Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 02:21, реферат
Цель исследовательской работы - изучить особенности организации социально-культурной деятельности в условиях Российского Этнографического музея и выработать практические рекомендации по её усовершенствованию.
Задачи исследования:
-рассмотреть состояние социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее;
-проанализировать деятельность музея;
-определить пути совершенствования социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I. Анализ состояния социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
1.1История Российского Этнографического музея……………………………..4
1.2Роль этнографических музеев в современном мире…………………….......8
1.3Содержание деятельности Российского Этнографического музея. Функции СКД. Ресурсы…………………………………………………………………….11
1.4Проблемы осуществления деятельности Российского Этнографического музея……………………………………………………………………………...18
Глава II. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Анализ состояния социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
1.1История Российского
Этнографического музея……………………
1.2Роль этнографических музеев в современном мире…………………….......8
1.3Содержание деятельности
Российского Этнографического музея.
Функции СКД. Ресурсы……………………………………………………………
1.4Проблемы осуществления деятельности
Российского Этнографического музея…………………………………………………………………
Глава II. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Предмет исследования - состояние социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее.
Цель исследовательской работы - изучить особенности организации социально-культурной деятельности в условиях Российского Этнографического музея и выработать практические рекомендации по её усовершенствованию.
Задачи исследования:
-рассмотреть состояние
социально-культурной
-проанализировать
-определить пути совершенствования социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее.
Методы исследования:
-теоретический анализ специальной литературы;
-изучение опыта деятельности
социально-культурного
Базой исследовательской работы
является Российский Этнографический
музей г. Санкт-Петербурга.
Актуальность темы:
В 21 веке исследование социально - культурной деятельности приобретает особое значение, так как это познание даёт возможность понять культурные процессы, которые зарождаются в обществе, анализировать их и прогнозировать. Необходимо тщательное изучение постоянно изменяющихся духовных интересов и запросов населения, создания новых социокультурных учреждений.
В настоящее время существует целый ряд негативных процессов в социокультурной сфере, таких как утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодёжи, взрослых.
Эти процессы влекут за собой такие явления, как безработица, возрастание напряжённости жизни, появление новых социальных групп, относительное уменьшение свободного времени, изменение системы образования и здравоохранения.
Необходимо постоянно обогащать содержание деятельности учреждений культуры, методы её осуществления и поиск новых социокультурных технологий.
Основная задача социального института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Но та группа населения, на которую в основном рассчитывается деятельность социально-культурных институтов, ради которой эта деятельность и совершенствуется, а именно молодёжь, к сожалению, не проявляет серьёзной активности по проведению своего свободного времени в стенах учреждений культуры. А свободное время является одним из важных средств формирования личности любого человека; оно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят восстановительные процессы, снимающие физические и психологические нагрузки.
Чтобы вовлечь людей в социально-культурную деятельность, надо не только знать и понимать их современные культурные запросы, но и уметь быстро реагировать на них, успеть предложить новые формы и виды занятий, способные вызвать интерес и творческую активность.
Поэтому совершенствование деятельности социально-культурных институтов сегодня является актуальной проблемой.
ГЛАВА I. Анализ состояния социально-культурной деятельности в Российском Этнографическом музее.
1.1 История Российского Этнографического
музея
Российский Этнографический музей в Петербурге - это один из самых больших этнографических музеев Европы. В его коллекциях представлены предметы быта, искусства, обрядов и ремёсел более ста пятидесяти народов, населявших бывшую Российскую империю.
Музей был основан в 1902 году императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца, императора Александра III, который являлся большим поклонником отечественной культуры и имел прекрасно подобранную коллекцию художественного народного творчества. Здание музея, построенное в 1902-1913 гг. по проекту архитектора В. Свиньина, гармонично смотрится рядом с величественным Михайловским дворцом, где помещается Русский музей.
Музея бы не было, если бы не старания Дмитрия Александровича Клеменца, организовавшего этот отдел и возглавлявшего его в течение почти 9 лет.
Дмитрий Александрович Клеменц (1848 - 1914)
Родился в Саратовской губернии. Учился в Казанском, затем в Петербургском университете на математическом факультете, но не закончил обучения, полностью посвятив себя революционной деятельности.
В 1881 г. - ссылка в Сибирь, после чего заканчивается период жизни Д.А. Клеменца как революционного народника. Начинается этап его деятельности как учёного, просветителя, общественного деятеля в области науки, культуры, музейного дела.
Он участвовал в подготовительной работе по созданию Национального Этнографического музея. Занял должность заведующего Этнографическим отделом Русского музея. Командировка в Европу в целях изучения зарубежного опыта музейного строительства. Организационная и научная деятельность в Этнографическом отделе.
«Из этнографического музея Академии Наук Дмитрий Александрович перешёл на такую же должность в начавшем устраиваться при Русском музее императора Александра III этнографическом отделе. Новое дело, многие большие средства, большая, казалось, свобода в развитии и осуществлении целей нового этнографического музея увлекла Дмитрия Александровича, который отдался с рвением выработке его плана и делу его устройства»1.
Еще до официального решения об открытии Этнографического отдела Д.А. Клеменц принимал самое активное участие в специальных совещаниях, посвященных выработке программы устройства вновь создаваемого музея, определений его целей, задач и структуры.
Программа создания музея включала положения2:
1.Этнографический музей
должен стать всероссийским
2.В музее должны быть представлены, безусловно, все народности Российской империи, а также все славянские «племена», независимо от их политических границ.
1 Анучин Д. Н. О людях русской науки и культуры. 2-е изд. — М., 1952. – С. 96-98.
3.Сборы этнографических коллекций необходимо производить планомерно, исчерпывающе, применительно к принципу «природа» и «образ жизни» и в соответствии, в отношении России, с предложенной Дмитрием Александровичем системой деления империи на культурно-географические области и отделы.
4.Перевес русского будет достигнут лучше всего, говоря словами Дмитрия Александровича, «если сам музей и его администрация займется им по преимуществу».
5.В область ведения
этнографического музея
6.Этнографические элементы этих стран должны составить второстепенные отделы, занимая в музее особые помещения или будучи приглашенными к соответствующим областям России. Эти отделы должны быть расширяемы по мере роста наших сношений с зарубежными странами.
7.Идя таким путем, музей не устареет впоследствии и будет отвечать запросам «русской жизни и ее поступательному развитию».
Такая программа вполне соответствовала тогдашней социально-политической ситуации в России, уровню развития этнографической науки, музейного дела. Новый музей должен был не дублировать Кунсткамеру - музей мировой этнографии, а ориентироваться в основном на собирание, хранение, изучение и экспонирование предметов быта и культуры народов, населявших Российскую империю.
2 Дубов И.В. У истоков Российского Этнографического музея // Этнографическое обозрение. - 1998 - №6.
Итоги деятельности Д.А. Клеменца и его сотрудников по созданию Этнографического отдела за первые девять лет его существования касаются всех сфер музейной работы - комплектования, учета и хранения, научных исследований, подготовки к созданию постоянных экспозиций. Были разработаны проекты музейной экспозиционной мебели, частично использующейся в современной экспозиции. Положено было начало издательской деятельности музея. Стали выходить серийные сборники «Материалы по этнографии России», первый выпуск которых увидел свет в 1910 г. Была создана научная библиотека музея, которая сегодня является одной из лучших специализированных библиотек России.
Спустя 20 лет после создания музея и более 10 лет после ухода оттуда его первого директора Д.А. Клеменца музей начал выполнять свою важнейшую миссию культурно-просветительского центра.
Среди первых штатных сотрудников музея заметный след в этнографической науке, музейном строительстве и организации работы Этнографического отдела оставил Н.М. Могилянский. В 1910 г. он возглавил этот Отдел.
Н.М. Могилянский курировал в Этнографическом отделе обширные территории Средней и Восточной России, Малороссии и Бесарабии. Его стараниями пополнялись коллекции музея. Он, в частности, положил начало созданию богатой молдавской (бессарабской) этнографической коллекции. Н.М. Могилянский оставил обширное научное наследие.
Став преемником Д.А. Клеменца на посту заведующего Этнографическим отделом, Могилянский в 1911 г. подвёл итоги десятилетия существования в России первого национального музейного этнографического центра.
Существенный вклад в формирование кавказского собрания внес видный этнограф и археолог кавказовед Александр Александрович Миллер (1875-1933), являвшийся приверженцем эволюционной теории развития человечества. В результате его экспедиционной деятельности была сформирована примерно треть всей кавказской коллекции музея.
Ныне Российский этнографический музей - единственный в России национальный музейный этнографический центр, где хранятся, изучаются, экспонируются в Петербурге и многих странах мира коллекции, представляющие быт и культуру более чем 150 народов России и сопредельных стран. Российский этнографический музей - особо ценный объект национального культурного достояния России.
Среди интерьеров Этнографического музея особенно интересен грандиозный Мраморный (или Розовый) зал площадью 935 кв.м. Этот зал был задуман как пантеон в память трагически погибшего императора Александра III. Здесь колонна выточена из монолитного мраморного блока, стены, пол и ступени зала искусно выложены плитами розового Олонецкого мрамора, а потолок и плафон облицованы хрустальными плитами с геральдическим орнаментом.
1.2 Роль этнографических музеев в современном мире
Музей - научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
В настоящее время публика выдвигает к этнографическим музеям самые разные требования. В России, где первый Этнографический музей выделился из петербургской Кунсткамеры и имел задачей показывать культуру «народов преимущественно России», он был, тем не менее, долгое время единственным в стране источником оригинальной информации о традиционной этнографии народов мира.
Одной из задач этнографических музеев должно стать преодоление этноцентризма3. В этом часто обвиняют многие музеи (не только этнографические), базирующие на европейские концепции. Именно музеи, по Уставу, являются хранителями материальных памятников деятельности человека, но ведь достижения человечества не ограничиваются одними только материальными памятниками культуры.
Музеи являются одним из самых мощных инструментов для преодоления отчуждения между людьми. Наиболее активные мировые движения в наше время можно объединить в гражданские (национализм, патриотизм, натурализация, ассимиляция и пр.) движения за сохранение самобытности и за социальную справедливость.
Очень часто понятие этнической принадлежности сводят только к языку и культуре, причём под культурой в этом случае подразумевают только народное искусство (высокое искусство и прочее культурное наследие таким образом исключается). Вопрос самобытности, однако, это, скорее, вопрос духа, чувства, ощущения принадлежности к группе.
3 Этноцентризм (греч. ethnos – племя, народ) – склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.
Каждая нация передаёт свою культуру путём воспитания и обучения, как дар, который сохраняется и развивается, поскольку делает жизнь каждой отдельной личности и жизнь других народов богаче. Культуры развиваются благодаря взаимодействию с другими.