Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:26, курсовая работа
Предмет исследования - Технология профилактики педагогической запущенности детей в ОУ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать характеристики понятия педагогической запущенности детей;
выявить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;
изучить психолого-педагогические характеристики подросткового возраста;
разработать и экспериментально проверить технологию для социальных педагогов по организации работы с педагогически запущенными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема педагогической запущенности, как социально педагогическое явление ………………………………………………………….5
1.1. Сущностные характеристики понятия педагогической запущенности детей……………………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста…..8
1.3. Социально-педагогическая технология работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…………………………………………..…………11
Глава 2. Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………………………………...19
2.1. Экспериментальная проверка технологий работы с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………….…….19
2.2. Эффективность работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема
педагогической запущенности, как социально
педагогическое явление …………………………………………………………
1.1. Сущностные
характеристики понятия
1.2. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста…..8
1.3. Социально-педагогическая технология работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…………………………………………..…………11
Глава 2. Проверка
технологии профилактики с педагогически
запущенными детьми в ОУ……………………………………………………………………..
2.1. Экспериментальная проверка технологий работы с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………….…….19
2.2. Эффективность работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…..25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема педагогической запущенности детей в наше время становится всё более и более актуальной. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие качества, как пассивность, инертность и безответственность. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» в силу его индивидуально-личностных особенностей, с другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка. Тем самым формируя явление педагогической запущенности.
Проблема состоит в наличие большого количества детей с педагогической запущенностью, что требует комплексного решения, которое будет включать в себя исследование степени педагогической запущенности, и разработки коррекционной программы.
Цель исследования - Разработать и экспериментально проверить технологию по профилактике педагогически запущенных детей в ОУ.
Объект исследования - Учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования - Технология профилактики педагогической запущенности детей в ОУ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Теоретическими основами исследования -Методика и технологии работы социального педагога М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, концепция педагогической запущенности Р.В. Овчаровой и другие.
Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение.
Экспериментальная база: Средняя общеобразовательная школа №402, г. Москва в исследование принимало 32 респондента (16 человек – экспериментальная группа, 16 человек – контрольная группа) младшего подросткового возраста.
Глава 1. Проблема педагогической запущенности, как социально педагогическое явление.
1.1. Сущностные характеристики понятия педагогической запущенности детей.
Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности.
При этом неразвитость затрагивает различные виды и формы развития и характеризует его особенности несбалансированностью психических процессов, дисгармоничностью индивидуально-психологических качеств личности, низкой активностью ребенка как субъекта собственного развития. Необученность (необразованность) запущенного ребенка складывается из отсутствия необходимого запаса знаний, слабого владения способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в деятельность игры и учения, предопределяя способы овладения последними. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в референтных группах.
Внешними факторами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе. При этом нарушается целостность педагогического процесса, вызванная отсутствием взаимодействия воспитывающих сил, слабой преемственностью содержания, форм и методов работы с детьми. Широкий спектр этих недостатков характеризуется дегуманизацией педагогического процесса и семейного воспитания.
Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, активность во взаимодействии с микросоциумом и др.
Внешние и внутренние факторы обусловливают возникновение и развитие запущенности, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздействия на ребенка, особенно в раннем детстве и отсутствии своевременной профилактической и коррекционной работы.
Социальная микросреда, характеризующаяся неструктурированностью, внутренней противоречивостью, нестабильностью, слабой динамичностью и целостностью, недостаточным уровнем культурного и воспитательного потенциала, нереферентностью по отношению к ребенку, является источником его запущенности.
Ситуация развития запущенного ребенка оказывается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции воспитанника, ими обусловливаемой.
Механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности детей проводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. В случаях социально-педагогической запущенности потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, а затем групп сверстников в детском саду и школе) принимать проявления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям. Причем в силу специфики возраста такая позиция детей, прежде всего, обусловлена отношением к запущенному ребенку взрослых – педагогов и родителей.
Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве, примерно с трехлетнего возраста, то есть совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития происходит накопление количественных признаков и проявлений запущенности, которые в силу интеграции психики переходят в качественные образования – ее симптомокомплексы. Проявляясь сначала на поведенческом уровне, они еще не затрагивают личностных структур, находящихся у дошкольника в стадии становления. Впоследствии, восходящая динамика запущенности затрагивает важнейшие структуры личности и приводит к нарушению ее персонализации (личностный уровень).
В младшем школьном возрасте, в связи с переходом к учению, в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Так возникает новый уровень запущенности – дидактический.
При наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе включается динамика интеграции: затрагиваются все личностные структуры ребенка. В силу длительного состояния запущенности начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъектных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Нисходящая динамика запущенности возможна лишь при изменении ситуации развития ребенка и специальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью, можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической, запущенности ребенка.
Социально-педагогическая запущенность как устойчивое состояние обусловливает особенности личности запущенного ребенка, характеризующиеся дисгармоничностью психического развития, противоречивостью и неустойчивостью его личности; неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активности во взаимодействии с социальной микросредой.
Перечисленные личностные особенности в условиях отсутствия личностно-ориентированного целостного педагогического процесса, а, следовательно, сохранения неблагоприятной ситуации его развития, приводят к педагогической трудности ребенка, его общей средовой дезадаптации. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком и выражаются в неадекватной самооценке и уровне притязаний, общей личностной тревожности и неудовлетворенности.
1.2. Психолого-педагогические
характеристики подросткового
Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.
Одним из первых, кто обратил внимание на новое социальное явление - подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6-12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой.
В своем, вышедшем в 1762 году романе «Эмиль» он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода - рост самосознания.
На основании рассмотренных примеров исследования особенностей подросткового периода можно сделать определенные выводы. Во-первых, большинство исследователей характеризуют данный этап, как переходный период. Также вовремя этого переходного периода наблюдаются такие явления, как взрывы характера, буйство страстей и т.д., что делает подростковый период сложным и неоднозначным.
Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка.
Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые «ничего не боятся», которым «все можно». Попадая под их влияние, подростки быстро «осваивают» их приемы жестокости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в референтные группы и в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами из местных группировок и правонарушителями. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить (опять-таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко - и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.
Информация о работе Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ