Прогнозирование качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить прогнозирование качества жизни как самостоятельный вид прогнозов.
Задачи:
1. Изучить сущность социального прогнозирования: понятие, виды прогнозов.
2. Исследовать качество жизни как объект социального прогнозирования.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЖЕЛНИНА З.Ю.docx

— 91.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         2.2. Прогнозирование уровня жизни населения

 

           Инструментом оценки качества жизни могла бы стать интерактивная система целевого прогнозирования. Эта система могла бы включать в себя:

- общенациональные цели  социально-экономического развития  на среднесрочную перспективу;

- разработку макроструктурной  модели повышения качества жизни населения;

- доведение до соответствующих  субъектов федерации и хозяйственных  структур индикаторов качества  жизни из полученных дезинтегрированных  показателей для ориентации их  в хозяйственной деятельности  и разработке собственных программ  развития;

- используя современные  информационные технологии, возможность  осуществлять в диалоговом режиме  согласование основных индикаторов  между хозяйствующими субъектами, субъектами федерации и федеральным  центром и сообщать их основные  характеристики (при этом согласовании  приоритет отдавать позиции хозяйственных  структур).9

         Принципиальным отличием и преимуществом такого подхода для разработки и оценки качества жизни и составления социально экономических прогнозов и программ являются: усиление целевой направленности среднесрочных прогнозов и программ; использование макроструктурных моделей, обеспечивающих внутреннюю сбалансированность основных показателей качества жизни и их оптимальность с точки зрения максимально возможного достижения поставленных общенациональных целей (проектов); обеспечение адресного характера показателей, ориентирующих хозяйственные субъекты. 10

            Главная задача прогноза уровня жизни населения - сформировать информационную базу в виде сценариев развития ситуации для разработки и принятия управленческих решений, цель которых не допустить его снижение и создать предпосылки для повышения качества жизни населения.

           Прогнозирование уровня жизни населения России осуществляется в следующих документах:

1) в специальных разделах  прогноза социально-экономического  развития страны;

2) в Комплексных программах  социально-экономического развития  РФ - в рабочих документах Правительства  по развитию национальной экономики;

3) в Федеральных целевых  программах, направленных на разрешение  отдельных острых социальных  проблем;

4) в региональных прогнозах  социально-экономического развития  и региональных программах;

5) в прогнозах развития  городов, населенных пунктов и  административных районов населенных  пунктов.11

           Выделяют три основные группы показателей, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения: синтетически; натуральные; структурные.

          Синтетические показатели уровня жизни населения включают:

а) показатели, характеризующие  поддержание жизни населения (коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост населения в целом  и по отдельным социальным группам);

б) показатели сохранения и  защиты здоровья населения (продолжительность  жизни; уровень заболеваемости);

в) показатели удовлетворения потребности населения в труде (занятость экономически активного  населения; уровень безработицы; продолжительность рабочей недели; доля низкоквалифицированного, тяжелого труда и т.д.);

г) показатели развития личности (образовательная структура населения; доля средств, расходуемых на образование  в семейном бюджете; доля средств  расходуемых на образование в  структуре расходов Федерального бюджета  и в совокупном доходе населения);

д) показатели, характеризующие состояние окружающей среды (уровень концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе и т.д.);

е) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь  жилья, приходящаяся на одного человека; число членов семьи в расчете  на одно жилое помещение и т.п.);

ж) среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального  дохода.

2 группа показателей - натуральные показатели, измеряющие  объем потребления конкретных  материальных благ (состав потребительской  корзины, объем потребления мяса, молока и т.д. на душу населения).

3 группа - структурные показатели, выражающие пропорции и структуру  распределения благосостояния (распределения  населения по уровню доходов;  разрыв между уровнем доходов  наиболее состоятельных и наиболее  бедных граждан страны и т.д.). 12

         В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.

        I. Гипотеза формирования повышения уровня жизни определяется в общем виде тремя составляющими: ростом ВВП, ростом общественных потребностей, ростом ресурсов для предстоящего потребления.

        Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.

        II. Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов.

          Основными среди этих показателей являются следующие:

1) социально-демографические  показатели, характеризующие динамику  численности и состава населения,  коэффициенты рождаемости, смертности, продолжительность жизни;

2) условия труда (численность  работающих, занятых тяжелым физическим  трудом, квалификационная структура  рабочих мест, продолжительность  рабочей недели, оплачиваемого отпуска);

3) обобщающие стоимостные  показатели номинальных и реальных  доходов населения (заработной  платы, доходов от собственности,  социальных выплат и т.д.);

4) состояние здоровья  и его изменения по населению  в целом и отдельным социальным  группам;

5) показатели потребления  населением основных продуктов  питания и непродовольственных  товаров;

6) обобщающие показатели  сферы обслуживания (расходы населения  на оплату услуг, индекс цен  (тарифов) на определенные виды  платных услуг населения;

7) жилищные условия и  коммунальное обслуживание (средняя  обеспеченность населения жильем, обеспеченность основными видами  коммунального обслуживания и  т.д.);

8) показатели образования  (уровень образованности населения,  численность учащихся в школах, численность студентов ВУЗов  и средних специальных учебных  заведений, в том числе на 10 тыс. населения и др.);

9) показатели культуры;

10) состояние окружающей  среды;

11) сбережения населения.

      III. Разработка прогнозов.

      Система прогнозов социального развития и уровня жизни вытекает из того комплекса показателей, которые рассмотрены выше. Это означает, что изменение каждого показателя необходимо прогнозировать с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде. 13

       Главная  задача прогнозирования уровня  жизни состоит в том, чтобы,  как минимум, определить условия,  препятствующие в перспективе  падению жизненного уровня населения,  а также условия, необходимые  для роста народного благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методы прогнозирования основных показателей уровня жизни

         Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.

    Сводный доклад Мурманской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Мурманской области подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 №1317.

     В соответствии с Указом разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты Мурманской области:

–  Постановление Губернатора Мурманской области от 03.09.2013 №139-ПГ «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 №1317 »14

– Постановление Правительства Мурманской области от 07.08.2009 №365-ПП «О порядке организации проведения социологического опроса населения городских округов и муниципальных районов Мурманской области в целях выявления оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления» (ред.от 30.10.2009)15

       Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Мурманской области проведен по следующим сферам деятельности:

– экономическое развитие;

– дошкольное образование;

– общее и дополнительное образование;

– культура;

– физическая культура и спорт;

– жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;

– жилищно-коммунальное хозяйство;

– организация муниципального управления;

– энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

    Исходная информация:

– Доклады глав администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2012 год и их планируемых значениях на 3-летний период (далее– доклады глав).  В докладах глав отражены данные, характеризующие деятельность муниципальных организаций, без учета областных и федеральных учреждений, расположенных на территории муниципального образования.

– Данные исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

– Информация, представленная Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Мурманской области.

       Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления рассчитана отдельно по группе городских округов и группе муниципальных районов, поскольку статьями 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничены вопросы местного значения муниципальных районов и городских округов.

      Кроме того, из группы городских округов Мурманской области выделены закрытые административно-территориальные образования, которые в силу некоторых особенностей финансирования и формирования бюджета не подлежат сравнению в равной степени с другими городскими округами.16

         В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:

- структура минимального  и рационального потребления;

- динамика объема и  макроструктуры ресурсов для  потребления;

- динамика объема личного  и индивидуального потребления;

- динамика роста жилищного  строительства;

- дифференцированный баланс  доходов и расходов населения  и др.

       Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.

      Широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:

- базовый период, на основе  которого разрабатывается прогноз,  должен быть характерен для  будущего периода развития спроса;

- должна быть достаточно  полная и постоянная теснота  связей между коррелирующими величинами;

- взаимосвязь прошлого  с будущим осуществляется с  введением в уравнение регрессии  дополнительных переменных величин. 17     

      Таким образом, сводный рейтинг муниципальных образований по итогам мониторинга  эффективности деятельности органов местного самоуправления составлен в разрезе городских округов, ЗАТО и муниципальных районов.

Информация о работе Прогнозирование качества жизни