Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - Технология профилактики педагогической запущенности детей в ОУ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать характеристики понятия педагогической запущенности детей;
выявить факторы педагогической запущенности, влияющие на развитие ребенка;
изучить психолого-педагогические характеристики подросткового возраста;
разработать и экспериментально проверить технологию для социальных педагогов по организации работы с педагогически запущенными детьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблема педагогической запущенности, как социально педагогическое явление ………………………………………………………….5
1.1. Сущностные характеристики понятия педагогической запущенности детей……………………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста…..8
1.3. Социально-педагогическая технология работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…………………………………………..…………11
Глава 2. Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………………………………...19
2.1. Экспериментальная проверка технологий работы с педагогически запущенными детьми в ОУ……………………………………………….…….19
2.2. Эффективность работы с педагогически запущенными детьми в ОУ…..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 

Виды девиации

№1. Выросли в семьях, находящихся в социально опасном  положении

№2. Употребляют алкогольную  и табачную продукцию

№3. Проявляют агрессию по отношению к своим сверстникам

№4. Состоят на внутришкольном учете

7 «В»

7 «А»

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

№1 №2 №4

№4

№1

№1 №4

№1 №4

№1

№1 №2 №4

№1 №3 №4

№2

№3 №4

№1

№4

№1

№1 №2 №4

№1 №2

№1

№1 №2 №4

№1

№3 №4

№2

№3 №4

№4

№1

№4

№1 №3 №4

-

№2

№1 №2 №4

№1

-

№2

-

№2

-

№1

-

№1 №2 №4

-

-

-


 

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Для изучения индивидуальных особенностей ребенка были проведены:

1. Комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчаровой) (Приложение 1), направленная на определение степени педагогической запущенности в процентном соотношении. Целью ее является  определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка. Она состоит из 5 шкал, включающих в себя вопросы, определяющие свойства самосознания, направленности субъекта на общение, деятельность, общую тревожность, влияние воспитательной микросреды школы и семьи. Педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени – 25-50%, при высокой – 50% и более.

2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Приложение 2), проводимая путем опроса испытуемого по 98 утверждениям. Используя ключ по шкалам:

Шкала установки  на социально-желательные ответы:

2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 23(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).

Шкала склонности к преодолению норм и правил:

1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).

Шкала склонности к аддиктивному поведению:

14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да). 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).

При совпадении ключа, в процентном соотношении  выявляется степень выраженности каждой склонности.

3. Фрейбурская анкета агрессивности (Приложение 3), направленная на выявление степени агрессивности в процентном отношении полученного числа положительных ответов к количеству утверждений.

 

Методики  диагностики

Результаты

Комплексная экспресс-диагностика  педагогической запущенности детей (Овчаровой)

Уровень педагогической запущенности находится в низкой степени – 42%

Методика диагностики  склонности к отклоняющемуся поведению

Склонность  к аддиктивному поведению – средне выражена, склонность к преодолению  норм и правил – средне выражена, установки на социально-желательные  ответы – мало выражены

Фрейбурская анкета агрессивности

Средний уровень  агрессивности и склонности к  риску 


 

После проведения данных методик  можно сказать, что уровень педагогической запущенности находится в средней  степени, но необходима работа с родителями, коррекция недостатков нравственного развития, работа по устранению слабоуспеваемости и неуспеваемости, необходимо заинтересовать детей,  помочь им самовыразиться, почувствовать интерес не только к окружающему миру, но и в первую очередь к самому себе.

 

3. Программа  социально-педагогической деятельности группой.

            Цели программы:

    • Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению детей в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива;
    • Обучить учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях;
    • Воспитать интерес к общеобразовательным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях;
    • Искоренить интерес к употреблению алкогольной и табачной продукции, привить любовь к здоровому образу жизни;
    • Выявить причины агрессивного поведения и устранить его;
    • Выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха;
    • Скоординировать воспитательные воздействия на подростка;
    • Принять соответствующие меры по отношению к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей;
    • Искоренить интерес к употреблению алкогольной и табачной продукции, привить любовь к здоровому образу жизни;
    • Выявить причины агрессивного поведения и устранить его.

 

Задачи  программы:

  • попытаться пробудить интерес к учебной и общественной деятельности, сформировав учебную мотивацию на основе интересов ребенка;
  • найти индивидуальный подход к ребенку;
  • вовлечь в воспитательный процесс родителей и других лиц;
  • восполнить пробелы в знаниях.

 

Исполнители программы.

Социальный  педагог, классный руководитель, школьное руководство.

 

Для коррекции недостатков  нравственного развития применялись следующие формы и методы работы: приобщить учащихся к коллективной деятельности на уроках, в общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности; организовать индивидуальное шефство над ними со стороны сверстников (старшеклассников) или взрослых; привлечь к общественно полезному труду и физической культуре; использовать систему поощрений и наказаний; производить разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

Были выявлены способности детей и осуществлена попытка заинтересовать и приобщить их к деятельности на основе школьного или районного кружка, секции. Проведены беседы о пользе составления распорядка дня, режима, списка дел, здорового образа жизни. Это помогло им стать более собранными, и организованными. Детям была предложена небольшая ответственная работа в классе, на уроке, в подготовке мероприятий.  

Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях были использованы следующие формы и методы работы:

  • индивидуальный подход к учащемуся на уроке;
  • дополнительные учебные занятия;
  • привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, поощрение за успехи в учебе.

Для устранения неуспеваемости был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в знаниях, некоторые из них были в форме дополнительных учебных занятий.

Следующим  этапом работы с педагогически запущенными детьми –работа с родителями. Были выбраны следующие формы и методы: педагогический лекторий для родителей. Для детей и членов их семей использовалась методика «Традиция» (Приложение 4).

Работа с семьей проводилась в форме консультативных бесед. Были вынесены предупреждения детям и родителям, взяты обязательства принять меры к организации обучения ребенка.

В тех семьях, где один или оба родителя редко бывают дома, были проведены беседы о том, какие воспитательные воздействия и приемы использовать, к примеру: ребенок много времени проводит за компьютером, наличие сделанного домашнего задания не контролируется, ребенку можно предложить сначала сделать домашнее задание, а потом заниматься с компьютером. Время провождение за компьютером необходимо ограничить до разумного. Так же нужно всячески ободрять ребенка, стимулировать на дальнейшие действия, тем самым, искореняя лень и неорганизованность.

Совместно с родителями детей, страдающих от алкогольной и  табачной зависимости, были использованы подходы по профилактике, направленные на социальные факторы (упражнения по устойчивости к социальному давлению, средствам массовой информации и рекламе) и на альтернативную употреблению алкоголя деятельность (специфическая позитивная активность (путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции, так и обучает преодолевать различные трудности. Участие в таких видах активности поощряется, и привлекаются другие детей для поддержки).

По предупреждению проявления детьми агрессии к сверстникам, родителям  были даны советы:

  • Большое значение имеет занятость подростка, его увлеченность, хобби. Это может быть общественная работа, участие в социальных программах по уходу за пенсионерами и ветеранами.
  • Спорт может стать той нишей, которая поможет подростку обрести уверенность и независимость, научиться понимать себя. При физических нагрузках агрессия, которая накапливается у подростка, уходит в мышечную работу, сгорает, переходя в энергию.
  • Важен положительный социальный фон в семье.

 

2.2. Эффективность  работы с педагогически запущенными  детьми в ОУ.

В ходе проведения технологии работы с педагогически запущенными  детьми были проведены следующие мероприятия:

  • фрейбурская анкета агрессивности, комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Овчаровой), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению;
  • педагогический лекторий для детей и родителей;
  • мероприятия по вовлечению детей к общественно-полезному труду, физической культуре и т.д.

После применения данной технологии можно уверенно сказать, что 10% детей стоит исключить из списка педагогически запущенных. Это можно отразить на диаграмме:

Уровень педагогической запущенности остальных детей понизился, они стали чаще посещать школу, частично выполнять домашнее задание, посещать кружки по интересам и спортивные секции, проявлять меньше агрессии по отношению к сверстникам, несколько детей перестали употреблять алкогольную и табачную продукцию. Но, для достижения максимального положительного результата, необходимы:

  • работа с родителями;
  • коррекция недостатков нравственного развития;
  • работа по половому воспитанию, воспитанию правильного отношения к людям;
  • работа по устранению слабоуспеваемости и неуспев<span clas

Информация о работе Проверка технологии профилактики с педагогически запущенными детьми в ОУ