Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:44, курсовая работа
Цель исследования - изучить прогнозирование качества жизни как самостоятельный вид прогнозов.
Задачи:
1. Изучить сущность социального прогнозирования: понятие, виды прогнозов.
2. Исследовать качество жизни как объект социального прогнозирования.
Специфика прогнозирования качества и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны, такие как уровень жизни.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАЧЕСТВАЖИЗНИ НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 г.
3.1. Уровень и качество жизни в Мурманской области
Уровень жизни населения Мурманской области определяется высоким размером среднедушевых доходов (24372 руб. – один из самых высоких в СЗФО после НАО и г. Санкт-Петербурга в 2010 г.), который, однако, существенно нивелируется высокой стоимостью жизни (8215 руб. – второй по величине в СЗФО прожиточный минимум после НАО) и перемещает Мурманскую область по соотношению средних доходов и прожиточного минимума (296,7 %, 2010 г.) на средние позиции в СЗФО (5 место из 11).
По «индексу развития человеческого
потенциала», принятому ООН за базовый
показатель, позволяющий оценить
уровень социально-
По сравнению с другими северными регионами в европейской части России Мурманская область отличается:
Особые природно-климатические условия задают специальные требования к качеству социальной и гуманитарной сферы. Климат создает определенные возрастные ограничения по возможности миграции и адаптации людей к длительному пребыванию (жизни и/или работе) в регионе. 18
Сформировавшийся во второй
половине прошлого века специфический
тип города во многом не отвечает требованиям
современной привлекательной
В регионе продолжает сохраняться позитивная динамика темпов роста денежных доходов населения. Среднемесячные денежные доходы на одного жителя в январе-октябре 2013 года составили 29,4 тыс. рублей против 25,7 тыс. рублей в январе-октябре 2012 года, их реальное наполнение возросло на 7,6 %, что обусловлено следующими факторами: во-первых, увеличением заработной платы работников бюджетной сферы (в среднем на 16,7 %) за счет проведения индексаций оплаты труда на 6 % с октября 2012 года и в связи с принятием мер по повышению уровня оплаты труда в бюджетном секторе экономики в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; во-вторых, увеличением заработной платы во внебюджетных секторах экономики, на которые приходится основная доля среднесписочной численности работников (наиболее значительные темпы роста в следующих видах деятельности: обрабатывающие производства - на 13,9 %, добыча полезных ископаемых - на 12,6 %, транспорт и связь - на 11,1 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 9,9 %); в-третьих, снижением обязательств населения по выплате полученных кредитов (задолженность по кредитам снизилась на 31 %).
Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций в январе-сентябре сложилась в размере 38157 рублей, по сравнению с уровнем предыдущего года увеличилась на 10,8 %, в реальном исчислении прирост составил 4,2 % за счет опережающей динамики роста номинальной заработной платы по отношению к росту потребительских цен в среднегодовом исчислении (106,3 %).
Объем просроченной задолженности по заработной плате на начало ноября текущего года составил 125,3 млн. рублей и сложился из-за отсутствия в организациях собственных средств. Снижение просроченной задолженности по заработной плате на 28 % (на 49 млн. рублей) по сравнению с предыдущим отчетным периодом в основном обусловлено погашением задолженности перед работниками предприятия, оказывающего услуги организациям Минобороны России.19
Заработную плату в установленный срок не получили 1446 работников в 11 организациях. На 5 организаций, в которых введено конкурсное производство, пришлось 45 % объема просроченной задолженности по заработной плате.
3.2. Прогнозирование демографической обстановки
При условии усиления со стороны государства мер по оптимизации численности населения северных территорий, особенно в части финансовой поддержки переселения нетрудоспособных граждан, темпы уменьшения численности населения пенсионного возраста могут быть выше.
Качество жизни населения
- это важнейшая составляющая развития
экономики. Качество жизни можно описать,
исходя из набора определенных показателей
качества и уровня жизни населения. Показатели
материального благосостояния, такие,
как труд и занятость, оказывают значительное
влияние на экономику области, поэтому
государство, в первую очередь, должно
быть заинтересовано в их улучшении. Это
могут быть меры по снижению безработицы,
повышению уровня занятости населения
путем создания благоприятных условий
труда, сохранения длительной трудоспособности.
Эффективным представляется повышение
профессионально-
Основным доходом большинства населения Мурманской области является заработная плата, то есть при повышении заработной платы надо учитывать, что цены на товары и услуги не остаются неизменными, каждый год они дорожают на определенный процент. Чтобы повысить покупательную способность населения, надо повышать заработную плату на более высокий процент, чем дорожают товары и услуги.
Основываясь на показателях, можно разрабатывать меры по повышению качества и уровня жизни. Высокий уровень жизни можно обеспечить, повышая доходы населения, особенно работникам, занятым в социальной сфере. Повышение доходов повлечет повышение расходов, следовательно, уровень жизни повысится.
Должно обращаться внимание на малообеспеченные слои общества, прежде всего на работников бюджетной сферы. Нужно сосредоточить внимание на приоритетных национальных проектах, которые определяют социальное самочувствие общества. Возможными путями снижения уровня бедности в России являются изменение менталитета и неформальных установок, проведение антиинфляционной политики, установление минимального размера оплаты труда, разработка социальных программ и механизмов их реализации.
К числу основных направлений повышения качества жизни следует отнести необходимость ускорения темпов экономического роста, так как развитие производства, обеспечивающее экономический рост, определяет совокупность, уровень развития человеческих потребностей и степень их удовлетворения через количество и качество производимой продукции, объем получаемых доходов. 20
Достойное качество жизни населения если решиться квартирный вопрос, ведь от качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие. В современных условиях для решения жилищной проблемы людьми со средним достатком необходимо развитие системы доступного кредитования, приведения в соответствие качества жилья и величины оплаты за него, упорядочение деятельности жилищно-эксплуатационных служб.
Власти Мурманской области обязаны обеспечить высокие стандарты качества жизни населения. Для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг необходима глубокая модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
Три основных аспекта, которые оказывают влияние и на качество услуг, и на развитие отрасли ЖКХ в целом: технические параметры объектов коммунальной инфраструктуры, эффективность управления объектами жилищного фонда, а также деятельность органов власти по координации и надзору в сфере предоставления ЖКХ. Для повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг необходима глубокая модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. При этом должна учитываться специфика хозяйствования в Арктике, применяемые правила и нормы должны быть адекватными, отличными от условий средней полосы и южных регионов России.
Основой формирования здорового и деятельного общества является состояние здоровья граждан. Государство должно выделять достаточно средств на повышение уровня медицинского обслуживания. Важно уделить внимание обеспечению сферы здравоохранения достойными квалифицированными кадрами, постоянному повышению квалификации и переподготовке кадров. Необходимо обновить медицинское оборудование и внедрить современную систему связи.
Нуждается в изменении организационно-правовая форма медицинских учреждений. Необходима разработка новой системы нормирования и оплаты труда медработников для повышения их заинтересованности в результатах труда.
Все преобразования в сфере здравоохранения, в социальной сфере должны быть связаны с проведением мер по повышению рождаемости и уменьшению уровня смертности. Говоря о здоровье населения, нельзя забывать об экологии и состоянии окружающей среды.
В стратегии развития Мурманской области до 2015 г. для повышения качества жизни поставлены такие задачи: укрепление здоровья населения посредством дальнейшего развития системы здравоохранения, наращивания проведения профилактических мероприятий, качественного медицинского обслуживания; формирование здорового образа жизни и развитие спорта путем создания условий для занятий физической культурой и спортом.
В прогнозном варианте должно быть увеличение численности медицинских работников, наличие обеспеченности больничными койками, своевременность выполнения вызовов скорой помощи - 99%; 8,8 тыс. детей занимающихся в объединениях спортивной направленности, удельный вес населения не менее 14,5%, обеспеченность города спортивными площадками. Также повыситься и увеличение смертности жителей от психических заболеваний, смертности от онкологической и сердечнососудистой патологии.
Комплекс мер, направленный на стимулирование позитивных моделей репродуктивного поведения, продолжает определять положительные тренды естественного движения населения в регионе. 21
По предварительным данным Мурманска в январе-сентябре 2013 года в регионе отмечается естественный прирост населения (+397 человек), коэффициент естественного прироста населения составил 0,6 человека на 1000 населения. За девять месяцев текущего года коэффициент рождаемости сложился на уровне 2012 года - 11,6 родившихся на 1000 населения. Общий коэффициент смертности сократился с 11,2 умерших на 1000 населения в 2012 году до 11,0 в 2013 году (на 1,8 %). Вместе с тем по-прежнему отмечается рост смертности от внешних причин (на 1,8 %) и новообразований (на 1,2 %).
Уровень младенческой смертности снизился на 7,5 %. Коэффициент младенческой смертности (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) составил 6,2 против 6,7 в 2012 году. Среди причин младенческой смертности преобладают внутриутробные инфекции у детей.
В текущем году продолжает сохраняться тенденция увеличения миграционного оборота населения. За январь-сентябрь т.г. общее число прибывших и выбывших граждан возросло на 4,8 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционная убыль населения составила 7226 человек, что выше показателя 2012 года на 26,5 %.
Таким образом, уровень жизни населения определяется следующими индикаторами развития прогноза: доходы населения, социальная инфраструктура, состояние здоровья населения, демографическими характеристиками населения. Для повышения качества жизни необходимо решить массу проблем, а именно: повысить доходы населения, сосредоточить внимание на малообеспеченных слоях общества, ускорить темпы экономического роста в области, решить вопрос жилищной проблемы, повышать уровень медицинского обслуживания в области и следить за сферой здравоохранения.
3.3. Прогнозирование ранка труда в Мурманской области
Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда Правительством Мурманской области проводится политика, направленная как на создание новых рабочих мест, так и на сохранение и качественное изменение существующих. Продолжает расти потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями, к уровню 2012 года. На конец октября показатель вырос на 28,3 % (11 731 вакансия), что позволило снизить нагрузку на одну вакансию с 1,1 до 0,7 человека. Численность безработных на конец октября 2013 года по сравнению с 2012 годом сократилась на 11,6 % и составила 6,5 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы снизился на 0,1 п.п. и составил 1,4 % экономически активного населения.
Вместе с тем, по-прежнему продолжает сохраняться дифференциация территорий по уровню безработицы (к трудоспособному населению): в Терском районе - 10,1 %, в Ловозерском районе - 5,1 %, в Ковдорском районе - 3,3 % при среднеобластном уровне безработицы 1,3 %.
На рынке труда складывается благоприятная ситуация с устойчивой тенденцией снижения уровня безработицы и численности безработных, что обусловлено стабильной экономической ситуацией в регионе и эффективностью мер по стабилизации ситуации на рынке труда, осуществляемых региональным Правительством.
Продолжается реализация мероприятий ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Мурманской области» на 2012-2016 годы, в том числе предусматривающая трудоустройство незанятых инвалидов, включая создание для них специально оснащенных рабочих мест.
По данным Мурманска, на конец апреля 2013 года статус безработного имели 7,6 тыс. человек, что ниже уровня 2012 года на 18,4 %.
Выросла потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями, на 8,5 % к уровню апреля 2012 года (11 661 вакансия), что позволило снизить нагрузку на одну вакансию с 1,1 до 0,8 человека и уровень зарегистрированной безработицы на 0,2 процентного пункта (1,6 %).