Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:26, курсовая работа
Предмет исследования - Технология профилактики педагогической запущенности детей в ОУ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать характеристики понятия педагогической запущенности детей;
выявить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;
изучить психолого-педагогические характеристики подросткового возраста;
разработать и экспериментально проверить технологию для социальных педагогов по организации работы с педагогически запущенными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема педагогической запущенности, как социально педагогическое явление ………………………………………………………….5
1.1. Сущностные характеристики понятия педагогической запущенности детей……………………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста…..8
1.3. Социально-педагогическая технология работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…………………………………………..…………11
Глава 2. Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………………………………...19
2.1. Экспериментальная проверка технологий работы с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………….…….19
2.2. Эффективность работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
В индивидуальном
подходе особо нуждаются «
Дело в том, что трудные подростки не являются таковыми изначально. Они становятся трудными в ситуациях.
1.3. Социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными детьми в ОУ.
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети
группы риска и др.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного процесса.
Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с педагогически запущенными детьми имеет две основные составляющие:
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с педагогически запущенными детьми, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, она имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который она обслуживает. Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:
Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
1.Формирование банка данных детей и подростков группы риска.
Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних. В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждений (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
2. Диагностика проблем
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-
педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог:
Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.
3. Разработка и утверждение
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу. Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов. Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.
4. Обеспечение условий
Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы; реорганизует, координирует, контролирует и принимает участие в:
Информирует:
5. Консультирование.
Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных
в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.
6. Межведомственные связи социального педагога.
Работая в составе социально-психологической службы образовательного
учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.
Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента. Социальный педагог совместно с социально-психологической службой в целом, администрацией школы выступает организатором и инициатором построения связей с организациями и службами, призванными оказывать помощь и поддержку несовершеннолетним в рамках государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Социальный педагог имеет право и должен обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних в случае, если необходима помощь в организации связей или в том случае, когда представителями системы профилактики возложенные и них функции исполняются ненадлежащим образом.
Глава 2. Проверка технологий профилактики педагогической запущенными в ОУ.
2.1. Экспериментальная проверка технологий работы с педагогически запущенными детьми в ОУ.
1. Банк данных детей и подростков группы риска.
Группа педагогически запущенных детей в составе 32 подростка, исследования были проведены на базе 7 «В» класса. В классе 16 учащихся,10 мальчиков и 6 девочек. Контрольной группой в данном исследовании выступает 7 «А» класс. В классе 16 учащихся, 9 мальчиков и 7 девочек.
Большинство из них выросло в семьях, находящихся в социально опасном положении. 17 детей состоит на внутришкольном учете, 12 детей употребляют алкогольную и табачную продукцию, 5 учеников проявляют агрессию по отношению к своим сверстникам. В неполных семьях матери не принимают прямого участия в воспитании, т.к. постоянно находятся на работе и не контролируют надлежащим образом обязанности по обучению и посещаемость школьных занятий. У всех детей успеваемость ниже среднего. Непосещение занятий дети мотивируют: ленью, нежеланием учиться, нехваткой времени и т.д. При опросе выяснилось, что направленность своих интересов дети определить не могут.
Информация о работе Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ