Психолого-педагогическая характеристика молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление особенностей организации досуговой деятельности молодежи.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть молодежь, как субъект социально-культурной деятельности.
Выявить досуговые предпочтения и потребности молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖИ…………………………………………………………………….. 5
1.1 Молодежь как субъект социально-культурной деятельности……………. 5
1.2 Досуговые предпочтения и потребности молодежи………………………10
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В ОО БРСМ…....... 15
2.1 Функционирование ОО «БРСМ» в структуре СКД……………………….15
2.2 Направления деятельности ОО «БРСМ» по организации досуга молодежи………………………………………………………………………... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3


ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖИ…………………………………………………………………….. 5

1.1 Молодежь как субъект социально-культурной деятельности……………. 5

1.2 Досуговые предпочтения  и потребности молодежи………………………10

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  ДОСУГА В ОО БРСМ…....... 15

2.1 Функционирование ОО  «БРСМ» в структуре СКД……………………….15

2.2 Направления деятельности ОО «БРСМ»  по организации досуга молодежи………………………………………………………………………... 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности  в первую очередь молодежи. Молодежь представляет собой особую социальную группу, как наиболее восприимчивую, кразличного рода инновациям, которые оказывают абсолютно разное по своей направленности влияние на становление личности молодого поколения.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что досуг для современного молодого поколения, является одной из первостепенных ценностей. Для досуговой сферы жизнедеятельности современного молодого общества, в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодёжь более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Свободное время в некой степени, освобождает от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, поэтому в современном обществе, где наблюдается нестабильность ценностной системы, проблемы досуга молодёжи являются первичными и в некотором роде даже острыми.

В настоящее время, молодёжь часысвоего досуга организовывают в соответствии со своими желаниями, интересами и потребностями. А это, чаще всего, общение в молодёжных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодёжная субкультура, влияющая на становление личности молодого поколения. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедеятельности молодежи.

Цель данной работы –  выявление  особенностей организации досуговой деятельности молодежи.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:

  1. Рассмотреть молодежь, как субъект социально-культурной деятельности.
  2. Выявить досуговые предпочтения и потребности молодежи.
  3. . Раскрыть специфику функционирования ОО БРСМ в структуре СКД.
  4. .Проанализировать основные направления деятельности ОО БРСМ по организации досуга молодежи.

Объектом исследования является  досуг молодежи.

Предметом исследования является процесс организации досуговой  деятельности молодёжи в ОО БРСМ.

Методы исследования: теоретический, социологический, метод анализа литературных и интернет источников, а так же не включенные наблюдения за деятельностью культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодёжи.

База исследования: ОО «БРСМ»

 

 

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖИ

    1. Молодежь как субъект социально-культурной деятельности

На сегодняшний день понятие  молодежи еще остается предметом  различных толкований. На протяжении истории человечества, по мере развития общества и науки, понятие молодежи постепенно менялось и уточнялось.

В толковом словаре В.И.  Даля понятие «молодежь» определялось как «молодые люди обоего пола» [9, с.43], а в Большой советской энциклопедии молодежь трактовалась как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [9, с.44].

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в 1968 году, было дано советским и российским социологом, доктором философских наук, профессором В.Т. Лисовским: «Молодёжь ‒ поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [8, с.32].

Позднее более полное определение было дано другим советским социологом и философом И.С. Коном: «Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [12, с.39].

Современные исследователи, такие как: А.И. Григорьев, А.Д. Жаркова, Б.Д. Мосалев определяют молодежь как социально-демографическую группу, включающую выделенных на основе обусловленного возрастными особенностями социального положения людей, их места и функций в социальной структуре общества, интересов и ценностей [9, с.147].

Проанализировав все эти  определения, становится ясно, что основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. В учебнике по социальной политике Н.А. Волгина 2002 г. этот признак является даже единственным: «Молодежь – это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели» [5, с.694]. В данном учебнике указывается также и возрастной интервал группы, попадающей под понятие «молодежь» ‒ 16–30 лет.

Кроме возрастного признака, к основным характеристикам молодежи, как субъекта культурной деятельности, относятся и качественные характеристики: особенности социального положения молодых людей, их место и функции в социальной структуре общества, а также характерные особенности их интересов, особенности их самосознания и структуры ценностей.

В сравнении с молодежью  начала ХХ века, современная молодежь как социально-культурная группа во всем мире характеризуется некоторыми новыми чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни. Сознание молодых более адаптировано к современному ритму жизни. Поэтому для более качественного духовного и культурного их развития, молодёжи просто необходимо правильно уметь организовать своё свободное время – свой досуг.

Поскольку понятие «досуг»  является исходным для характеристики свободного времени, как досугового пространства и жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению. Досуг ‒ это свободное и личное  время человека, время его выбора заниматься чем-либо не связанным с его профессией и тем, что не является его прямой обязанностью ‒ саморазвитие.

Так, Г.М. Андреева в своём учебнике по социальной психологии пишет, что досуг ‒ часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т.п.) и расходуется на восстановление сил, а также на физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает учёбу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т.п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др., но может содержать также пассивный отдых «ничегонеделание» и даже антикультурные занятия. Социальная ценность свободного времени в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. По величине, свободное время, за последние десятилетия возросло в несколько раз, и ныне в развитых странах мира вопрос стоит о дальнейшем его росте за счёт сокращения не столько рабочего времени, сколько времени, затрачиваемого на разные бытовые нужды (дорога, домашний труд, воспитание детей и т. п.) [2, с.104].

Социолог И.Ю. Исаева считает, что досуг – это единство досугового времени и досуговой деятельности, которые взаимоопределяют друг друга и способствуют саморазвитию личности, ее самоорганизации и самореализации [16].

А, вот например, исследователь в области социологии Б.Д. Мосалев даёт следующее описание досугу. Досуг – это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д. [10, с.39].

Кандидат исторических наук О.Д. Дашковская в своих лекциях по организации досуговой деятельности [7, с.22] выделяет два вида досуга: это полезный обществу, то есть в полнее реальный досуг и, асоциальный, то есть мнимый досуг. Реальный досуг ‒ это состояние некой деятельности, при которой человек ощущает свободу от обыденных повседневных дел и забот, это время самореализации и саморазвития. Мнимый досуг ‒ это бесполезно и бесцельно затраченное время, которое, как правило, приводит к поступкам, имеющим асоциальный характер. Это неумение организовать своё свободное время в результате, которого человек начинает разрушать себя как личность, что естественно негативно сказывается и на обществе в целом.

Досуг является самым идеальным  временем, для проверки основных, можно  даже сказать фундаментальных человеческих потребностей, которые помогают человеку выйти из различных стрессовых ситуаций и беспокойств различного рода. Помогает заглянуть внутрь самого себя и реализовать  некоторые свои желания и мечты. У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени ‒ творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий [10, с.231].

Особенностью молодежного досуга является своеобразие среды его протекания. Современная молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью и в этом её главное отличие от старшего поколения. Родительская среда, как правило, не является приоритетной и поэтому большая часть молодого поколения предпочитает проводить свободное время в компании сверстников. Когда речь заходит о решении серьезных жизненных проблем, то, как правило, молодёжь охотно принимает советы и наставления родителей, но как только речь заходит, о поведения в обществе, выборе друзей, книг, одежды, они ведут себя, чаще всего, самостоятельно.

Доцент, кандидат культурологи И.В. Воробьёва разделяет молодёжь, на несколько типовых групп [4, с.23]. Первую типовую группу‒ «СЕМЬЯНИН». Молодые люди данного типа, как правило, имеют узкий круг общения ориентированный на общение с родными и близкими, сокурсниками и друзьями. Соответственно свободное время они проводят за чтением, просмотром телепередач, прослушиванием музыки  и просто работой по дому. Но среди нынешней молодёжи, данный тип не очень распространён.

Второй тип, который гораздо  больше распространён в наше время, мы назовём «ОБЩИТЕЛЬНЫЙ», этот тип  молодых людей имеет контакты с достаточно широким кругом людей  и соответственно, интересы в свободном  времяпрепровождении у него гораздо  шире – компьютерные игры (соц. сети), различного вида хобби и обязательно  регулярное общение и встречи  с друзьями.

Третий тип мы назовём  «РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ». Этот тип предполагает наличие в жизни молодых людей  не только семейно-родственного и дружеского круга, но и наличие социальных контактов  за их пределами. Это посещение с  друзьями кинотеатров, кафе, баров и  молодёжных клубов.

Четвертый тип молодёжи можно  назвать «СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫМ». Суть его основана на развивающих формах общения ‒ это посещение спортклубов, музеев, выставок, различных кружков по интересам и тому подобное. Подобный образ жизни невозможен без затрат материального, физического и интеллектуального плана, что придаёт ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя участников.  

Пятый тип можно обозначить, как «ОДУХОТВОРЁННЫЙ». Такой тип молодых людей, живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Молодые люди этой типовой группы, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений.

Ну и, ещё один тип молодёжи, его можно назвать «ГАРМОНИЧНЫЙ». Молодым людям данного типа, характерен разносторонний образ жизни, который  максимально задействует все  формы социального общения и  досуга, то есть он заключает в себе сбалансированность качеств всех предыдущих групп [6, с.76‒78].

На данном временном промежутке, интересы людей, их запросы и цели непрерывно меняются, амбиции растут и с этими явлениями структура  досуга также усложняется. Так как, по нынешним временам, свободное время  среди различных социальных групп  распределяется абсолютно неравномерно, необходимо выработать раздельные формы  организации их досуга. Люди отличаются друг от друга абсолютно всем: уровнем  культурного развития, потребностями, возрастом, социальным положением и  профессионально подготовкой, запасом  свободного времени и своим отношением к нему - это основные факторы, которые  необходимо учитывать в работе во всех современных культурно-досуговых  учреждениях.

 

 

    1. Досуговые предпочтения и потребности молодежи

Досуг может стать огромным стимулом, как для саморазвития, так и силой, которая искалечит человека, деформирует его сознание и поведение, приведёт его к самоуничтожению, то есть доведёт до таких проявлений, как пьянство, проституция, наркомания, преступность. Поэтому очень важно, чтобы человек умел правильно распределять и проводить своё свободное время, для этого и существуют различного рода социально-досуговые учреждения.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика молодёжи