Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:02, курсовая работа
Целью данного проекта является разработка системы оценки персонала организации. В связи с поставленной целью были выявлены основные задачи:
- изучить теоретические основы оценки персонала в организации
-спроектировать план мероприятий по разработке системы оценки персонала.
Объектом исследования являются качественные характеристики персонала.
В настоящее
время человеческим ресурсам уделяется
все большее внимание. Если ранее
служба персонала была представлена
отделом кадров, основными функциями
которого являлись учет персонала, контроль
за соблюдением трудового
Оценка персонала является неотъемлемой частью управления персоналом во всех его подсистемах. Всесторонняя и объективная оценка персонала помогает достичь целей, как в производственной сфере современного рынка, так и в области развития персонала, которые отвечают стратегии предприятия на перспективу. Она сопровождает все этапы жизненного и профессионального пути любого человека, входит в явном или неявном виде в его повседневную трудовую деятельность[2, с.151].
Актуальность данной темы. Процедуры оценки персонала являются базовыми для многих конкретных аспектов кадровой работы. Если оценке персонала при приеме на работу уделено достаточное внимание, то у организации появляются хорошие возможности заложить прочный фундамент всей работы по управлению человеческими ресурсами. В этом случае можно не только оценить степень развития у сотрудников профессионально важных качеств, но и выявить их потенциальные возможности, а также более продуктивно спланировать карьеру и направления профессионального развития.
В последнее десятилетие вопросы оценки персонала освещаются в рамках интенсивно развивающегося и относительно нового для отечественной теории и практики направления - управления персоналом. Разработаны основные положения, касающиеся статуса оценки персонала в управлении персоналом, её целей, функций, разработаны процедуры, и механизмы оценки и др.
Основное условие эффективной
работы системы оценки персонала
является ее комплексный характер.
Необходимо учитывать все задачи,
решаемые каждой конкретной организацией
в области управления кадрами.
Оценка работы персонала помогает решать
задачи, связанные с другими направлениями работы с
В процессе
управления персоналом решается целый
комплекс задач, и одной из наиболее важных
функций является оценка персонала.
Эффективная система оценки позволяет разрабатывать, уточнять и подтверждать критерии отбора и таким образом совершенствовать используемые методы отбора персонала.
Результаты периодической оценки работы персонала подтверждают (или не подтверждают) правильность прогноза профессиональной успешности кандидатов, сделанного на основе используемых методов и процедур отбора. Без наличия системы оценки персонала в организации невозможно эффективное развитие фирмы, компании или организации. В настоящее время разрабатываются и новые, все более совершенные способы оценки персонала. Но даже такой большой выбор методов все еще не позволяет решить в полной мере такую проблему как обеспечение объективности оценки. Поэтому проведение оценки персонала с участием независимых, специально подготовленных специалистов с профильным психологическим образованием не только повышает ее обоснованность, но и существенно снимает фактор предвзятости оценки. В данной связи проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью внедрения оценочных процедур в практику функционирования организации и отсутствии опыта подобной деятельности.
Целью данного проекта является разработка системы оценки персонала организации. В связи с поставленной целью были выявлены основные задачи:
- изучить теоретические основы оценки персонала в организации
-спроектировать план
Объектом исследования являются качественные характеристики персонала.
Предметом являются процедуры оценки персонала.
В ходе разработки проекта использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и методы формальной логики.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Раздел I. Теоретические основы оценки персонала
Оценка персонала занимает значительное место в системе управления персоналом любого предприятия. Эффективная оценка играет огромную роль в управлении персоналом.
Оценка персонала- процесс определения эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации организационных целей.
Десслер Г. дает следующее определение оценке персонала: установление соответствия деловых и личных качеств работника требованиям должности или рабочего места [4, с. 84].
Оценка персонала - это полезные и рациональные действия управленцев, соответствующие научной организации труда, с целью отбора, обучения и распределения работников по рабочим местам в определенной отрасли производства
Оценка персонала является основой при приеме сотрудника на работу, повышении и внутренних перемещений персонала, материального и морального стимулирования, улучшения структуры аппарата, контроля персонала и применения санкций.
По мнению
Е.А. Борисовой оценка персонала
– это отбор физически
А. Я. Кибанов дает следующее определение: оценка персонала – это экономически эффективные мероприятия социально ответственного бизнеса, помогающие реализовать мотивацию человека к труду, саморазвитию и личным достижениям [8, с. 92].
С одной стороны, оценка – это выбор сотрудников, стремящихся и способных к непрерывному профессиональному саморазвитию, а с другой - мероприятия, определяющие направления развития организации, целью которых является создание условий для самореализации сотрудников
На основании приведенных определений понятия «оценка персонала» можно уточнить значение этого понятия следующим образом.
Оценка персонала - это целенаправленный процесс реализации системы процедур, выявляющих трудовой потенциал работников и объем его реализации, с целями определения их ценности для предприятия и обеспечения обратной связи с ними[3, с. 47].
Для понимания данного определения надо обратить внимание на следующие моменты:
Оценка может быть формальной и неформальной (к примеру, ежедневная оценка руководителем подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании. Оценка может преследовать различные, иногда достаточно узкие, задачи, не обязательно связанные напрямую со стандартами работы (психологическая оценка, корректировка, оценка в целях усиления давления или контроля, сравнение между собой деятельности работников для принятия административных решений и т.п.). Не всегда оценка связана со стандартами работы - иногда, особенно когда речь идет о психологических характеристиках и особенностях личности, она, к сожалению, имеет со стандартами работы мало общего. [5, с. 89].
В любом случае оценка персонала непосредственно влияет на повышение оплаты труда, на продвижение или повышение в должности, на увольнение, обучение и развитие карьеры сотрудников[10, с. 141].
Реализация
формализованных процедур оценки позволяет
организации получить исчерпывающую
информацию о работнике и исполнении
им его трудовых функций. Кроме того,
оценка позволяет получить важнейший
материал для анализа распределения
трудовых функций и использования
рабочего времени, рационализации трудового
процесса, оптимизации численности
персонала, соотнесения фактического
объема работ с результатом труда,
определения стандарта
Комплексная оценка персонала являются неотъемлемой частью хорошо поставленной кадровой службы любой современной организации. Это своего рода критерий и залог ее конкурентоспособности и устойчивости на рынке, показатель качества управления – важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе[13, с. 15]. Правильно построенная система оценки персонала – первый показатель уровня и качества кадровой работы в компании.
Основным
назначением оценки персонала является
регулярное и оперативное обеспечение
субъекта управления объективной информацией
о состоянии и тенденциях изменения
кадрового потенциала предприятия
и обеспечивает руководителей необходимой
информацией в области
Направления оценки персонала могут быть самыми различными и зависят от целей и задач, поставленных перед исследованием. В целом по предприятию следует проводить комплексную оценку. Она позволит как осуществить оценку работников, основываясь на объективных и субъективных показателях, так и оценить деловые характеристики работника, его потенциал, который организация должна использовать с максимальной отдачей [6, c.29].
Обычно оценка персонала проводится по трем направлениям: [8, с. 84]
Все критерии при оценке персонала обычно разделяют на две основных категории - критерии результативности и критерии компетентности [7, с. 543].
При оценке результативности достигнутые показатели работы конкретного человека сравнивают с запланированными показателями для данного периода работы. Результативность работы выражается в конкретных показателях: объем продаж, количество реализованных проектов, суммы прибыли, количество сделок.(см. Приложение 1)
При оценке
компетенции работника
Оценка в том или ином виде проводится на каждом этапе работы с персоналом: подбор кандидата на вакантную должность; в ходе прохождения испытательного срока; в ходе выполнения текущей деятельности; обучение сотрудника; перевод в другое структурное подразделение; формирование кадрового резерва; увольнение. [11, c. 42]
Система оценки персонала в условиях конкретного предприятия будет иметь ряд отличительных особенностей, поскольку она должна отражать и учитывать ряд факторов: цели организации; состояние внешней среды; организационную структуру; традиции и культуру организации; характеристики персонала[10, c. 147].
Внедрение
оценочных процедур возможно после
того, как организация сформулировала
стратегические цели; для каждого
рабочего места созданы должностные
инструкции, описывающие действия,
которые должен совершать сотрудник,
и стандарты их исполнения; в организации
разработаны процедуры контроля
за результатами труда. Так или иначе,
организация должна быть подготовлена
к формализации оценки. Руководители
предприятия должны осознать оценку
работников как необходимый и
очень эффективный метод
С точки зрения построения системы можно выделить четыре объекта оценки (то, что оцениваем) [10, с. 21]:
Становится понятно, что оценка персонала - одна из важнейших функций управления персоналом современного предприятия. Она позволяет связать воедино все элементы системы управления персоналом, такие как планирование потребности в работниках, отбор, адаптация, стимулирование труда, развитие способностей, планирование карьеры сотрудников и т.д. А результаты оценки служат информационной базой для принятия решений в сфере управления персоналом.