщение потребительского рынка товарами и услугами, рост ВВП и уровня жизни населения.[Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. (гл.7 Инновационная трансформация потребительского сектора)].

Итак, потребительский сектор является главным полем для эффективных инноваций, которые могут обеспечить высокие темпы экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения.

Рассмотрим проблемы развития отраслей потребительского сектора экономики в Р.Ф. В первой трети ХХ в. потребительский сектор (прежде всего сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность) занимали преобладающие позиции в экономике страны. Однако насильственная коллективизация, индустриализация и милитаризация экономики привели к падению доли этого сектора. Если в 1940 г. 54% занятого в экономике населения СССР приходилось на сельское хозяйство, то уже в 1970 г. — 25%, в 1985 г. — 20%. Доля сельского хозяйства в общем числе занятых в России сократилась с 58,6% в 1900 г. до 36,7% в 1950 г. и 22,3% в 2000 г. В послевоенный период доля потребительского комплекса в числе занятых была самой большой, однако он отставал в технологическом отношении и по стоимостным показателям. В 90-е годы он оказался в состоянии длительного и глубокого кризиса, основные показатели резко ухудшились, особенно в легкой промышленности и сельском хозяйстве. Если в 70-80-е годы потребительский сектор занимал ведущее место в экономике (37-41% — в числе занятых, 35-39% — в инвестициях, 37-38% — в валовом выпуске), то в период кризиса его позиции значительно ухудшились: к 1998 г. при некотором увеличении доли в числе занятых (до 40,6%) доля в инвестициях и валовом выпуске снизилась (до 37,6 и 28,8% соответственно). В фазе оживления эта тенденция усилилась, так что можно сделать вывод, что потребительский сектор продолжает оставаться в кризисном состоянии; особенно значительно упала его доля в валовом выпуске, что связано с отставанием в росте цен (валовой выпуск рассчитывается в текущих ценах). В связи с реализацией национальных проектов социального характера доля потребительского сектора вновь начала расти. В то же время товарная продукция сектора (продовольствие, медикаменты, продукция легкой промышленности) активно вытесняется импортом. С присоединением России к ВТО эта тенденция усилится. В наибольшей мере пострадали в период кризиса легкая промышленность: ее доля в числе занятых упала с 3,0% в 1990 г. до 0,9% в 2004 г., в инвестициях — с 1,2 до 0,2%, в валовом выпуске — с 5,5 до 0,8%, а также сельское хозяйство, где произошло падение доли в числе занятых с 12,9 до 10,4%, в инвестициях — с 15,9 до 4%, в валовом выпуске — с 11,8 до 6,8%. Продукция легкой промышленности и сельского хозяйства вытесняется с внутреннего рынка импортными товарами: доля импорта в структуре потребления продуктов легкой промышленности составила в 2002 г. 80,7%, пищевой промышленности — 23,7, сельского хозяйства — 5, в товарном обеспечении оборота розничной торговли в 2004 г. — 43%. Резко сокращена государственная поддержка сельского хозяйства, прекращена поддержка отечественной легкой промышленности. Несколько лучше показатели пищевой промышленности, которая в значительной степени находится под контролем зарубежного капитала и привлекает иностранные инвестиции. Жилищно-коммунальное хозяйство в 90-е годы улучшало свои показатели в результате ускоренного жилищного строительства, но в первые годы XXI в. стало сдавать позиции. Опережающими темпами растут тарифы и коммунальные услуги. Национальные проекты в области здравоохранения и образования помогают улучшить положение этих отраслей, играющих ключевую роль в воспроизводстве и улучшении качества человеческого капитала. При долгосрочном прогнозировании развития потребительского сектора экономики необходимо предусмотреть два сценария — инерционный и инновационно-прорывной — и оценить возможные последствия их реализации. При инерционном сценарии доля потребительского сектора будет продолжать падать, в основном сохранятся негативные тенденции в его развитии. В условиях присоединения России к ВТО продолжится вытеснение отечественных товаров с внутреннего рынка, равно как и с внешнего. Аграрный кризис усугубится, легкая промышленность практически будет свернута. Удорожание жилья, коммерциализация социальных услуг приведут к ухудшению условий для воспроизводства рабочей силы, могут вызвать социальные потрясения. Инновационно-прорывная стратегия, начало которой положено приоритетными национальными проектами, реализуемыми в потребительском секторе, позволит переломить сложившиеся негативные тенденции, качественно улучшить условия воспроизводства человеческого капитала на основе укрепления здоровья населения, повышения качества образования, улучшения снабжения продовольствием, модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Тем самым будет более последовательно осуществляться социальная функция государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 3. Программирование развития основных отраслей потребительского  сектора в Р.Ф.

  • В прогнозировании, стратегическом планировании и программировании развития потребительского сектора и основных его отраслей необходимо использовать следующие обобщающие показатели (индикаторы):

    • объем и темпы роста валового выпуска и добавленной стоимости в целом по сектору и по составляющим его отраслям;
    • численность занятых и ее динамика по сектору и отраслям, добавленная стоимость на одного занятого (производительность труда), отчетный и перспективный балансы труда с учетом уровня образования и подготовки кадров;
    • инвестиции в основной капитал, уровень износа и обновления основных фондов в отраслях сектора;
    • уровень рентабельности продукции и активов;
    • экспорт продукции сектора и отраслей, доля импорта в потреблении продукции[5, стр. 344].

    Важную роль играют программы и проекты развития основных отраслей потребительского сектора экономики (АПК, отрасли социальной сферы, отрасли промышленности и т.д.), разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях управления, ведь состояние этих отраслей во многом определяют уровень жизни народа и социально-экономический прогресс. Будущий экономический рост и социальная стабильность в стране во многом зависит от успешной реализации задач, стоящих перед АПК и в отраслях социальной сферы. Согласно недавно утвержденной Доктрине продовольственной безопасности в среднесрочной перспективе до 80-95% потребностей населения России в основных продуктах питания должны обеспечиваться за счет внутреннего производства. И если по некоторым позициям мы уже подошли к заявленным объемам (в частности, в течение нескольких лет Россия является одним из крупнейших экспортеров зерна), то в ряде отраслей, например в животноводстве, достижение порогового значения потребует значительных усилий.

    Развитие сферы здравоохранения является одним из приоритетов внутренней политики Российской Федерации. Создание современной высокотехнологичной фармацевтической отрасли, стимулирование разработки и производства инновационных препаратов, подготовка кадров и обеспечение лекарственной безопасности страны являются основными целями утвержденной Минпромторгом Стратегии развития фармацевтической отрасли Российской Федерации на период до 2020 года.

    Информация о работе Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ