Прoведение исследования особенностей социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования. Неформальные молодежные объединения.
Задачи.
-Рассмотреть особенности изучения неформальных молодежных объединений, их классификацию, признаки, а также причины их возникновения.
- Определить особенности социализации подростков в неформальной группе.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Социализация в обществе
4-18
Сущность процесса социализации
4-16
Пoнятие «неформального объединения» его классификация
16-17
Нефoрмальные oбъединения в процессе социализации
17-18
Глава 2: Прoведение исследования особенностей социализации
18-28
2.1 Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе
18-24
2.2 Педагoгическое руководство процессом взаимодействия подростков с нефoрмальными группами.
24-28
Заключение
29-30
Список литературы
31

Файлы: 1 файл

1 социально -психологические факторы вовлечения молодежи в неформальные организации курсовая работа.docx

— 68.25 Кб (Скачать файл)

Отметим, что неформальные молодежные объединения рассматривались  первоначально зарубежными социологами. Проблемы неформальных молодежных объединений  затрагивались в работах таких  зарубежных исследователей, как М. Брейк, С. Коэн, С. Фрит, Д. Хэбдидж, К. Мангейм, У. Миллер, Т. Парсонс, Т. Роззак, П. Уиллис и др.

М. Брейк, изучавший смысловые аспекты содержания неформальных молодежных объединений, отмечал, что они как системы значений, способов выражения и жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении. По мнению ученого, неформальные молодежные объединения отражают попытки молодежных групп решить структурные противоречия, возникшие в социетальном контексте.

В интерпретации М. Мердока неформальные молодежные объединения представляют собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, занимающие в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Неформальные молодежные объединения дают набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для придания смысла своему особому положению и формирования устойчивой идентичности. Проблемы мировоззренческой дифференциации внутри альтернативного молодежного движения исследовали Д. Хэбдидж и С. Фрит, которые выделяли два основных типа отношений неконформной молодежи к жизни и обществу: отношения молодых людей из среды рабочего класса и отношения групп богемной молодежи из средних классов, причем и те, и другие ориентированы на досуг.

Большое влияние на характер исследования неформальных молодежных объединений в западной науке  оказали идеи К. Мангейма, который в своих работах исследовал феномен поколенческого единства. Среди современных зарубежных исследователей особо следует отметить работы С. Айзенштадта, концепция которого заключается в следующем. Он полагает, что чем старше становится индивид, тем шире его контакты с окружающей средой. Переход в иную возрастную и социальную группу характеризуется обострением отношений с окружающим миром, возникновением стрессовых, напряженных ситуаций.

Отметим, что также изучением  неформальных молодежных объединений  занимались такие западные исследователи  как Д. Рисмен, Ж.Фридман, С. Паркер, Г. Рохейм, П. Уиллис и другие социологи.

В отечественной науке  у истоков изучения неформальных молодежных объединений стояли специалисты  в области педагогики и психологии. Разработку подобной проблематики еще  до революции вел С.Т. Шацкий. Ученый выдвинул и обосновал гуманистическую  идею о том, что «дети улицы», входящие в различные объединения, совсем не отличаются от «нормальных детей» какими-либо «дурными задатками». Вслед  за С. Шацким огромный вклад в изучение психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности  стихийных групп несовершеннолетних внес классик советской педагогики А.С. Макаренко. Вопросами возникновения  стихийных групп подростков и  юношей также занимались в 20 - 30-е  годы XX века П.П. Блонский, В.Н. Мясищев. Одну из первых в науке классификаций  стихийно возникающих групп как  «самовозникающих кратковременных  и длительных коллективов» дал А.С. Заслужный. И. С. Полонский обосновал  принципиально важное положение  о том, что стихийно-групповое  общение - определенный этап в процессе социализации подростков. Эти исследования заложили основные традиции изучения неформальных молодежных объединений  в отечественной науке.

В середине 80-х годов сам  факт существования неформальных молодежных объединений в СССР был официально признан, вокруг проблем существования  этого феномена стали разворачиваться  дискуссии, часто имевшие не столько  научный, сколько публицистический характер. Большинство исследователей тех лет рассматривали неформальные молодежные объединения только как  форму девиантного поведения, криминогенного по своей сути.

К началу 90-х гг. в отечественной  науке сформировались три направления  исследований проблематики неформальных молодежных групп. Одно из них - изучение включенности молодежи в неформальные объединения и другие субкультурные  образования (исследовательские проекты  А.А. Ладатко, В.Ф. Левичевой и др.). Другое направление (Е.В. Березина, О.К. Данисевич, А.С. Морозов) основывалось на применении методов включенного  наблюдения и развивалось в рамках «перестроечной публицистики». Третье направление составляли исследования преимущественно преступных молодежных группировок, проводимые в основном специалистами в области права (А. И. Захаров, В. Т. Кондрашенко). Рассмотрение неформальных молодежных объединений  как особого социального явления  в 90-е годы развивалось в исследованиях  А.Н. Андреевой, И.В. Бестужева-Лады, Т.П. Долговой, С.Н. Иконниковой, Ю.А. Клейберга, В.Ф. Левичевой, А.В. Мудрика, В.А. Писаревой, З.В. Сикевича, Т.Б. Щепанской и других социологов.

Отметим, что молодежные субкультуры в деятельности представлены неформальными молодежными объединениями. В отечественной социологической  науке сложились три основных подхода к проблеме неформальных молодежных объединений. Согласно первому  из них (представители И.С. Кон, Н.В. Кофырин, А. Г. Кузнецова, Б.В. Парыгин и др.), проблема неформальных объединений  характерна для всех стран и порождена, в первую очередь, глубоким кризисом существующих моделей социализации личности, проявившимся в 60-х гг. в  пессимизме, упадничестве, росте наркомании и других негативных явлениях.

Так, в 1986-1987 гг., под неформальными молодежными объединениями чаще всего понимали рокеров, хиппи, металлистов, словом, подростки и молодежь, обращающие на себя внимание необычным видом или вызывающим поведением. Есть определение неформальных молодежных объединений как групп молодежи, которые собираются по принципу стаи и не имеют организационной структуры. На наш взгляд, данный термин неточен, поскольку в таких группах как раз формальной, внешней стороне придается особое значение. В связи с этим можно говорить об атрибутике, специфическом для каждой группы сленге.

По мнению исследователей, для неформальных молодежных объединений 90-х годов характерен ряд неотъемлемых признаков:

1. Их возникновение основано  на базе стихийного общения  и конкретных условий социальной  ситуации.

2. Они самоорганизованны и не зависят от официальных структур.

3.Для участников обязательны: самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка.

4. Они относительно устойчивы, имеют определенную иерархию.

5. Имеют особую систему ценностных ориентаций, стереотипов поведения.

6.Атрибутика подчеркивает принадлежность к данной социальной общности.

В работах А.С. Запесоцкого, А.П. Файна неформальные молодежные объединения рассматриваются как группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную систему атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенности ролевого поведения.

Итак, Неформальными  молодежными объединениями мы можем назвать официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодых людей, возникающие по инициативе «снизу» на основе общего типа поведения, образа жизни, ценностных установок.

Неформальные  объединения молодежи - это группировки, течения, инициативы, это кружки единомышленников, чья активность чрезвычайно высока. Это объединения людей различных возрастных групп молодежи. В жизни они настолько смешаны, что бывает достаточно трудно определить специфику той или иной неформальной группы.

Неформальные  объединения молодежи - это явление массовое. Объединяются ради различных интересов люди. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений.

В настоящее время  выделяют следующие основные признаки неформалов:

- Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

- Слабо выраженная внутренняя структура.

- Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

- Слабые внутренние связи.

- Очень сложно выделить лидера.

- Не имеют программы деятельности.

- Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

- Представляют альтернативу государственным структурам.

-Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Рассмотрим классификацию неформальных объединений по нескольким авторам:

1. По  Фрадкину

Неформальные группы бывают:

просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

группы принадлежности и  референтные;

большие и малые (здесь  речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки  непосредственно общаются друг с  другом - малые, а где не могут  общаться - большие));

постоянные и случайные;

с демократическим и авторитарным подчинением;

разновозрастные и одновозрастные;

однополые и разнополые и  т.д.

2. По  Фролову

а) по принадлежности:

ингруппа (моя);

аутогруппа (чужие)

б) по взаимоотношениям:

первичные (такие, в которых  каждый член группы видит в другом индивида)

вторичные (обезличенные)

в) по степени общения:

малые (где каждый член группы находится в личном общении с  другими членами группы);

большие (где непосредственное общение отсутствует).

Асоциальные

- стоят в стороне от  социальных проблем, но не представляют  угрозу общества. В основном выполняют  рекреационные функции. Примеры:

- панки (девиз: Живем здесь, сейчас и сегодня),мажоры (это люди, которые проповедуют теорию хайлайфизма (высокий уровень жизни), они умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни),рокеры, хиппи, альтернативщики.

Альтернативщики

Эти молодые люди часто  привлекают внимание прохожих. Кто  экстравагантной прической, кто  разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой  и не одной. Они стоят около  входов в популярные молодежные кафе, слоняются с отрешенным видом  по улицам городов. Себя они считают  себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это ихсистема. Взгляды альтернативщиков на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом.

Эти люди способны жертвовать последним. Последним ради того чтобы  создать в стране культуру истинно  молодежную».

Нужно отметить, что молодежь всегда и везде стремится к  общению со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его  испытывают многие, проживая в отдельных  квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для  многих противопоставление себя, своего Я взрослым - нормальное явление.

Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное, демонстративное отрицание  существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует альтернатива. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.

Антисоциальные.

- ярко выраженный агрессивный  характер, стремление утвердить  себя за счет других, нравственная  глухота.

Банды

это объединения (чаще всего  подростков) по территориальному признаку. Город делится бандами на зоны влияния. На своей территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися чужаками (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.

В бандах свои законы, свои нравы. Законом является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить свою девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со своими девчонками. Травка - наркотики, которые курят. Прикидка - грабеж. Самым страшным является счетчик, когда одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить в долг. С этого момента включается счетчик. Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа жестока - от избиения до убийства.

Покинуть банду бывает очень сложно.

Все банды вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. Банды не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены вступать в нее.

Просоциальные

-неформальные клубы или  объединения, которые приносят  пользу обществу. Эти объединения  решают социальные проблемы культурно-защитного  характера (защита памятников, реставрация  храмов, экологические проблемы…).

Зеленые - называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.

Их задачи и цели.

Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды. За ее решение и взялись зеленые. Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.

Первый такой комитет  по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители  творческой интеллигенции.

Численность экологических  неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден  их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические  группы компенсируют активностью, которая  привлекает к ним большие массы  людей, выступающих в поддержку  различных природоохранных инициатив.

Информация о работе Прoведение исследования особенностей социализации