Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа
Предмет исследования. Неформальные молодежные объединения.
Задачи.
-Рассмотреть особенности изучения неформальных молодежных объединений, их классификацию, признаки, а также причины их возникновения.
- Определить особенности социализации подростков в неформальной группе.
Введение
3
Глава 1. Социализация в обществе
4-18
Сущность процесса социализации
4-16
Пoнятие «неформального объединения» его классификация
16-17
Нефoрмальные oбъединения в процессе социализации
17-18
Глава 2: Прoведение исследования особенностей социализации
18-28
2.1 Исследование особенностей социализации подростков в неформальной группе
18-24
2.2 Педагoгическое руководство процессом взаимодействия подростков с нефoрмальными группами.
24-28
Заключение
29-30
Список литературы
31
Ниже приведен пример занятия из экспериментальной программы.
Тренинг «Команда моей мечты».
Цель: формирование у подростков - членов неформальной группы навыков эффективной командной работы, конструктивного общения.
Задачи:
-формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
-повышение уровня личной ответственности каждого члена группы за результат;
-психологическая коррекция поведения членов группы (от состояния конкуренции к сотрудничеству);
-формирование «командного» типа отношений внутри группы.
Содержание тренинга:
Группа делится на две команды.
Упражнение 1. «Сплочение»
Команда «сплочения» находится в круге, руки на плечах друг друга, носки касаются носков. Приседать одновременно всему кругу не допуская разрыва.
Основной вывод: когда мы ближе друг к другу, мы можем всё.
Упражнение 2. «Доверие - падение»
Участник становится спиной к команде, закрывает глаза, расслабляется. Не отрывая ступней от пола, нужно упасть на руки тех, кто стоит сзади.
Упражнение 3. «Доверие - поводырь»
Группа выбирает ведущего «поводыря», задача которого в течении 5-7 минут водить группу с завязанными глазами. Во время упражнения нельзя говорить.
Тренинговые занятия были
ориентированы на сплочение группы,
были задействованы все коллективно-
Результаты исследования экспериментальной группы А.
Индивидуалистическое
В контрольной группе изменения не значительные. Это означает, что в процессе обучения по специально разработанной программе подростки узнают новые знания o способах общения в группе, у них формируются навыки конструктивного общения, происходят внутриличностные изменения, которые влияют на мировоззрение подростков, самоощущение, и положительно влияют на процесс их социализации.
В результате эксперимента мы можем сделать вывод, что тренинговые занятия с подростками из неформальных групп позволили повысить уровень прагматизма их коллективизма и сплочённости, снизить уровень прагматизма и индивидуализма в общении с людьми. Следовательно, группу риска, которую представляют из себя неформальные объединения молодёжи, можно контролировать и направлять в нужное русло не используя жесткие методы, а применяя педагогические и психологические методы воздействия, которые дают более плодотворные результаты. Следовательно, неформальные подростковые группы, которые часто представляют «группу риска» поддаются контролю и руководству со стороны взрослых, а использование активных форм работы c ними, демократический стиль общения, эффективные педагогические и психологические методы воздействия позволяют корректировать поведение неформалов, а так же влиять на формирование положительной направленности их группы.
2.2 Педагогическое
руководство процессом
Возникновение неформальных молодёжных объединений - это объективное явление. Отсюда своевременной является постановка вопроса о социализации подростков в неформальных молодёжных организациях. В этих целях, прежде всего, требуется преодоление стереотипов по отношению к ним.
В современной педагогической практике наблюдается несколько типов таких стратегий:
1-й тип таких стратегий - попустительские стратегии, или стратегии ухода от работы с подростками, и перекладывания ответственности за это на кого-либо другого (на родителей, милицию и так далее) - к сожалению, это самый распространённый тип стратегий
2-й тип этих - «тушение пожаров» - оперативное реагирование на уже случившиеся происшествия, на явные и наметившиеся (иногда - не наметившиеся) отклонения в поведении и его коррекция социально-психологическими и социально-педагогическими методами (встречается достаточно часто).
3-й тип - карающая реакция на девиантное или противоправное поведение подростков (встречается ещё довольно часто). Заключается в организации «наказаний за нарушение дисциплины и порядка». Этот тип стратегий наименее продуктивен как негуманистический, поскольку он очень быстро истощает свой «воспитательный ресурс», а, следовательно, может быть не правилом, а лишь исключением из него.
4-й тип - вовлечение в деятельность, «отвлекающую» от бесцельного времяпрепровождения, организация разнообразной развивающей (социализирующей) деятельности и общения, создание среды социализации личности (встречается, но, к сожаления, реже).
5-й тип стратегий - индивидуально-профилактическая работа, основанная на знании личности подростка, на анализе субкультурных групповых процессов и тенденций в сообществах сверстников и оперативной криминогенной обстановки.
6-й тип стратегий - стратегии организации системы охранно-защитных, социально-педагогических и социально-психологических условий для успешной социализации подростков в неформальных объединениях.
Каждый из перечисленных шести стратегий (включая и третью) может быть продуктивен в определённых конкретных условиях.
Главным в работе социального педагога должно быть изучение неформального объединение и каждого его участника (его состояния, отношения в семье, школе, с данной группой); - при необходимости, оказывать помощь подростку и всей группе в целом.
Возможно найти пути, варианты поддержки подростков:
-анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих подростка и воздействующих на него;
-социальному педагогу необходимо заниматься координацией и объединением различных специалистов, организацией, решающих проблемы социализации подростка, и к защите его прав;
-Воспитательная функция предполагает включение подростка в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе взаимодействия с неформальной группой.
-Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
-Социальный педагог должен в первую очередь обращаться к проблемам детства, к проблемам взаимодействия человека и среды, к существующему состоянию образования и воспитания личности, к современной системе образования и школе, профессиональной подготовке, работа в социальных центрах защиты детей и подростков.
В современных условиях работы
с подростками крайне необходима
социально-педагогическая работа с
неформальными молодёжными
При изучении характеристики неформальных молодёжных объединений следует выявить:
1)присутствует ли иерархическая лестница;
2)кто является лидером;
3)состав неформальных молодёжных объединений;
4)степень влияния лидера на остальных «неформалов»;
и другое.
Очень важное направление в социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье. Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому учёные разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодёжными объединениями.
Успех профилактической работы во многом зависит и от того, насколько будет преодолён «образ врага», формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание молодёжи и профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство по поводу причёсок, атрибутов, увлечений отдаляют субъект профилактики. В результате «образ врага» складывается у некоторых членов группы по отношению к представителям правоохранительным органам и педагогам. Нужно говорить с молодёжью «на одном языке», то есть глубоко разбираться в проблемах волнующих молодежь, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия. Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен.
При работе с неформальными
молодежными объединениями
1)переориентация лидера (вожака) группы и посредствующее воздействие через него на всю группу;
2)в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);
3)включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и т.д.);
Надо делать упор на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.
Таким образом, в ходе изучения опыта работы с «неформалами» педагогов-учёных (В.А. Мудрик и др.), а так же в процессе разработки своих собственных рекомендаций мы можем чётко обозначить линию поведения и работы с неформальными молодёжными объединениями.
В зависимости от вида и
характера объединения «
- агитация молодёжи, если движение просоциально;
-разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом;
-переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков - «неформалов».
Практика показывает, что силовые, жёсткие методы, малоэффективны, хотя и применяются. Если же социальный педагог находит общий язык с подростками, если «неформалы» видят, сто общество пытается их понять, помочь им, то подростки идут на контакт, рассказывают о своих проблемах, об успехах. Именно такая двусторонняя связь, между «неформалом» и социальным педагогам, налаженная путём подбора «ключика» к душе подростка и становится основной в профилактической работе и в социально-педагогической коррекции подростка, его поведении и взглядов.
Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодёжные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодёжных объединений. Когда неформальные группы носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также всё общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного, сразу же происходит ответная реакция от окружающего общества.
Анализ задач социально
педагогической работы с неформальными
молодёжными объединениями
Заключение
В настоящее время работа с молодёжью
является одним из важных направлений
работы специалиста по социальной работе.
Их деятельность предполагает взаимодействие
с организациями, разными людьми, учреждениями.
Данная проблема очень актуальна.
Социализация - это долгий непрерывный процесс, протекающий на психологическом, биологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются или отвергаются к потребностям общественным. Адаптация носит активный характер, при котором человек добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе. Социум формирует нормы морали и поведения, отношения между индивидами: в семье, школе, в различных досуговых учреждениях, в какой-либо другой социально-культурной и альтернативной образовательной среде, окружающей человека.
Потребности направляют активность человека, выделяя более или менее перспективные пути развития личности. Включение в уровни (биологический, психологический, социально-педагогический) гарантируют непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.
Судя по результатам моего исследования, я могу утверждать, что использование диагностических методик, анкет, тестов, бесед с подростками и детьми имеет выраженный социализирующий эффект.
Подросток, взаимодействуя с группой неформалов, хотя и воспринимает её как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей, но все же именно в ней он более открыт для влияния и взаимодействия самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на его нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного игрового или творческого времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастает степень консолидации, стимулируется трудовая активность, происходит становление жизненной позиции, обучение нормам поведение в обществе, развивается чувство легкости при общении с другими людьми.
Информация о работе Прoведение исследования особенностей социализации