Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 14:01, курсовая работа
Появление в трудовом коллективе нового руководителя всегда значительное событие как для него самого, так и для подчиненных. Вступившему в должность, руководителю предстоит еще заслужить или закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившимся коллективе, установить стиль работы который уже сформировался. Поэтому возможны значительные осложнения, противоречия, конфликты, иногда заканчивающиеся отторжения нового руководителя.
Введение
1 Психология труда руководителя………………………………………………4
1.1 Психологический анализ профессиональной деятельности руководителя
1.2 Профессионально важные психологические качества руководителя
1.3 Профессиональный психологический отбор как средство обеспечения эффективной деятельности руководителя
2 СТИЛИ РУКОВОДСТВА……………………………………………………..16
2.1 Понятие и характеристика стилей руководства
2.2 Элементы управления
2.3 Дополнительные стили руководства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Все шесть элементов имеют важное значение с точки зрения обеспечения эффективного управления, так как ни один из элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.
Каждый элемент характеризует шесть высказываний типа A,B,C,D,E,F.
Данные высказывания играют определенную роль при описании управления как процесса взаимодействия людей при решении различных вопросов деятельности организации.
Рассмотрим это на отдельных примерах. Поведенческие (бихевиористские) элементы
1) Инициативность - проявляется во всех случаях, когда усилия руководителя направлены на конкретную деятельность или на то, чтобы начать работу, которой до сих пор не занимались, изменить направление и характер усилий подчиненных. То есть руководитель может проявлять инициативу или избегать ее появление в условиях, когда другие ждут от него конкретных действий.
2) Информированность - позволяет руководителю получать доступ к фактам, данным или другим источникам информации. Суть состоит в том, что одни руководители фактору информированности придают основное значение, а другие
- второстепенное.
3) Защита своего мнения - предполагает занятие определенной позиции. Один тип руководителя может иметь сильное убеждение, но считает при этом опасным отстаивать ту или иную точку зрения; другой избегает отстаивать свои взгляды вследствие отсутствия убеждений или их слабости; третий может, сумел принять ту или иную точку зрения, чтобы встать в оппозицию или получить какое
- либо преимущество.
4) Разрешение конфликтных
5) Принятие решений - эффективность управленческого труда зависит от типа управление через процессы принятия решений. Решение может приниматься единолично руководителем либо такое право предоставляется другим членам коллектива, осуществляется коллективная работа в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
6) Критический анализ - совокупность
методов, приемов изучения (исследования)
и решения проблем. Речь идет,
прежде всего, о выявлении альтернативных
возможностей повышения
Для эффективного управления необходим весьма ограниченный круг допущений. Для руководителя важно принять систему собственных допущений.
2.3 Дополнительные стили
К дополнительным стилям управления относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм.
Патернализм (материализм) - данный стиль управления характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Он является не интеграцией заботы о производстве и заботы о людях, как это характерно для ориентации 9.9, а сочетанием того или другого и поэтому обозначается как 9+9. Материализм отличается от патернализма полом (мужской, женский) руководителя. Одна из характеристик руководителя типа 9+9 - это великодушный автократ.
Мотивация. Удовлетворение выражается в демонстрации того, что этот человек является источником мудрости и знаний для других. Когда подчиненные исполняют то, что от них ожидает патерналист в области производства, то они поощряются руководителем и от них в свою очередь ожидается лояльность (оценка достоинств руководителя). В ином случае руководитель считает, что они вкладывает в работу свою душу, а подчиненные не ценят этого. Поэтому в действиях такого руководителя существует тенденция зависимости подчиненных от его прихотей (желаний),в результате чего они как бы застывают в своем развитии и не стремятся к независимости мышления, суждений, убеждений.
Преодоление конфликтов. В условиях управления по типу 9+9 подчиненные учатся думать так, как думает и поступает их руководитель (некоторые даже стараются одеваться так, как их руководитель). Это синдром "отцов и детей".
Избежание конфликта. Конфликта можно избежать, если усиливать подчинение посредством похвал и комплиментов, если подчиненный начинает ожидать и чувствовать, что похвалы и комплименты ему гарантированы, патерналист может оказаться от похвал и комплиментов, показывая свое недовольство. Если подчиненный продолжает противиться или сопротивляться подчинению, руководитель может сделать ему замечание, давая понять, что его неправильное поведение замечено. Затем руководитель повторяет, чего он хочет от подчиненного, и обещает поощрение в случае подчинения. Устранение конфликта при эго возобновлении. Одним из методов ослабления конфликта отвлечение внимания от несогласия посредством различных приемов (изменение темы разговора)
Инициатива. Руководитель проявляет немалую инициативу до тех пор, пока подчиненные смогут ему довериться и выполнять то, что от них требуется. Руководитель - патерналист считает своим долгом учить людей. В связи с этим он имеет твердые убеждения и активно их пропагандирует.
Решения. Руководитель - патерналист является единственным человеком, принимающим решения, которые не принимаются, а выдаются как команды. При этом используются обучение и тренировка подчиненных. Руководитель кажется не грубым и жестким, а, наоборот, добрым, мягким и полезным.
Критика (анализ). Персональная обратная связь является односторонней от руководителя к подчиненным, то есть он считает подчиненных частью организационной семьи.
Распознавание патерналистского поведения:
великодушный диктатор; снисходительный; постоянно дает советы; выполняет обязательства; ожидает слепой лояльности; снисходительно принимает требования; ревностно отстаивает прерогативы; руководит, проявляя вдохновенный энтузиазм4 управляет толпой; заставляет чувствовать себя виноватым того, кто с ним не согласен; мучитель; моралист; покровитель; любит поучать; сторонник предписаний; самодовольный; терпим к конфиденциальному высказыванию несогласия, но не терпит публичных возражений.
Оппортунизм. Имеет место, когда полагаются на все стили ГРИД, не основываясь на определенных принципах. Каждое действие руководителя оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха. Мотивация. Желание быть исключительным (первым номером), человеком, который хочет быть наверху, потому что те, кто наверху, по его мнению, находятся в центре внимания, то есть в положении, которое обеспечивает внимание и поклонение. Поведение оппортуниста непредсказуемо. Движение "вверх", способы достижения целей зависят от того, с кем он имеет дело (месть, порабощение, увольнение - все направлено на достижение главенствующего положения).
Преодоление конфликтов. Предпочитает избегать конфликтов всеми возможными способами, но не прячется, когда конфликт возникает, пытается урегулировать разногласия без конфронтации или поляризации.
Если возникает конфликт с человеком более высокого ранга, руководитель - оппортунист первым делает шаг к примирению. С равным по рангу ведет себя вкрадчиво. Делается попытка найти компромисс.
Когда возникает конфликт с подчиненными, позиция оппортуниста заключается в капитуляции или уходе подчиненного.
Инициатива. Проявляет инициативу на основе точно рассчитанного риска. Инициатива направлена на эгоистические интересы с дальним прицелом. Он является самовлюбленной звездой, часто подчеркивает личную значимость, хвастается своими достижениями.
Критика (анализ). Избегает обратной связи, которая может указать на слабость, ограниченность или ошибки руководителя - оппортуниста. Просит высказывать критические замечания только в том случае, если предполагает, что отзыв будет благоприятным.
Признаки оппортунистического поведения:
стремление угодить всем и каждому; надменность по отношению к тем, кто стоит ниже по рангу; стремление привлечь внимание; создает репутацию посредством хвастовства; уклончив в ответах; заискивает перед другими; оказывает внимание, ставя условия; от него трудно добиться обещания; льстив; знает слабости людей и использует их в своих целях; хвастовство знаменитыми знакомыми; заранее обдумывает каждое действие; обещает все, но выполняет только тогда, когда ему это выгодно; ловкий делец; учтивое отношение к тем, кто выше по рангу, но притеснение тех, кто ниже; предпринимает те действия, которые показывают его с хорошей стороны; считает, что очень важно быть первым номером.
Фасадизм. Имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов (фасад).
Мотивация. Человек избегает раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он честный и откровенный.
Уловки руководителя - фасадиста могут изменяться в зависимости от того, что является выгодным. Основная цель создания "фасада" состоит в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти.
Негативная мотивация состоит в стремлении избежать саморазоблачения путем сокрытия истинных целей, по этой причине держит в тайне свой опыт и мотивации.
Создатель фасада не только избегает раскрывать свои намерения, но и создает позитивную репутацию, помогающую поддерживать обман.
Преодоление конфликтов. Руководитель - фасадист не избегает конфликтов. Цель заключается не в их разрешении, а получении определенных для себя выгод. Существует множество способов манипулирования конфликтами.
Инициатива. Характерным для создателя фасада является то, что он действует, проявляя инициативу, и продолжает действовать, таким образом, до тех пор, пока не будет обеспечен успех. Когда нужно достичь преимуществ, действия со стороны фасадиста не заставляют себя ждать. И, если одно действие не приводит к успеху, предпринимается следующая попытка, и так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.
Принятие решений. Неполная передача полномочий и принятие ключевых решений характерны для руководителя - фасадиста.
Критика (анализ). Возможность критики между руководителем и подчиненным неприятна фасадисту, который использует обратную связь как метод контроля посредством похвалы и наказания. Критика в его адрес ему неприятна.
Распознавание поведения фасадиста:
неясные амбиции; расчет; предпочитает окольные пути; пользуется доверием человека против него самого; постоянно играет роль, чтобы произвести эффект; хитрость; двурушничество; тайно упивается властью; фальшивый фасад; скрывает истинные намерения; лицемер; уклончив; манипулятивныи; охотно слушает похвалы, но не выносит критики; чрезмерно развито чувство личной власти;
практичный; склонен к обману; дорожит своей положительной репутацией;
нарушает законы, но не хочет быть признанным как государственный деятель; боится разоблачения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассматривается, что группы и неформальные организации могут оказывать сильное влияние на поведение отдельного человека и на эффективность организации. Руководитель должен направлять условия группы и личности на выполнение общих задач, а так же может влиять через разумную веру, вовлечения и принятия решений и убеждений.
Было выяснено, что руководители организации считают убеждение и участие самыми эффективными средствами влияния на тех, кто не занимает управленческих должностей, коллег, и на тех, кто является членом организации.
В курсовой работе уделяется внимание вопросу как руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации.
Руководители уделяют большое внимание принципам и методам построения структур управления. Таким образом, данная курсовая работа в полной мере раскрывает роль руководства в системе управления.
Список использованной литературы
1. А.М. Машкова «Психология управления» 1991 г. «Дрофа»
2. А.Н. Кошелев, Н.И. Иванникова «Основы менеджмента» 2007 г. «Экзамен»
3. В.Г. Шипунов, Е.К.Кишкель «Основы управленческой деятельности» 1998 г. «Новое издание»
4. М.Г. Лапусти «Справочник директора предприятия» 1997 г. «Дрофа»
5. Т.К. Никуленко «Психология менеджмента» 2007 г. «Феникс»