Прoведение исследования особенностей социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования. Неформальные молодежные объединения.
Задачи.
-Рассмотреть особенности изучения неформальных молодежных объединений, их классификацию, признаки, а также причины их возникновения.
- Определить особенности социализации подростков в неформальной группе.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Социализация в обществе
4-18
Сущность процесса социализации
4-16
Пoнятие «неформального объединения» его классификация
16-17
Нефoрмальные oбъединения в процессе социализации
17-18
Глава 2: Прoведение исследования особенностей социализации
18-28
2.1 Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе
18-24
2.2 Педагoгическое руководство процессом взаимодействия подростков с нефoрмальными группами.
24-28
Заключение
29-30
Список литературы
31

Файлы: 1 файл

1 социально -психологические факторы вовлечения молодежи в неформальные организации курсовая работа.docx

— 68.25 Кб (Скачать файл)

Ниже приведен пример занятия из экспериментальной программы.

Тренинг «Команда моей мечты».

Цель: формирование у подростков - членов неформальной группы навыков  эффективной командной работы, конструктивного  общения.

Задачи:

-формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;

-повышение уровня личной ответственности каждого члена группы за результат;

-психологическая коррекция поведения членов группы (от состояния конкуренции к сотрудничеству);

-формирование «командного» типа отношений внутри группы.

Содержание тренинга:

Группа делится на две  команды.

Упражнение 1. «Сплочение»

Команда «сплочения» находится  в круге, руки на плечах друг друга, носки касаются носков. Приседать  одновременно всему кругу не допуская разрыва.

Основной вывод: когда  мы ближе друг к другу, мы можем  всё.

Упражнение 2. «Доверие - падение»

Участник становится спиной к команде, закрывает глаза, расслабляется. Не отрывая ступней от пола, нужно  упасть на руки тех, кто стоит сзади.

Упражнение 3. «Доверие - поводырь»

Группа выбирает ведущего «поводыря», задача которого в течении 5-7 минут водить группу с завязанными  глазами. Во время упражнения нельзя говорить.

Тренинговые занятия были ориентированы на сплочение группы, были задействованы все коллективно-творческие силы группы.

Результаты  исследования экспериментальной группы А.

Индивидуалистическое восприятие группы повысились у четверых человек, что составляет 3% от выборки, коллективистическое  восприятие повысилось у 8 человек, а  это приблизительно 90% от выборки.

В контрольной группе изменения  не значительные. Это означает, что  в процессе обучения по специально разработанной программе подростки узнают новые знания o способах общения в группе, у них формируются навыки конструктивного общения, происходят внутриличностные изменения, которые влияют на мировоззрение подростков, самоощущение, и положительно влияют на процесс их социализации.

В результате эксперимента мы можем сделать вывод, что тренинговые  занятия с подростками из неформальных групп позволили повысить уровень  прагматизма их коллективизма и  сплочённости, снизить уровень прагматизма  и индивидуализма в общении с  людьми. Следовательно, группу риска, которую  представляют из себя неформальные объединения  молодёжи, можно контролировать и  направлять в нужное русло не используя  жесткие методы, а применяя педагогические и психологические методы воздействия, которые дают более плодотворные результаты. Следовательно, неформальные подростковые группы, которые часто  представляют «группу риска» поддаются контролю и руководству со стороны взрослых, а использование активных форм работы c ними, демократический стиль общения, эффективные педагогические и психологические методы воздействия позволяют корректировать поведение неформалов, а так же влиять на формирование положительной направленности их группы.

 

2.2 Педагогическое  руководство процессом взаимодействия  подростков с неформальными группами

 

Возникновение неформальных молодёжных объединений - это объективное  явление. Отсюда своевременной является постановка вопроса о социализации подростков в неформальных молодёжных организациях. В этих целях, прежде всего, требуется преодоление стереотипов по отношению к ним.

В современной педагогической практике наблюдается несколько  типов таких стратегий:

1-й тип таких стратегий - попустительские стратегии, или стратегии ухода от работы с подростками, и перекладывания ответственности за это на кого-либо другого (на родителей, милицию и так далее) - к сожалению, это самый распространённый тип стратегий

2-й тип этих - «тушение пожаров» - оперативное реагирование на уже случившиеся происшествия, на явные и наметившиеся (иногда - не наметившиеся) отклонения в поведении и его коррекция социально-психологическими и социально-педагогическими методами (встречается достаточно часто).

3-й тип - карающая реакция на девиантное или противоправное поведение подростков (встречается ещё довольно часто). Заключается в организации «наказаний за нарушение дисциплины и порядка». Этот тип стратегий наименее продуктивен как негуманистический, поскольку он очень быстро истощает свой «воспитательный ресурс», а, следовательно, может быть не правилом, а лишь исключением из него.

4-й тип - вовлечение в деятельность, «отвлекающую» от бесцельного времяпрепровождения, организация разнообразной развивающей (социализирующей) деятельности и общения, создание среды социализации личности (встречается, но, к сожаления, реже).

5-й тип стратегий - индивидуально-профилактическая работа, основанная на знании личности подростка, на анализе субкультурных групповых процессов и тенденций в сообществах сверстников и оперативной криминогенной обстановки.

6-й тип стратегий - стратегии организации системы охранно-защитных, социально-педагогических и социально-психологических условий для успешной социализации подростков в неформальных объединениях.

Каждый из перечисленных  шести стратегий (включая и третью) может быть продуктивен в определённых конкретных условиях.

Главным в работе социального педагога должно быть изучение неформального объединение и каждого его участника (его состояния, отношения в семье, школе, с данной группой); - при необходимости, оказывать помощь подростку и всей группе в целом.

Возможно найти пути, варианты поддержки подростков:

-анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих подростка и воздействующих на него;

-социальному педагогу необходимо заниматься координацией и объединением различных специалистов, организацией, решающих проблемы социализации подростка, и к защите его прав;

-Воспитательная функция предполагает включение подростка в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе взаимодействия с неформальной группой.

-Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

-Социальный педагог должен в первую очередь обращаться к проблемам детства, к проблемам взаимодействия человека и среды, к существующему состоянию образования и воспитания личности, к современной системе образования и школе, профессиональной подготовке, работа в социальных центрах защиты детей и подростков.

В современных условиях работы с подростками крайне необходима социально-педагогическая работа с  неформальными молодёжными объединениями. Рассматриваемые теоретические  данные дают нам возможность выделить систему средств для оказания поддержки и помощи подросткам из неформальных молодёжных объединений.

При изучении характеристики неформальных молодёжных объединений  следует выявить:

1)присутствует ли иерархическая лестница;

2)кто является лидером;

3)состав неформальных молодёжных объединений;

4)степень влияния лидера на остальных «неформалов»;

и другое.

Очень важное направление в социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому учёные разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодёжными объединениями.

Успех профилактической работы во многом зависит и от того, насколько  будет преодолён «образ врага», формирующийся  часто в сознании лиц, ответственных  за воспитание молодёжи и профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство по поводу причёсок, атрибутов, увлечений  отдаляют субъект профилактики. В  результате «образ врага» складывается у некоторых членов группы по отношению  к представителям правоохранительным органам и педагогам. Нужно говорить с молодёжью «на одном языке», то есть глубоко разбираться в  проблемах волнующих молодежь, знать  истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия. Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что  он малоэффективен.

При работе с неформальными  молодежными объединениями возможны следующие варианты:

1)переориентация лидера (вожака) группы и посредствующее воздействие через него на всю группу;

2)в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);

3)включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и т.д.);

Надо делать упор на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь,  показать истинные ценности отечественной  и зарубежной культуры. В некоторых  случаях следует применять и  запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, и тогда, когда деятельность группы приобретает  противоправный характер.

Таким образом, в ходе изучения опыта работы с «неформалами»  педагогов-учёных (В.А. Мудрик и др.), а так же в процессе разработки своих собственных рекомендаций мы можем чётко обозначить линию  поведения и работы с неформальными  молодёжными объединениями.

В зависимости от вида и  характера объединения «неформалов» можно выделить три основных направления социально-педагогической работы:

- агитация молодёжи, если  движение просоциально;

-разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом;

-переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков - «неформалов».

Практика показывает, что  силовые, жёсткие методы, малоэффективны, хотя и применяются. Если же социальный педагог находит общий язык с  подростками, если «неформалы» видят, сто общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах. Именно такая двусторонняя связь, между  «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путём подбора «ключика»  к душе подростка и становится основной в профилактической работе и в социально-педагогической коррекции  подростка, его поведении и взглядов.

Из этого можно сделать  вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодёжные объединения  или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодёжных объединений. Когда неформальные группы носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также всё общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного, сразу же происходит ответная реакция от окружающего общества.

Анализ задач социально  педагогической работы с неформальными  молодёжными объединениями показал, что работа необходима, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так  и с просоциальными движениями, но работа не запрещающего, карающего, а  скорее агитационного, завлекающего характера. И, наоборот, с асоциальными и антисоциальными  следует вести более жесткую  политику. Но для начала, всегда, каким  бы неформальным молодежным объединением не было, не стоит сразу разобщать  это движение, запрещать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
В настоящее время работа с молодёжью является одним из важных направлений работы специалиста по социальной работе. Их деятельность предполагает взаимодействие с организациями, разными людьми, учреждениями. Данная проблема очень актуальна.

 Социализация - это долгий непрерывный процесс, протекающий на психологическом, биологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются или отвергаются к потребностям общественным. Адаптация носит активный характер, при котором человек добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе. Социум формирует нормы морали и поведения, отношения между индивидами: в семье, школе, в различных досуговых учреждениях, в какой-либо другой социально-культурной и альтернативной образовательной среде, окружающей человека.

Потребности направляют активность человека, выделяя более или менее перспективные пути развития личности. Включение в уровни (биологический, психологический, социально-педагогический) гарантируют непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Судя по результатам моего исследования, я могу утверждать, что использование диагностических методик, анкет, тестов, бесед с подростками и детьми имеет выраженный социализирующий эффект.

Подросток, взаимодействуя с группой неформалов, хотя и воспринимает её как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей, но все же именно в ней он более открыт для влияния и взаимодействия самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на его нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного игрового или творческого времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастает степень консолидации, стимулируется трудовая активность, происходит становление жизненной позиции, обучение нормам поведение в обществе, развивается чувство легкости при общении с другими людьми.

Информация о работе Прoведение исследования особенностей социализации