Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть ………………………………………………………………5
1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики…………………….………..5
2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики. ………………………………………….8
3. Программирование развития основных отраслей потребительского сектора в Р.Ф………………………………………………………………………………18
Заключение ……………………………………………………………………..27
Практическая часть………………………………………………………………28
1) Задача….……………………………………………………………………....28
2) Тесты…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы …………………………………………31

Файлы: 1 файл

Prognozirovanie_i_pl_v_usl_rynka (1).doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Развитие гостиничного и туристического бизнеса в России имеет существенный потенциал. Несмотря на существенный потенциал России в сфере въездного туризма, наличие правительственных программ по его стимулированию во всех туристически привлекательных регионах, а также усилия игроков этого рынка, количество зарубежных туристов в России остается ничтожно малым. Важнейшим фактором, тормозящим въездной туризм, является неразвитость инфраструктуры, ведь до 80% имеющихся гостиничных мощностей не соответствует современным требованиям. Более существенным является объем внутреннего туризма, однако неразвитая инфраструктура и невысокие доходы населения тормозят и его рост.

Определим стратегические инновационные приоритеты в развиmuu потребительского сектора экономики, уделив внимание следующим инновационным программам и крупным проектам:

  • обеспечение населения качественным экологически чистым продовольствием на основе освоения достижений второй «зеленой революции»;
  • коренное улучшение медицинского обслуживания населения с помощью отечественных лекарственных препаратов и медицинских технологий новых поколений;
  • возрождение отечественной легкой промышленности с использованием принципиально новых технологий производства конкурентоспособных товаров народного потребления;
  • развитие ряда направлений современной техники для населения, и прежде всего автомобилей новых поколений, бытовой радиоэлектроники, домашних информационных систем;
  • инновационная трансформация жилищно-коммунального хозяйства, строительства энергосберегающих жилых домов и коммунальных сетей новых поколений;
  • создание национальных и международных информационных систем в области образования, культуры, здравоохранения, обеспечивающих сохранение и передачу научного и культурного наследия, развитие эффективной системы непрерывного и дистанционного образования, возможность оказания квалифицированной медицинской помощи в любой точке страны, мониторинга экологических условий жизни населения;
  • технологическое преобразование внутреннего и международного туризма, обеспечивающее более полное использование отечественного туристского потенциала и приток средств для социокультурной сферы и для развития регионов.

Рассмотрим более подробно основные контуры этих приоритетных направлений инновационной деятельности на долгосрочную перспективу.

1. Продовольствие. Долгосрочная программа инновационной трансформации продовольственного комплекса страны должна строиться по принципу «стратегия лазерного луча», охватывая все звенья этого комплекса - от производства продовольствия в хозяйствах всех типов, его хранения, переработки, транспортировки, торговли и до стадии конечного потребления и утилизации отходов. Центральное место при этом должны занять инновационные проекты и программы возрождения сельскохозяйственного производства как основы продовольственного обеспечения страны. Не следует забывать, что в сельской местности живет ≈ 39 млн. человек, а большинство городских семей имеют дачные участки; что непосредственно сельским хозяйством занято ≈ 12% всех человек занятых в экономике, а сельскохозяйственным трудом в той или иной степени занимается большинство населения страны. Стоит также учитывать, что основной тип сельскохозяйственных производителей - это не крупные и не фермерские хозяйства, а мелкие и мельчайшие производители - владельцы личных хозяйств (табл. 3). Например воспользуемся данными за 2000 г.


В стране 15,9 млн. семей имеют подсобные хозяйства (со средней площадью 0,43 га на семью), 14,6 млн. семей - коллективные или индивидуальные сады (0,09 га на одну семью), 4,4 млн. семей - индивидуальные огороды (0,1 га на семью). Применительно к современной российской действительности необходима долгосрочная инновационная программа технологического переоснащения хозяйств населения, которая предусматривала бы создание при стартовой поддержке государства сети центров (прежде всего в основных районах производства сельхозпродукции и вокруг крупных городов), которые оказывали бы хозяйствам населения, дачникам, владельцам индивидуальных и коллективных садов квалифицированную помощь в продаже или прокате малой современной техники для обработки почвы и переработки продукции, в применении адекватных качеству земли удобрений, в снабжении высокоурожайными семенами и продуктивными породами домашнего скота, в переработке и сбыте излишков сельхозпродукции. Это позволило бы в перспективе в 1,5-2 раза повысить производительность хозяйств населения и не только улучшить питание и здоровье десятков миллионов семей - владельцев этих хозяйств, но и поставлять на местные рынки высококачественное, экологически чистое продовольствие, осуществлять политику импортозамещения. Это касается прежде всего тех видов сельхозпродукции, где хозяйства населения занимают ключевые позиции: в 2002 г. они производили 93% картофеля, 81,5% овощей, 55% скота и птицы, 50% молока, 60% шерсти; здесь произведено 3 млн. т плодов и ягод из валового сбора по стране 3,6 млн. т. В качестве примера можно привести предложения об организации в областях Центрального федерального округа сети центров по обслуживанию садоводческих и овощеводческих хозяйств населения на основе созданных в Мичуринском наукограде новых сортов плодовых, ягодных и овощных культур с высоким содержанием биоактивных соединений; по использованию интенсивных технологий выращивания плодов и ягод, обеспечивающих повышение продуктивности садов до 250-300 ц с га; по созданию технологий длительного хранения плодоовощной продукции в регулируемой атмосфере, обеспечивающих снижение потерь в 3-4 раза, и т.д. Создание таких центров не только повысит качество питания миллионов семей, но и позволит насытить рынок высокоэффективными мичуринскими плодами, пользующимися мировой славой, а со временем и расширить их экспорт.

2. Медикаменты и медтехника. Крупнейшей социально-демографической проблемой, угрожающей будущему России, является рост заболеваемости и смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни, высокие темпы депопуляции, особенно в регионах исторического центра России. Эти процессы резко усилились в результате проведения антисоциальных рыночных реформ. Состояние здоровья населения, особенно детей и людей пенсионного возраста, значительно ухудшилось. Однако в это же время произошло резкое сокращение отечественного производства медикаментов и медицинской техники, замена их импортом при опережающем удорожании. Суть инновационных программ «Биомедицина» и «Медтехника» состоит в том, чтобы на базе имеющихся в России научных и технологических заделов в области биотехнологических методов производства эффективных лекарственных средств (в Москве, Московской, Кировской и других областях) и конверсионных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса организовать производство и поставку на внутренний рынок и на экспорт в страны СНГ медицинских препаратов и медицинской техники новых поколений, постепенно вытесняя дорогостоящий импорт. О масштабах реализации программы можно судить по следующим данным. Объем реализации медикаментов и лекарственных средств составил в 2002 г. 120 млрд. руб., или 3,9 млрд. долл. При сохранении сложившихся за последние 5 лет темпов роста физического объема продаж он за 20 лет увеличится в 5,4 раза, за 50 лет - в 68 раз. Даже при существенном удешевлении медикаментов это даст значительные объемы прибыли для окупаемости инвестиций в инновации, а главное - большой социальный эффект в результате улучшения здоровья населения, сокращения смертности, увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни, ослабления тенденции к депопуляции.

3. Программа инновационного обновления  легкой промышленности обеспечит повышение качества и конкурентоспособности ее продукции, обновление технологической базы и увеличение загрузки производственных мощностей. Нужно отметить, что легкая промышленность наиболее сильно пострадала за годы кризиса: в 1998 г. объем ее продукции составил 11% к уровню к 1990 г. (сокращение в 9 раз); в 2002 г., несмотря на некоторое оживление - 16%, в том числе текстильная - 21%, швейная - 24%, кожевенная, меховая и обувная - 14%. Рынок промтоваров захвачен импортными товарами, причем качество импортных товаров уступает качеству отечественных. Необходим дифференцированный подход к инновационному обновлению различных подотраслей легкой промышленности с учетом размера их рыночных ниш, возможностей обновления и доли импорта. В первую очередь внимание должно быть уделено швейным изделиям, трикотажным изделиям и обуви. Необходимо не только обновить основной капитал легкой промышленности на базе новых поколений техники, но и развернуть отечественное производство машин и оборудования для этих подотраслей, которое практически свернуто. Соответственно нужно способствовать расширению их экспорта в страны СНГ.

4. Стратегическим приоритетом инновационного развития потребительского сектора является освоение производства новых поколений техники для населения - бытовой радиоэлектроники, часов, автомобилей и других транспортных средств. В перспективе можно ожидать высоких темпов роста спроса на эти товары и периодического обновления их поколений и моделей. Нужно сказать, что рынок современной бытовой радиоэлектроники в настоящее время, в основном, находится под контролем зарубежных компаний. Производство сложной бытовой техники на большинстве оборонных предприятий свернуто, разработка новых ее поколений и моделей прекращена. Необходим поиск конкретных рыночных ниш и использование имеющихся заделов для реализации эффективных инновационных проектов в этой области. Практически прекращено производство отечественных компьютеров, не освоено производство средств мобильной связи. По многим позициям конкурентоспособность утрачена безвозвратно. Однако нужно искать возможности для освоения высокотехнологичным комплексом страны принципиально новых товаров, основанных на отечественных изобретениях. Сложнее обстоит дело с самым дорогим видом техники для населения - легковыми автомобилями. Отечественные марки автомобилей устарели, неэкономичны, и для поддержания их конкурентоспособности на внутреннем рынке приходится вводить высокие таможенные пошлины на ввоз автомобилей. Необходима программа инновационного обновления этой отрасли, перехода на принципиально новые виды энергии (на водородное топливо, сжиженный газ, солнечную энергию и т.п.). Это позволит уменьшить выброс парниковых газов, загрязнение атмосферы в крупных городах.

5. Инновационная трансформация ЖКХ одна из самых сложных социально-экономических проблем, которые в ближайшее время настоятельно необходимо решать, - модернизация жилищно-коммунального хозяйства, которое находится в крайне запущенном состоянии, с предельно изношенными теплосетями и отопительным оборудованием. Следует учитывать значительный объем сконцентрированных здесь основных фондов - 6200 млрд. руб. (200 млрд. долл.) - 24% всех основных фондов страны. Очевидно, что модернизировать ЖКХ на прежней технологической базе невозможно, - для этого не хватит ресурсов, да и прежнее оборудование уже не выпускается. Нужны принципиально новые подходы к технологической реконструкции систем жизнеобеспечения населения, переход к поколениям оборудования пятого и шестого технологических укладов. Для этого потребуется реализовать проекты при значительной государственной поддержке:

  • по разработке типовых проектов и строительству жилых энергосберегающих комплексов новых поколений;
  • по созданию автономных систем энергосбережения жилых домов и кварталов с регулируемой температурой и счетчиками в каждой квартире;
  • по производству и использованию принципиально новых энергосберегающих материалов для строительства жилья;
  • по капитальной реконструкции и модернизации устаревших, предельно изношенных систем энергоснабжения;
  • по использованию в ЖКХ новых экономичных источников энергии, разработке, производству и установке миниэлектростанций и источников тепла.

Инновационная трансформация ЖКХ потребует крупных государственных инвестиций, особенно в районах Севера и Дальнего Востока. Для этого нужно использовать часть получаемой государством природной ренты. Надеяться, что острейшую не только экономическую и технологическую, но и социально-политическую проблему жизнеобеспечения населения можно решить за счет средств населения и практически лишенных необходимых ресурсов муниципальных образований, - опасная иллюзия, которая может дорого обойтись стране - и далеко не в отдаленном будущем. Ныне государством активно проводится политика вытеснения населения из богатых природными ресурсами районов Севера и Востока страны - видимо, расчищая пространства востока страны для будущей колонизации соседними цивилизациями с избытком населения.

6. Гуманизация информационных систем. Информационная революция является фактом. Приоритетным направлением технологического переворота в этой сфере в ближайшие десятилетия станет гуманизация информационных потоков и сетей, повышение эффективности их использования в интересах воспроизводства и обогащения человеческого капитала, социокультурного подъема. Россия с ее богатейшим научным и культурным потенциалом может занять одно из лидирующих мест в гуманистическом наполнении информационных потоков и систем, прежде всего в области образования, культуры, здравоохранения.

7. Перспективной нишей стратегии инновационного прорыва в потребительском секторе экономики является технологическая модернизация сферы туризма. Россия обладает одним из крупнейших в мире туристским потенциалом, но используется он весьма слабо. Россия имеет шансы увеличивать доходы от туризма и перевозки туристов на 8-10% в год, так что туризм может стать одним из важнейших источников ускорения темпов экономического роста.

Указанные ключевые направления инновационного обновления потребительского сектора убедительно показывают необходимость и высокую социально-экономическую эффективность гуманизации инноваций, первоочередного использования достижений современного технологического переворота для повышения уровня и качества жизни населения страны.

 

 

 

 

 

  • Заключение

  • Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и ее регионов.

    Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма - рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.

    Можно выделить три основные функции, которые выполняет прогнозирование в системе экономического управления: предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта; прогнозное обоснование принимаемых решений; прогнозное сопровождение выполнения решения.

    Концепция развития России до 2020 года предполагает, что потребительский сектор будет развиваться темпами не ниже 105% в год. Продолжается процесс консолидации бизнеса во всех отраслях. Волна слияний и поглощений, прошедших в результате кризиса, будет в ближайшем будущем подпитываться приходом на рынок западных игроков, для которых Россия остается наиболее привлекательной из стран Центральной и Восточной Европы. Необходимость модернизации во многих секторах вызывает рост потребности в долгосрочном финансировании. Конкуренция, в том числе со стороны азиатских производителей, выводит на первый план вопросы снижения издержек и оптимизации всех процессов на предприятии. Подводя итоги работы, следует сказать, что цель контрольной работы выполнена.

    Информация о работе Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ