Прогнозирование социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования социально-экономического развития региона, а также исследование основных тенденций социально-экономического развития Республики Мордовия в настоящее время и перспектива развития на ближайшие годы.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования социально- экономического развития региона 8
1.1 Сущность и содержание прогнозирования социально-экономического развития региона. 8
1.2 Основные методы социально-экономического прогнозирования региона. 12
2 Социально-экономическое развитие Республики Мордовия: текущее состояние и перспективы развития 27
2.1 Основные тенденции социально-экономического развития Республики Мордовия в 2011 и 2012 годах 27
2.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов 33
Заключение 59
Список использованных источников 64

Файлы: 1 файл

курсовая- 1.docx

— 121.71 Кб (Скачать файл)

Уровень регистрируемой безработицы  в среднем в 2011 году составил 1,5% к  численности экономически активного  населения, в 2015 году его прогнозное значение составит 1,2 процента.

Сводный индекс потребительских  цен прогнозируется в среднем  за год на 2013 год – 106,2%, на 2014 год  – 105,2%, на 2015 год – 104,9 процента.

Рост тарифов на услуги естественных монополий для всех категорий потребителей будет соответствовать  среднероссийским темпам роста (электроэнергия: 2013 год и 2014 год  – по 10-12%, 2015 год  – 11-13%; тепловая энергия: 2013 год – 11-12%, 2014 год – 9,5-10,5%, 2015 год –         10-11%; газ: 2013 год и 2014 год – по  15%, 2015 год – 14,6-15%).

Рост тарифов в 2013-2015 годах  на услуги естественных монополий для  населения будет соответствовать  среднероссийским темпам роста (газ  – 115%,  электроэнергия – 10-15%, тепловая энергия – 10-11%).

Ведущим фактором экономического роста  в среднесрочной перспективе  является повышение конкурентоспособности  отечественной продукции, что будет  обеспечиваться за счет реализации следующих  направлений:

  • улучшение инвестиционного климата;
  • развитие высокоэффективных производств и инноваций;
  • повышение энергоэффективности экономики и социальной сферы;
  • развитие предпринимательства;
  • повышение эффективности внешнеэкономической и межрегиональной деятельности;
  • повышение эффективности управления госсобственностью и приватизация;
  • повышение эффективности государственного управления.

Реализация указанных направлений  будет способствовать решению задач  повышения конкурентоспособности республиканской экономики.

Рост ВРП по вариантам 1 и 2 прогнозируется в 2013 году на уровне   4,8-10%, в 2014 году – 5,6-11,5%, в 2015 году – 4,8-12 процентов.

Инвестиционная политика будет направлена на дальнейшее улучшение  инвестиционного климата в целях  привлечения инвестиций в экономику  за счет всех источников финансирования.

За счет роста доли участия  в инвестиционном процессе банковской системы, лизинговой сферы, методов  субсидирования, новых форм инвестиционных вложений основным источником капитальных  вложений будут привлеченные средства.

Важным источником инвестиций останутся собственные средства организаций.

Прогнозируется рост иностранных  инвестиций. В 2013 году их объем увеличится на 6,5% по отношению к уровню 2012 года. Основная доля иностранных инвестиций поступит в обрабатывающие производства.

В среднесрочный период прогнозируется ежегодный рост инвестиций порядка 13-14%, что связано, прежде всего, с  реализацией важнейших инвестиционных проектов в отраслях экономики республики  по модернизации имеющихся и созданию новых современных высокотехнологичных производств.

Особое значение для экономики  республики имеет реализация проекта  по созданию технопарка в сфере высоких  технологий, а также проектов, реализуемых  на его базе, и строительство регионального  наноцентра.

Ряд инвестиционных проектов реализуется в рамках региональных институтов развития – ЗПИФ «Региональный  венчурный фонд инвестиций в малые  предприятия в научно-технической  сфере Республики Мордовия» и  ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный  фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства  Республики Мордовия».

В среднесрочный период 2013-2015 годов прогнозируется рост промышленного  производства: 107,5-110,5% в 2013 году, 107,9-111% в 2014 году, 108-111,8% в 2015 году.

Промышленная политика будет  направлена на  технологическое  перевооружение промышленного комплекса  республики за счет развития научного потенциала, модернизации инфраструктурных объектов, организации инновационных  и конкурентоспособных производств.

Предусматривается обеспечить:

  • внедрение научных разработок в производство;
  • формирование современных инновационных и энергосберегающих производств;
  • создание новых рабочих мест с высокой производительностью труда;
  • организацию производств изделий и материалов для комплектации инновационной продукции передовых предприятий республики;
  • создание промышленно-технологической основы для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции нового поколения;
  • увеличение доли инновационных производств с высокой степенью добавленной стоимости;
  • создание модели промышленного развития, ориентированной на интеграцию в межрегиональные и мировые кооперационные связи;
  • создание новых возможностей для наращивания производства и экспорта отечественной продукции высокой степени переработки.

Государственная поддержка перехода на модернизационный путь развития  предприятий и реализация вышеназванных направлений обеспечат увеличение объемов промышленного производства за три года на 25-37%, в том числе в обрабатывающих производствах на 27-41 процент.

Динамично будут развиваться  отрасли, ориентированные на потребительский  спрос.

Высокий перспективный спрос  в сфере жилищного и социального  строительства, а также развития транспортной инфраструктуры  увеличит спрос на строительные материалы, который  во многом будет обеспечен за счет введенных мощностей по производству цемента сухим способом на ОАО  «Мордовцемент», мощность увеличится до 6,5 млн. тонн в год.  Рост объемов в отрасли составит 42-58 процентов.

Прогнозные показатели развития агропромышленного комплекса на 2013 год и на плановый период до 2015 года определены с учетом основных направлений и параметров проекта  Программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013-2020 годы, федеральных  и республиканских целевых программ, затрагивающих вопросы функционирования АПК, на основе анализа тенденций  и динамики за предшествующий период, в соответствии с задачами развития эффективного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечения перерабатывающих предприятий качественным сырьем в достаточном объеме, улучшения финансово-экономического положения предприятий агропромышленного комплекса.

На развитие отрасли окажет влияние изменение экономических  условий, связанное с функционированием  Единого экономического пространства и присоединением России к всемирной  торговой организации. 

Развитие аграрного сектора  в 2013-2015 годах предусматривается  обеспечить путем реализации следующих  первоочередных мер:

  • повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;
  • стимулирования привлечения в животноводство инвестиционных ресурсов и наращивания объемов лизинговых поставок для внедрения современных технологий, техники и оборудования, племенного скота;
  • оказания государственной поддержки развитию мясного скотоводства;
  • стимулирования развития животноводства на базе крестьянских (фермерских)  хозяйств;
  • укрепления кормовой базы животноводства и улучшения работы ветеринарной службы для обеспечения выполнения задач по увеличению животноводческой продукции;
  • осуществления противоэтизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных животных;
  • модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий, сельской кредитной кооперации;
  • создания предпосылок для устойчивого развития сельских территорий за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, повышения обеспеченности сельского населения питьевой водой, газификации домов природным газом;
  • обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
  • улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
  • совершенствования механизмов и процедуры страхования в сельском хозяйстве и повышения удельного веса застрахованных площадей посевов;
  • повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;
  • формирования эффективного высокотехнологического и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения республики с активным продвижением продовольствия и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на российский, межрегиональный и зарубежный рынки;
  • развития мелиорации с целью эффективного использования природных ресурсов и повышения продуктивного потенциала земель;
  • создания «агропромышленных парков» с целью увеличения перерабатывающих, транспортных, логистических мощностей и осуществления функций продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозорганизаций;
  • развития сельскохозяйственного и несельскохозяйственного малого бизнеса на селе с целью увеличения объемов реализации продукции, повышения занятости и доходов сельского населения.

Для закрепления положительных  тенденций развития агропромышленного  комплекса с учетом сложившихся  условий функционирования АПК в среднесрочной перспективе будут решаться следующие задачи:

  • продолжение институциональных преобразований, дальнейшее развитие правовой системы регулирования земельных отношений, формирование реальных собственников земельных участков и имущества с высокой мотивацией их эффективного использования;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в агропромышленный комплекс, усиление контроля за их целевым использованием, обеспечение доступности и эффективности кредитования отрасли;
  • развитие производственного потенциала, сырьевой составляющей путем строительства и модернизации перерабатывающих мощностей, совершенствование экономических условий обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами;
  • совершенствование системы поддержки агропродовольственного сектора за счет средств консолидированного бюджета, обеспечение отраслевой адресности субсидий, создание и развитие ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • создание благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности, привлечения частных инвестиций в развитие агропромышленного производства, реализации целевых федеральных и региональных программ развития АПК;
  • формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры рынка, достижение максимального уровня потребления продукции местных сельхозтоваропроизводителей;
  • повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции и генетического потенциала сельхозкультур и животных;
  • производство продукции, востребованной на рынке, работа «под потребителя», привлечение инвестиций в те отрасли сельского хозяйства, в которых необходимо импортозамещение;
  • обеспечение доступа малых форм хозяйствования к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
  • восстановление и развитие мелиоративного фонда, реализация мер по орошению и осушению земель;
  • улучшение условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия;
  • привлечение союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.

Прогнозом предусматривается  размещение зерновых культур на площади 441,5 тыс. гектаров. Рациональное размещение культур в севообороте с учетом экономической целесообразности возделывания культур, возможной концентрации посевов  позволит в начале прогнозируемого  периода получить урожайность 34 ц/га и обеспечить валовой сбор зерна  в количестве 1,5 млн. тонн, в конце  периода соответственно 36,2 ц/га и 1,6 млн. тонн. Особое внимание будет уделено  производству продовольственного зерна: пшеницы, ржи, пивоваренного ячменя. При возделывании зерновых культур  предпочтение будет отдано высокоурожайным  сортам с высоким содержанием  клейковины. Одновременно с наращиванием объемов производства зерна будут  разрабатываться меры по укреплению базы хранения зерна, строиться элеваторы  и зернохранилища требующейся мощности.

Особое значение придается  развитию животноводства. Ставится задача за счет улучшения племенной работы, укрепления кормовой базы довести производство молока в сельхозорганизациях до 339,3 тыс. тонн в 2013 году и до 374 тыс. тонн в 2015 году.

Предусматривается продолжить мероприятия по повышению эффективности  производства мяса, кардинальному изменению  системы выращивания и откорма  скота.

Продолжится работа по реконструкции  животноводческих ферм. Обновление стада  животноводческих комплексов высокопродуктивным племенным поголовьем будет осуществляться за счет максимального использования  потенциала племенных хозяйств республики и приобретения высокопродуктивного  скота с использованием лизинговых схем. Будет проводиться целенаправленная работа по формированию в республике племенных репродукторов, способных  обеспечить потребности сельхозтоваропроизводителей в породном молодняке.

В личных подсобных хозяйствах прогнозируется произвести молока в 2013 году 160 тыс. тонн, мяса в живой массе  – 30 тыс. тонн и сохранить этот уровень  до 2015 года соответственно.

Достижение прогнозируемых объемов производства продукции  животноводства будет определяться темпами роста кормовой базы и  дальнейшим развитием материально-технического обеспечения сельского хозяйства (производство комбикормов, кормовых добавок, технологического оборудования и др.), рациональным и эффективным использованием сельскохозяйственных кормовых угодий, направлением и уровнем селекционно-племенной работы, полным охватом искусственным осеменением молочного стада, подготовкой квалифицированных кадров.

В связи с увеличением  производства сельскохозяйственной продукции  перед предприятиями пищевой  и перерабатывающей промышленности ставится задача принять и переработать сырье, а также найти рынки  сбыта готовой продукции, обеспечив  ее соответствие международным стандартам качества и безопасности.

Информация о работе Прогнозирование социально-экономического развития региона