Психолого-педагогическая характеристика молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявление особенностей организации досуговой деятельности молодежи.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть молодежь, как субъект социально-культурной деятельности.
Выявить досуговые предпочтения и потребности молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЁЖИ…………………………………………………………………….. 5
1.1 Молодежь как субъект социально-культурной деятельности……………. 5
1.2 Досуговые предпочтения и потребности молодежи………………………10
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В ОО БРСМ…....... 15
2.1 Функционирование ОО «БРСМ» в структуре СКД……………………….15
2.2 Направления деятельности ОО «БРСМ» по организации досуга молодежи………………………………………………………………………... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

Файлы: 1 файл

курсовая работа1.docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

Досуговое учреждение, по своей сути является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность [11].

Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы  саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер [5, с.242].

Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических  особенностей человека, проявляющихся  и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности, и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое  учреждение. Недаром говорят, что данные учреждения – являются посредником между личностью и обществом. Все эти условия нужно учитывать в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.

Можно выделить наиболее привлекательные  для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры–зрелища. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Безусловно, одним из популярных видов досуга среди молодежи является физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру.

Так же набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового [3, с.110‒111].

Вместе с активными  способами отдыха некоторая часть  молодёжи предпочитает пассивные способы времяпрепровождения. В основном это, конечно же, студенты, нацелены на приобретение знаний и овладение профессией, что отчетливо проявляется в том, как большинство из них проводит свободное время. Проведённый сотрудниками Минского научно-исследовательского института социально-экономических и политических проблем опрос среди молодёжи студенческого возраста г. Минска показывает, что свое внеурочное время большинство из них отдает двум видам деятельности: прежде всего учебе, чтению (64,3%), а также общению в молодёжной среде (52,3%). Примерно каждый третий молодой человек свободное время часто проводит за компьютером или активно занимается спортом, 18% молодёжи регулярно выезжают на природу, особенно в каникулярное время. Примерно столько же посещают театры, музеи, выставки, другие культурные мероприятия, 7,5% сами занимаются художественным творчеством [7, с.12].

Жизнь показывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру.

Итак, досуг даёт возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических  духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических  особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей  влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости  относится преобладание у нее поисковой активности.

Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста  уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного  досуга является возрастание в нем  доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность  творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации  досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Таким образом, задачей культурно–досуговых  центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых  лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных  групп молодежи. Совершенствование  организации культурных форм молодежного  досуга обеспечит ей возможность  неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному  воздействию на большие группы молодежи [6, с.115].

 Досуг ‒ время достаточного активного общения людей, удовлетворяющее их потребностям. Объединения по различным интересам, организация массовых гуляний и праздников – есть самая благоприятная среда для осознания самого себя, своих личностных качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

В процессе коллективного  досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

Вся наша жизнь максимально  насыщена различными событиями и  ситуациями и требует больших каждодневных физических, умственных и в некоторой мере даже психических сил, и на фоне всего этого, всех стрессовых ситуаций  именно досуг помогает человеку снять накопившееся напряжение. Ведь именно в часы досуга происходит восстановление и воспроизводство утраченных физических или моральных сил [4, с.19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В ОО БРСМ

    1. Функционирование ОО БРСМ в структуре СКД

Существуют учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на людей различного возраста, к таким организациям можно отнести и  ОО БРСМ.

Аббревиатура ОО «БРСМ» расшифровывается, как Общественное Объединение Белорусский Республиканский Союз Молодёжи

Цель ОО «БРСМ» ‒ создание условий для всестороннего развития молодёжи, раскрытия её творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Основные принципы деятельности:

  • сотрудничество, коллегиальность в принятии решений и личная ответственность за порученное дело;
  • уважение к личному достоинству и мнению каждого члена организации;
  • выборность руководящих органов снизу доверху;
  • отчётность органов перед своими организациями;
  • свобода дискуссий, критики, гласности;
  • уважение прав большинства и меньшинства;
  • интересы большинства обеспечиваются его правом выступать и действовать от имени всей организации;
  • интересы меньшинства обеспечиваются правом ставить на обсуждение и отстаивать свою позицию;
  • обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих.

ОО БРСМ осуществляет свою деятельность, придерживаясь нескольких принципов:

1.Принцип всеобщности и доступности ‒ то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2.Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3.Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом. 

4.Принцип преемственности  – предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового  времяпрепровождения, это крупномасштабная  социальная акция, цель которой  – разностороннее развитие личности  человека [2, с.124‒125].

Мы достаточно легко можем  дать определение целям и мотивам  своего досуга, но нам достаточно сложно говорить о функциях своего досуга, то есть об общем предназначении досуга в нашей жизни. 

В данной общественной организации, самыми яркими и нужными являются воспитательные и просветительные функции досуга. И действительно, в наше время культурно-досуговая деятельность, приобретает колоссальное воспитательное значение. Человек на протяжении всей своей жизни расширяет свой кругозор, приобретает и сохраняет некие социальные связи, а это и есть индивидуальное личностное развитием.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет такие функции, как рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной  среды. Таким образом, досуг интегрирует  множество разрозненных аспектов жизни  человека в единое целое, формируя у  него представления о полноте  своего существования. Без досуга жизнь  современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой[9, с.67].

В современных культурно-досуговых  учреждениях нужно добиваться преодоления  потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного  досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов  и т.д. Деятельность человека в свободное  время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.

Деятельность культурно-досугового учреждения и её улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность человека в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс.

 

 

    1. Направления деятельности ОО БРСМ по организации досуга молодежи

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика молодёжи