Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:44, курсовая работа
Цель исследования - изучить прогнозирование качества жизни как самостоятельный вид прогнозов.
Задачи:
1. Изучить сущность социального прогнозирования: понятие, виды прогнозов.
2. Исследовать качество жизни как объект социального прогнозирования.
2.2. Прогнозирование уровня жизни населения
Инструментом оценки качества жизни могла бы стать интерактивная система целевого прогнозирования. Эта система могла бы включать в себя:
- общенациональные цели
социально-экономического
- разработку макроструктурной модели повышения качества жизни населения;
- доведение до соответствующих
субъектов федерации и
- используя современные
информационные технологии, возможность
осуществлять в диалоговом
Принципиальным отличием и преимуществом такого подхода для разработки и оценки качества жизни и составления социально экономических прогнозов и программ являются: усиление целевой направленности среднесрочных прогнозов и программ; использование макроструктурных моделей, обеспечивающих внутреннюю сбалансированность основных показателей качества жизни и их оптимальность с точки зрения максимально возможного достижения поставленных общенациональных целей (проектов); обеспечение адресного характера показателей, ориентирующих хозяйственные субъекты. 10
Главная задача прогноза уровня жизни населения - сформировать информационную базу в виде сценариев развития ситуации для разработки и принятия управленческих решений, цель которых не допустить его снижение и создать предпосылки для повышения качества жизни населения.
Прогнозирование уровня жизни населения России осуществляется в следующих документах:
1) в специальных разделах
прогноза социально-
2) в Комплексных программах
социально-экономического
3) в Федеральных целевых программах, направленных на разрешение отдельных острых социальных проблем;
4) в региональных прогнозах
социально-экономического
5) в прогнозах развития
городов, населенных пунктов и
административных районов
Выделяют три основные группы показателей, используемых при разработке прогнозов уровня жизни населения: синтетически; натуральные; структурные.
Синтетические показатели уровня жизни населения включают:
а) показатели, характеризующие поддержание жизни населения (коэффициенты рождаемости, смертности, естественный прирост населения в целом и по отдельным социальным группам);
б) показатели сохранения и защиты здоровья населения (продолжительность жизни; уровень заболеваемости);
в) показатели удовлетворения потребности населения в труде (занятость экономически активного населения; уровень безработицы; продолжительность рабочей недели; доля низкоквалифицированного, тяжелого труда и т.д.);
г) показатели развития личности
(образовательная структура
д) показатели, характеризующие состояние окружающей среды (уровень концентрации вредных веществ в воде, почве, воздухе и т.д.);
е) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья, приходящаяся на одного человека; число членов семьи в расчете на одно жилое помещение и т.п.);
ж) среднедушевые показатели производства ВВП, ВНП, национального дохода.
2 группа показателей -
натуральные показатели, измеряющие
объем потребления конкретных
материальных благ (состав потребительской
корзины, объем потребления
3 группа - структурные показатели,
выражающие пропорции и
В самом общем виде последовательность составления прогнозов социального развития и уровня жизни населения может быть представлена следующим образом.
I. Гипотеза формирования повышения уровня жизни определяется в общем виде тремя составляющими: ростом ВВП, ростом общественных потребностей, ростом ресурсов для предстоящего потребления.
Прогноз темпов роста ресурсов для потребления базируется на прогнозируемых расчетах экономического роста, повышения эффективности производства, увеличения инвестиций и др.
II. Анализ достигнутого уровня жизни включает в себя комплекс показателей, которые обеспечивают взаимную увязку и логическую последовательность разработки прогнозов.
Основными среди этих показателей являются следующие:
1) социально-демографические
показатели, характеризующие динамику
численности и состава
2) условия труда (численность работающих, занятых тяжелым физическим трудом, квалификационная структура рабочих мест, продолжительность рабочей недели, оплачиваемого отпуска);
3) обобщающие стоимостные
показатели номинальных и
4) состояние здоровья
и его изменения по населению
в целом и отдельным
5) показатели потребления населением основных продуктов питания и непродовольственных товаров;
6) обобщающие показатели
сферы обслуживания (расходы населения
на оплату услуг, индекс цен
(тарифов) на определенные
7) жилищные условия и
коммунальное обслуживание (средняя
обеспеченность населения
8) показатели образования
(уровень образованности
9) показатели культуры;
10) состояние окружающей среды;
11) сбережения населения.
III. Разработка прогнозов.
Система прогнозов социального развития и уровня жизни вытекает из того комплекса показателей, которые рассмотрены выше. Это означает, что изменение каждого показателя необходимо прогнозировать с целью получения достаточно полного и объективного представления о динамике социального развития и уровня жизни в прогнозируемом периоде. 13
Главная
задача прогнозирования уровня
жизни состоит в том, чтобы,
как минимум, определить
2.3. Методы прогнозирования основных показателей уровня жизни
Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; метод экономического анализа; нормативный метод; балансовый метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; метод корреляционно-регрессионного анализа; экспоненциального сглаживания и др.
Сводный доклад Мурманской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Мурманской области подготовлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 №1317.
В соответствии с Указом разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты Мурманской области:
– Постановление Губернатора Мурманской области от 03.09.2013 №139-ПГ «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 №1317 »14
– Постановление Правительства Мурманской области от 07.08.2009 №365-ПП «О порядке организации проведения социологического опроса населения городских округов и муниципальных районов Мурманской области в целях выявления оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления» (ред.от 30.10.2009)15
Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Мурманской области проведен по следующим сферам деятельности:
– экономическое развитие;
– дошкольное образование;
– общее и дополнительное образование;
– культура;
– физическая культура и спорт;
– жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;
– жилищно-коммунальное хозяйство;
– организация муниципального управления;
– энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Исходная информация:
– Доклады глав администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2012 год и их планируемых значениях на 3-летний период (далее– доклады глав). В докладах глав отражены данные, характеризующие деятельность муниципальных организаций, без учета областных и федеральных учреждений, расположенных на территории муниципального образования.
– Данные исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
– Информация, представленная Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Мурманской области.
Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления рассчитана отдельно по группе городских округов и группе муниципальных районов, поскольку статьями 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничены вопросы местного значения муниципальных районов и городских округов.
Кроме того,
из группы городских округов Мурманской
области выделены закрытые административно-
В практике прогнозирования, планирования и регулирования социального развития используются следующие основные модели:
- структура минимального и рационального потребления;
- динамика объема и макроструктуры ресурсов для потребления;
- динамика объема личного и индивидуального потребления;
- динамика роста жилищного строительства;
- дифференцированный баланс доходов и расходов населения и др.
Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и повышения уровня жизни, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.
Широко используются при прогнозировании динамики многих показателей социального развития и уровня жизни населения метод регрессионного анализа. Его использование возможно при обеспечении следующих условий:
- базовый период, на основе
которого разрабатывается
- должна быть достаточно полная и постоянная теснота связей между коррелирующими величинами;
- взаимосвязь прошлого
с будущим осуществляется с
введением в уравнение
Таким образом, сводный рейтинг муниципальных образований по итогам мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления составлен в разрезе городских округов, ЗАТО и муниципальных районов.