Прогнозирование социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития региона, а также исследование основных тенденций социально-экономического развития Республики Мордовия в настоящее время и перспектива развития на ближайшие годы.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования социально- экономического развития региона 8
1.1 Сущность и содержание прогнозирования социально-экономического развития региона. 8
1.2 Основные методы социально-экономического прогнозирования региона. 12
2 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия: текущее состояние и перспективы развития 27
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Мордовия в 2011 и 2012 годах 27
2.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 33
Заключение 59
Список использованных источников 64

Файлы: 1 файл

курсовая- 1.docx

— 121.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  4

1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования социально- экономического развития региона                      8

1.1 Сущность и содержание прогнозирования социально-экономического развития региона.                                                                        8

1.2 Основные методы социально-экономического прогнозирования региона.                                                                                                              12

2 Социально-экономическое  развитие Республики Мордовия: текущее  состояние и перспективы развития                                                                    27

2.1 Основные тенденции  социально-экономического развития  Республики Мордовия в  2011 и 2012 годах                                                    27

2.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов                                   33

Заключение                                                                                                 59

Список использованных источников 64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы исследования обусловлена существенной ролью прогнозирования социально-экономического развития регионов в системе государственного управления. Согласно действующему законодательству прогнозы развития страны и отдельных регионов должны лежать в основе всех решений по реализации социально-экономической политики. И, как следствие, эффективность управления региональным развитием в значительной степени определяется качеством данных прогнозов.

В период перехода к рыночной экономике  в стране была разрушена старая система  планирования и прогнозирования  социально-экономического развития. Анализ новой сложившейся системы государственного прогнозирования как на федеральном, так и на региональном уровнях показывает целую совокупность проблем, присущих данной системе: отсутствует жестко выстроенная структура органов прогнозирования в стране, нет единой, четко определенной, методологической и методической базы прогнозирования, нет надежной методики согласования разнотипных прогнозов, нет соответствующего информационно-аналитического обеспечения процесса прогнозирования на местах, наблюдается недостаток квалифицированных специалистов.

Вся совокупность существующих проблем системы государственного прогнозирования социально-экономического развития страны свидетельствует о необходимости её реформирования. Учитывая, что центральное место в системе прогнозирования страны занимает региональный уровень, представляется целесообразным рассмотреть процесс совершенствования прогнозирования социально-экономического развития  страны именно через призму регионального прогнозирования.

Степень изученности проблемы. Комплексный характер исследования сложившейся системы прогнозирования социально-экономического развития регионов обусловил необходимость обращения к различным областям знаний: к истории, философии, математики, различным направлениям экономики.

Большое значение в теории социально-экономического прогнозирования имеют фундаментальные  труды отечественных ученых: Бестужева-Лады И.В. «Рабочая книга по прогнозированию», «Прогнозное обоснование социальных нововведений», Котилко В.В. «Региональное прогнозирование», Кугаенко А.А. «Основы теории и практики динамического моделирования социально-экономических объектов и прогнозирование их развития», Си-дельникова Ю.В. «Теория и организация экспертного прогнозирования», Су-тягинаВ.С. «Анализ и прогнозирование народнохозяйственной динамики», Цыгичко В.Н. «Прогнозирование социально-экономических процессов», ШвырковаЮ.М. «Государственное индикативное планирование: теория, история, современная практика», ЯковцаЮ.В. «Предвидение будущего: парадигма цикличности» и др., которые обобщили существующий мировой опыт, а также развили отечественное направление учений о социально-экономическом прогнозировании. Также можно отметить и других отечественных авторов, которые затрагивали проблематику социально-экономического прогнозирования: Басовского JT.E., Белкину Т.Д., Белоусо-ваА.Р., Гранберга А.Г., Ивантера В.В., Клоцвога Ф.Н., Ксенофонтова М.Ю., КузыкаБ.Н., Матрусова Н.Д., Седакова И.А., ХасаеваГ.Р., Цыбатова В.А., Шибалкина О.Ю., Яременко Ю.В. и др.

Большой вклад в теорию государственного планирования и прогнозирования  внесли ученые советской экономической  школы. К числу наиболее известных  авторов, занимавшихся данной теорией, можно отнести Адаме-ску А.А., Алампиева П.М., Бандмана М.К., Колосовского Н.Н., Ларину Н.И., Некрасова Н.Н., Ознобина Н.М., Омаровского А.Г., Пробста А.Е. и др.

За рубежом теория экономического прогнозирования преимущественно  развивалась в рамках бизнес-прогнозирования. К числу наиболее известных иностранных авторов, рассматривающих различные аспекты экономического прогнозирования, следует отнести: Гилбоа И., Кендэла М., Кернса К., Льюиса К., Моррелла Д., Райтса А., Саати Т., Тейла Г., Уинчирса Д.У., Ханка Д.Э., Янча Э. и др. Весьма интересное и обширное обобщение зарубежного опыта государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования представлено в монографии Глазьева С.Ю. и Яковца Ю.В. «Зарубежный опыт государственного прогнозирования, стратегического планирования и программирования».

Проблемы совершенствования государственного и регионального управления, в  том числе на основе практической реализации методов прогнозирования, рассматривали в своих исследованиях Алексеев Ю.П., Алисов А.Н., Гапоненко А.Л., Дулыциков Ю.С., Лаженцев В.Н., Лексин В.Н., Минакир П.А., Орешин ВН., Раевский С.В., Уколов В.Ф., Чалов В.И., Чич-канов В.П., Швецов А.Н. и др.

Следует признать, что многие авторы в своих работах в большей  мере делают акцент либо на методологии  и конкретных методах прогнозирования (Дуброва Т.А., Кандаурова Г.А., Писарев О.М., Цыгичко В.Н. и др.), либо на аспектах, связанных с особенностями прогнозирования социально-экономического развития страны (Новикова Н.В., Парсаданов Г.А. и др.). Вопросам регионального прогнозирования уделяется значительно меньшее внимание. Однако можно отметить следующие работы, посвященные прогнозированию регионального развития: Албегов М.М. «Краткосрочное прогнозирование регионального развития», Настенко А.Д. «Прогнозирование отраслевого и регионального развития» и др.

Все авторы не ставят под сомнение важность государственного прогнозирования  социально-экономического развития, в  том числе и значимость той  роли, которая отводится региону. В периодических изданиях все чаще стали появляться статьи, которые подчеркивают всю совокупность проблем, присущих системе государственного прогнозирования, в том числе и непосредственно региональному уровню. Однако системные пути решения данных проблем обозначены не в полной мере, отдельные авторы высказывают частные мнения относительно потенциально возможных путей реформирования.

Сложность, актуальность и дискуссионность  избранной темы определили цель и  задачи исследования.

Цель исследования: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития региона, а также исследование основных тенденций социально-экономического развития Республики Мордовия в настоящее время и перспектива развития на ближайшие годы.

Задачи:

1) определить понятие прогнозирования социально-экономического развития региона;

2) исследовать основные  виды и принципы прогнозирования  социально-экономического развития  региона;

3) изучить теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования;

4) выявить тенденции социально-экономического развития Республики Мордовия в  2011 и 2012 годах;

5) изучить прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Объект исследования: социально-экономическая структура региона.

Предмет исследования: социально-экономические процессы, происходящие в регионе и их прогнозирование.

Основные методы исследования: исторический, метод системного анализа, историко-сравнительный.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из 64 страниц, 2 глав, 4 параграфов, введения, заключения, списка использованных источников.

 

 

1 Теоретико-методологические  основы организации системы прогнозирования социально-экономического развития субъекта РФ.

1.1 Понятие, виды и  принципы прогнозирования социально-экономического развития региона.

В переводе с греческого слово «прогноз»  означает предвидение, предсказание о  развитии чего-либо, основанное на определенных фактических данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его  осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование есть процесс составление  прогноза развития, становления, распространения  чего-либо (например, науки, отрасли  производства, процесса, отношений  и т. д.) на основании изучения тщательно  отобранных данных. В проблеме прогнозирования  различают два аспекта: теоретико-познавательный, подразумевающий описание возможных  или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и управленческий, предполагающий использование информации о будущем при принятии решений. Социально-экономическое прогнозирование  является одним из важнейших направлений  общественного развития. Это процесс  разработки прогнозов, основанный на научных  методах познания социально-экономических  явлений и использовании всей совокупности методов, средств и  способов экономической прогностики (в перев. с греч. — методы составления, определения прогноза).

Цель прогнозирования состоит  в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций  развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений. По масштабу прогнозирования выделяют:

  • макроэкономические (народнохозяйственные), межрегиональные и межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального и др.);
  • прогнозы отраслевые (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, образования, здравоохранения и других отраслей материального производства и непроизводственной сферы);
  • региональные (национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации), первичных звеньев народнохозяйственной системы (предприятий и организаций), а также отдельных производств и продуктов.

По времени упреждения прогнозы подразделяются:

  • на оперативные (период упреждения до одного месяца);
  • краткосрочные (период упреждения от одного месяца до года);
  • среднесрочные (период упреждения от года до 5 лет);
  • долгосрочные (период упреждения от 5 до 15, 20 лет);
  • дальнесрочные (период упреждения свыше 20 лет).

Под периодом упреждения при прогнозировании  понимается отрезок времени от момента, для которого имеются последние  статистические данные об изучаемом  объекте, до момента, к которому относится прогноз. Многообразие используемых в практической деятельности прогнозов образует определенную систему. Под системой социально-экономического прогнозирования следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность. В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: экономические, природных ресурсов, научно-технические, демографические и социального развития. Прогнозирование имеет некоторые специфические особенности. Во-первых, оно основано на прогностических методах. Во-вторых, прогнозирование существует как самостоятельная отрасль знаний, так как ряд социально-экономических процессов не поддается планированию и является исключительно объектом прогнозирования. Это демографические процессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная структура населения и некоторые другие. В период перехода к рынку перечень прогнозируемых явлений и процессов расширяется. В-третьих, прогнозирование характеризует определенную, отличную от других путей познания социально-экономической действительности ступень изучения исследуемого объекта, а также самостоятельные, хотя и взаимосвязанные с ними формы предвидения его будущего состояния. Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

Принцип системности прогнозирования  предполагает исследование количественных и качественных закономерностей  в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки  и обоснования любого решения  отталкивается от определения общей  цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. При этом данная система рассматривается как  часть более крупной системы, также состоящей из определенного  количества подсистем. Однако в условиях переходной экономики построить  целостную систему моделей социально-экономического прогнозирования очень сложно, поскольку  это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может  быть достигнуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного  банка данных.

Информация о работе Прогнозирование социально-экономического развития региона