Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:26, курсовая работа
Предмет исследования - Технология профилактики педагогической запущенности детей в ОУ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать характеристики понятия педагогической запущенности детей;
выявить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;
изучить психолого-педагогические характеристики подросткового возраста;
разработать и экспериментально проверить технологию для социальных педагогов по организации работы с педагогически запущенными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема педагогической запущенности, как социально педагогическое явление ………………………………………………………….5
1.1. Сущностные характеристики понятия педагогической запущенности детей……………………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста…..8
1.3. Социально-педагогическая технология работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…………………………………………..…………11
Глава 2. Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………………………………...19
2.1. Экспериментальная проверка технологий работы с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………….…….19
2.2. Эффективность работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Виды девиации | |||
№1. Выросли в семьях,
находящихся в социально | |||
№2. Употребляют алкогольную и табачную продукцию | |||
№3. Проявляют агрессию по отношению к своим сверстникам | |||
№4. Состоят на внутришкольном учете | |||
7 «В» |
7 «А» | ||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
№1 №2 №4 |
№4 |
№1 |
№1 №4 |
№1 №4 |
№1 |
№1 №2 №4 |
№1 №3 №4 |
№2 |
№3 №4 |
№1 |
№4 |
№1 |
№1 №2 №4 |
№1 №2 |
№1 |
№1 №2 №4 |
№1 |
№3 №4 |
№2 |
№3 №4 |
№4 |
№1 |
№4 |
№1 №3 №4 |
- |
№2 |
№1 №2 №4 |
№1 |
- |
№2 |
- |
№2 |
- |
№1 |
- |
№1 №2 №4 |
- |
- |
- |
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.
Для изучения индивидуальных особенностей ребенка были проведены:
1. Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчаровой) (Приложение 1), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более.
2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Приложение 2), проводимая путем опроса испытуемого по 98 утверждениям. Используя ключ по шкалам:
Шкала установки на социально-желательные ответы:
2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 23(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).
Шкала склонности к преодолению норм и правил:
1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).
Шкала склонности к аддиктивному поведению:
14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да). 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).
При совпадении ключа, в процентном соотношении выявляется степень выраженности каждой склонности.
3. Фрейбурская анкета агрессивности (Приложение 3), направленная на выявление степени агрессивности в процентном отношении полученного числа положительных ответов к количеству утверждений.
Методики диагностики |
Результаты |
Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчаровой) |
Уровень педагогической запущенности находится в низкой степени – 42% |
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению |
Склонность к аддиктивному поведению – средне выражена, склонность к преодолению норм и правил – средне выражена, установки на социально-желательные ответы – мало выражены |
Фрейбурская анкета агрессивности |
Средний уровень агрессивности и склонности к риску |
После проведения данных методик можно сказать, что уровень педагогической запущенности находится в средней степени, но необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, необходимо заинтересовать детей, помочь им самовыразиться, почувствовать интерес не только к окружающему миру, но и в первую очередь к самому себе.
3. Программа социально-педагогической деятельности группой.
Цели программы:
Задачи программы:
Исполнители программы.
Социальный педагог, классный руководитель, школьное руководство.
Для коррекции недостатков нравственного развития применялись следующие формы и методы работы: приобщить учащихся к коллективной деятельности на уроках, в общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности; организовать индивидуальное шефство над ними со стороны сверстников (старшеклассников) или взрослых; привлечь к общественно полезному труду и физической культуре; использовать систему поощрений и наказаний; производить разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.
Были выявлены способности детей и осуществлена попытка заинтересовать и приобщить их к деятельности на основе школьного или районного кружка, секции. Проведены беседы о пользе составления распорядка дня, режима, списка дел, здорового образа жизни. Это помогло им стать более собранными, и организованными. Детям была предложена небольшая ответственная работа в классе, на уроке, в подготовке мероприятий.
Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях были использованы следующие формы и методы работы:
Для устранения неуспеваемости был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в знаниях, некоторые из них были в форме дополнительных учебных занятий.
Следующим этапом работы с педагогически запущенными детьми –работа с родителями. Были выбраны следующие формы и методы: педагогический лекторий для родителей. Для детей и членов их семей использовалась методика «Традиция» (Приложение 4).
Работа с семьей проводилась в форме консультативных бесед. Были вынесены предупреждения детям и родителям, взяты обязательства принять меры к организации обучения ребенка.
В тех семьях, где один или оба родителя редко бывают дома, были проведены беседы о том, какие воспитательные воздействия и приемы использовать, к примеру: ребенок много времени проводит за компьютером, наличие сделанного домашнего задания не контролируется, ребенку можно предложить сначала сделать домашнее задание, а потом заниматься с компьютером. Время провождение за компьютером необходимо ограничить до разумного. Так же нужно всячески ободрять ребенка, стимулировать на дальнейшие действия, тем самым, искореняя лень и неорганизованность.
Совместно с родителями детей, страдающих от алкогольной и табачной зависимости, были использованы подходы по профилактике, направленные на социальные факторы (упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе) и на альтернативную употреблению алкоголя деятельность (специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие детей для поддержки).
По предупреждению проявления детьми агрессии к сверстникам, родителям были даны советы:
2.2. Эффективность
работы с педагогически
В ходе проведения технологии работы с педагогически запущенными детьми были проведены следующие мероприятия:
После применения данной технологии можно уверенно сказать, что 10% детей стоит исключить из списка педагогически запущенных. Это можно отразить на диаграмме:
Уровень педагогической запущенности остальных детей понизился, они стали чаще посещать школу, частично выполнять домашнее задание, посещать кружки по интересам и спортивные секции, проявлять меньше агрессии по отношению к сверстникам, несколько детей перестали употреблять алкогольную и табачную продукцию. Но, для достижения максимального положительного результата, необходимы:
Информация о работе Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ