Психическая структура личности и практика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является - изучение теоретических аспектов формирования психической структуры личности и практики делового общения.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть понятие и основные модели теорий, изучающих психическую структуру личности и практику делового общения;
б) проанализировать психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда;
в) изучить аналитическую психологию Карла Юнга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...……4
Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты…………..5
Особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда……………………………………………………………..5
Действие механизмов психологической защиты…...……………11
Роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга……………………………………………………………..……..13
Отличие научной позиции К. Юнга от ортодоксального фрейдизма…………………………………………………………..13
Определение содержания и психологического значения понятия «коллективное бессознательное», сущность понятия «архетип», как регулятора психической жизни………..……………………..14
Типология личности К. Юнга, включающая интровертивную и экстравертивную установки психики личности…………………22
Практическое задание……………………………………………….…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Деловое общение.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

В этом феномене обнаруживается коллективная природа  дсихоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым  партнером, у которого имеются активированные бессознательные содержания (к примеру эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызений совести) возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.

Коллективное  бессознательное неразрывно связано  с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности. Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как "das Selbst" — Самость.

Выступая как  интегрирующее начало психики, Самость  призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую  целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.

Становление Самости  происходит в процессе индивидуации - такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным.

По мнению Юнга, Самость можно представить в  виде определенного геометрического  символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и  бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу Самость объединяет четыре системы психики:

- Ich (Я)

- Persona (маска)

- Schatten (Тень)

- Anima и Animus (Образы  женщины и мужчины)

Первая система "Я" составляет самую малую  часть психики как целого. Она  выступает центром сознания и  именно к ней стекает весь поток  осознаваемых психических переживаний Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое информационное содержание.

Представляя в  значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система "Я" способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества "сознании органов чувств", система "Я" также представляет собой целостный автономный комплекс, который "осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит".

В содержание системы "Я" входят психические процессы апперцепции", чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений.

Все эти процессы задействованы и в практике делового общения.

Особую значимость приобретают процессы апперцепции, поскольку они связаны с личностными  особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в  деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками: между познанием (восприятием информации) и пониманием личности партнера. Идеальное понимание ведет к лишенному познания сопереживанию и требует уподобления двух различных личностей партнеров. При этом раньше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами.

Напротив, очевидное  достоинство познания (восприятия информации) вызывает психическое противодействие  со стороны партнеров, так как  чем схематичнее их общение, тем меньше шансов на понимание партнерами друг друга. Возникает риск парадокса. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями.

В таких сложных  ситуациях делового общения желательно доводить личностное понимание до равновесия с восприятием информации. Понимание же "любой ценой" вредит обоим деловым партнерам.

В некотором  равновесии нуждаются также психические  процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.

Система "Я" включает в себя и психические  процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает  лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию "Я" ведомы только его осознанные психические  содержания но Никак не бессознательные.

Действительное  психическое состояние "Я" остается большей своей частью сокрытой как  от самой личности так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.

Психические процессы, связанные с социальным лицом  личности, принятым ею по отношению  к другим индивидам, Юнг включил  во вторую систему психики, обозначив  ее как Персона (Маска). Если основными принципами первой системы "Я" являются отражение и рефлексия, то в системе "Персона" главным принципом выступает адаптация к. внешнему социальному миру.

В отличие от системы "Я", представляющей собой  монистическую фазу развития сознания. Персоне присуща двойственность дуалистическое состояние. По своему содержанию Персона слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становятся социальные роли, которые играют личность в обществе. В качестве психических элементов Персоны выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы сентенции, которые в свою очередь "овладевают" личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям.

К таким потрясениям  можно отнести "личностную инфляцию" (отчуждение личности путем ее "разбухания" — отождествления с группой), "синдром  ригидности" (проявление избыточной защищенности личности).

Разлад с  Персоной может привести к конфликтным  ситуациям и в деловом общении. Он вызывает чувство неудовлетворенности, а поскольку его внутренний источник не осознается то причины, как правило, проецируются на делового партнера. Коллизии и столкновения между партнерами могут быть вызваны различием и в темпах адаптации их Персон к ситуации делового общения или же проявлением направленного психического давления одного из партнеров.

Существенное  значение приобретают и неосознанные, спонтанные психические воздействия, исходящие из внутреннего субъективного мира партнеров. Их проявление связано с наличием в психической структуре еще одной системы, которую Юнг назвал Тень. Она является первичным уровнем бессознательных психических процессов, представляя собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо "из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания...".

При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и такие дремлющие психические силы, которые обладают большой динамикой и могут привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит "от подготовленности и установок сознания".

Юнг считает, что личность никогда не может "перепрыгнуть" через собственную Тень или "обмануть" ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для осознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет "завышенные идеалы", считая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.

По мнению Юнга, "показать" человеку его Тень очень полезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторону своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, "личность неизбежно ощущает и собственную Самость".

Тень, входящая в личностное бессознательное, неразрывно связана с коллективным бессознательным  — самой глубинной системой психики, личности. Эта система включает в  себя многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины).

Выступая как  архаичные формы психических  феноменов, образы Анимы и Анимуса  каждый раз воспроизводятся в  индивидуальной структуре личности. Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской  личности, воспроизводя в его психической структуре женское начало. Анимус — это первообраз мужчины в психике женской личности.

Распознать  эти образы можно тогда, когда  они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли, выражаются в нем. Так Анима, накопленная  в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности. Тогда можно говорить о психическом синдроме "одержимости Анимой".

Напротив, в  женской личности, если прорывается  наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера — мужчины или в жесткой аргументации и ригидности партнера — женщины.

В отличие от Фрейда, Юнг выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и "придают определенную форму содержаниям психики".

Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может  проявиться в утрате Персоны, в "личностной инфляции" (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

    1. Типология личности К. Юнга, включающая интровертивную и экстравертивную установки психики личности.

 

Возникающие в психической структуре комплексы  Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые "характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации".

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект, как таковой. Психическая энергия интроверта направлена во внутрь, она рефлексивна. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

У экстраверта  ведущим является правое полушарие  головного мозга, так как оно  ориентировано на текущее время  и пространство. У интроверта ведущим  является левое полушарие, связанное  с внешним миром более опосредствованно.

Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную  установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех  психических функций: мышление, эмоции, ощущение, интуиция.

Соответственно  в типологии личностей он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий  и интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в  своей деятельности на соответствующие  психические функции.

В деловом общении мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.

Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.

Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

 

 

 

  1. Практическое задание

О каком  механизме психологической защиты идет речь в определении.: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что  личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении.

Речь идет о сублимации.

Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главным является смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.

Информация о работе Психическая структура личности и практика делового общения