Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Предмет исследования. Неформальные молодежные объединения.
Задачи.
-Рассмотреть особенности изучения неформальных молодежных объединений, их классификацию, признаки, а также причины их возникновения.
- Определить особенности социализации подростков в неформальной группе.
Введение
3
Глава 1. Социализация в обществе
4-18
Сущность процесса социализации
4-16
Пoнятие «неформального объединения» его классификация
16-17
Нефoрмальные oбъединения в процессе социализации
17-18
Глава 2: Прoведение исследования особенностей социализации
18-28
2.1 Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе
18-24
2.2 Педагoгическое руководство процессом взаимодействия подростков с нефoрмальными группами.
24-28
Заключение
29-30
Список литературы
31
Содержание
Введение |
3 | ||
Глава 1. Социализация в обществе |
4-18 | ||
|
4-16 | ||
|
16-17 | ||
|
17-18 | ||
Глава 2: Прoведение исследования особенностей социализации |
18-28 | ||
2.1 Исследование особенностей
социализации подростков в |
18-24 | ||
2.2 Педагoгическое руководство процессом взаимодействия подростков с нефoрмальными группами. |
24-28 | ||
Заключение |
29-30 | ||
Список литературы |
31 |
Введение
Aктyaльнocть тeмы иccлeдования oбyслoвлeна выcoкой cтeпенью слoжнoсти и кoмплeксным хaрaктeром прoцеccов, связaнных с coвремeнным этaпом рaзвития oбщества и его мoлoдогo пoколения . Сегодня усиливается интерес к неформальным объединениям молодежи. Очень часто в СМИ упоминается о них. Эта тeма всeгда былa aктуaльна. Нeформальные объединения цeлая система, весьмa своеoбрaзное социальное oбрaзoвание. Его нельзя назвать грyппой, этo, скoрee сoциaльная срeдa, крyг oбщeния, гдe сyщeствyeт четкое раздeлeниe нa "свoих" и "чyжих".
Я взяла эту тему, потому что она близка мне. Неформальные объединения - это ,в первую очередь, молодежь. Я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть образования неформальных объединений , их понятия, цели, идеологию, стремления
Объект исследования. Социальные факторы , влияющие на психику подростков.
Предмет исследования. Неформальные молодежные объединения.
Задачи.
-Рассмотреть особенности
изучения неформальных
- Определить особенности
социализации подростков в
Глава 1. Социализация в обществе
1.1 Сущность процесса
социализации
Молодежь – это будущее страны. И для
того, чтобы воспитать достойных преемников,
стандартных и полноправных членов общества,
существует социализация - идущий на всю
жизнь бок о бок с любым членом общества.
Наиболее ярко выражена она у молодых.
В результате социализации человек будет
обладать определенным набором знаний,
норм и ценностей общества, которые переходят
из поколения в поколение и изменяются
в результате перемен. Это изменение происходит
благодаря внешним факторам, основным
из которых является социально-экономическая
структура общества. При деформации данной
структуры в социализацию вносятся некоторые
изменения, чтобы молодежь соответствовала
новым устоям и не отставала от времени.
Понятие «социализация» имеет комплексный характер. Оно рассматривается в философии, социологии, педагогики, психологии и других видах научного знания. В определении сущности социализации, особенностей ее процесса и структуры внесли свое понимание многие выдающиеся ученые: В.С. Барулин, Э. Дюркгейм, И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.Г. Выготский, Л.Н. Леонтьев, А.А. Макареня, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, С.Л. Рубинштейн, П. Сорокин, Г. Тард и др. Все они отмечают тот факт, что социализация - это процесс присоединения, интеграции личности в общество, человечество..
Социализация необходима, т.к. социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.
Социализация - процесс освоения, познания и принятия норм, ценностей, средств общения. В процессе социализации индивид проходит целый ряд фаз. Социализация начинается с момента рождения. В детстве ребенка обучают базовым элементам принятого в данном обществе потребительского поведения: манере одеваться, соблюдать личную гигиену, этикету и т.д. К возрасту 18-20 лет большинство индивидов уже знают, как принято потреблять в данном обществе и следуют общему направлению. Однако этим социализация не заканчивается, она продолжается всю жизнь. Появляются новые товары, которые надо узнать, научиться ими пользоваться, привыкнуть к ним и т.д. Пока человек живет, он проходит социализацию, хотя по масштабам и по интенсивности она, конечно, существенно отличается от той, которую он проходил в детстве. В зрелом возрасте идет постепенный процесс освоения меняющейся культуры.
Можно сделать вывод, что социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду.
Содержание процесса социализации. Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трёх сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Что касается первой сферы - деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением новых видов деятельности. При этом происходит ещё два чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение.
Вторая сфера - общение - рассматривается в социализации также со стороны его расширения и углубления, что неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнёра, более точное его восприятие.
Третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
В процессе социализации личность примеривает и выполняет различные социальные роли. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:
Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.
Вторичная социализация
-это профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей,
-включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам.
Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения). Пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.
Интериоризация (от французского interiorisation и латинского interior - внутренний) - это процесс усвоения внешних для индивида норм культуры как внутренней потребности, собственной нормы, принципа. Человек, интериоризировавший потребительские модели данного общества или группы, делает совершенно свободный выбор именно того, что навязывает среда. Он поступает, как все, и чувствует себя свободным.
Общественные условия социализации:
1.Предметно-пространственная
среда (природные условия;
2.Социальные отношения
(семейные, дружественные,
Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).
Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
К ним относят:
- агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
- агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.
Основные агенты социализации:
-семья
-школа
-друзья, сверстники
-средства массовой информации и другие
Семья. В семье ребенок принимается, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери.
Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.
Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:
1)нравственно-психологическим микроклиматом в семье;
2)материальным и социальным статусом семьи;
3)степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;
4)ролью отца и матери в общении с детьми;
5)структурой и составом семьи и т.д.
В семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы.
Школа. То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире.
Для детей очень важно позитивное внимание со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе.
Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка
На ребенка оказывает
влияние так же и сам детский
коллектив. В процессе деятельности
и общения спонтанно возникают
малые группы. Именно в группировании
ребенок может найти
Друзья и сверстники. В группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке.
СМИ. Огромное влияние на молодежь оказывают средства массовой информации, которым нельзя слишком доверять.
Средства массовой информации, которые так активно стараются помочь подрастающему поколению, что зачастую просто зомбируют человека.
Если общество превратится в серую массу, пусть даже возвышающую себя, но - массу, оно просто погибнет. Именно индивидуальность спасет мир, т.к. весь смысл мира заключается в яркости его красок, в разнообразии.
Информация о работе Прoведение исследования особенностей социализации