Развитие образования в строительной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 09:34, реферат

Описание работы

Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4
1. Исторические особенности формирования и обучения строительных кадров в России…………………………………………………………………… 4
2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………………… 11
3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………... 16
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 21

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………... 3

Подготовка  кадров для строительной отрасли…………………………………. 4

1. Исторические особенности формирования и обучения  строительных кадров в России…………………………………………………………………… 4

2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………………… 11

3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………... 16

Заключение………………………………………………………………………. 20

Список литературы……………………………………………………………… 21

 

 

 

Введение

Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом  деятельности которого определяется уровень  развития экономики, науки и культуры  страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи  профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости  своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование  кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами. 

Инвестиции в строительство всегда были  выгодными, поскольку эта сфера растет быстрыми темпами. Между тем, увеличение объемов строительства не влечет за собой автоматически прилива кадровых ресурсов в этот сектор экономики. Нехватка строителей объясняется не только ростом рынка. К причинам подобного положения дел следует отнести то, что в переходный перестроечный период произошло резкое падение объемов финансирования строительной отрасли. Это повлекло за собой сокращение количества проектировщиков и строителей. В 1990-е гг.  особой популярностью у поступающих в ВУЗы пользовались специализации «юриспруденция», «финансы и кредит», «менеджмент». Строительные профессии были далеко не самыми приоритетными.

 

Подготовка кадров для  строительной отрасли

  1. Исторические особенности формирования и обучения  строительных кадров в России

Период  с 1945 по 1964 гг. был  достаточно сложным в истории  советского государства. В данных временных  рамках находят отражение несколько  ключевых этапов развития страны. Прежде всего, в представленный хронологический  срез входит этап восстановления народного  хозяйства СССР, который охватывал  вторую половину 1940-х гг. и включал  в себя колоссальные затраты на воссоздание  разрушенных в ходе войны экономически важных,  в основном промышленных объектов.  Восстановление народнохозяйственного  комплекса напрямую было связано  с его дальнейшим развитием. Важное место в данном процессе занимала строительная сфера  и, как следствие, подготовка кадров для стройиндустрии. Наряду со строительством предприятий  все чаще стали подниматься вопросы  необходимости улучшения благосостояния граждан через жилищное строительство, возведение культурно-бытовых и  социальных объектов.

Совершенствование народнохозяйственного  комплекса в 1953–1964 гг.  В 1959 г. на       XXI съезде КПСС был принят семилетний план (1959–1965 гг.) развития народного  хозяйства. Именно на этом съезде был  сделан вывод о вступлении страны в стадию «строительства коммунистического  общества». Наибольший успех социально-экономической  политики был достигнут в жилищном строительстве: жилой фонд СССР  за 1955–1964 гг. увеличился на 80 %, что было чрезвычайно важно для поднятия уровня жизни с учётом последствий войны.  Необходимо отметить, что строительные кадры играли значительную роль в реализации намеченных планов в социально-экономической сфере и решения жилищной проблемы. 

С 1950-х гг. государство  проводило политику  привлечения  молодежи в строительную индустрию  путем повышения заработной платы, улучшений условий труда и  увеличения сети высших, средних учебных  заведений в регионе. Однако системы  трудовых резервов, среднего и высшего  образования все же не могли обеспечить подготовку необходимого числа квалифицированных  рабочих, несмотря на некоторое увеличение количества дипломированных специалистов-строителей.

Однако, несмотря на увеличение сети образовательных учреждений, готовивших строительные кадры, существовали и  отрицательные факторы, осложнявшие процесс обучения будущих строителей. Слабость материально-технической базы и кадрового обеспечения учебных заведений, низкий уровень подготовки выпускников средней школы негативно отражались на качестве и уровне подготовки выпускаемых специалистов. Высокие требования, предъявлявшиеся техническим прогрессом к образовательному и квалификационно-техническому уровню работников строительства, обусловили необходимость значительной перестройки форм и методов подготовки кадров. В то же время существовавшая система практического обучения будущих специалистов уже не отвечала возросшим требованиям индустриального строительного производства. Профили профессионально-технических, средних и высших учебных заведений региона, готовивших строительные кадры, отличались  универсализмом,  ввиду перегрузки учебных планов, ограниченностью комплекса технических знаний по определенной специальности. Управления различных министерств независимо друг от друга, без единой линии строили «свою» сеть учебных заведений, не осуществляя должного руководства ими. Предприятия, главки, учреждения, в системе которых находились данные учебные заведения, не уделяли им должной помощи. Все это приводило к организационной неразберихе, распылению и неэффективному распределению сил и средств. В результате качество подготовки специалистов оставалось низким, состав учащихся  случаен, велики были их текучесть и отсев. По этим причинам выпускники строительных специальностей учебных заведений не всегда рационально использовались на предприятиях, подчиненных тому или иному министерству, что приводило к увеличению количество «брака» в сдаваемых строительных объектах.

Крупным недостатком в  строительстве являлись значительные потери рабочего времени строителей. До 80 %  простоев вызывалось несвоевременной  подготовкой фронта работ, задержкой  в доставке строительных материалов на рабочее место, неправильной расстановкой рабочих, неувязками между смежными производственными процессами, недостаточной  обеспеченностью рабочих инструментами  и приспособлениями, перебоями в  работе неисправных машин, т.е. организационными и техническими причинами. Огромные потери, которые несло строительство, объяснялись в основном плохой организацией труда на многих стройках. В результате недостаточно внедрялись поточные методы строительства и производства работ  комплексными бригадами, слабо распространялся  опыт передовиков и новаторов. Однако, несмотря на эти негативные тенденции, в изучаемый период наблюдались  и  крупные успехи в строительной отрасли. С 1945 по 1965 гг. началось возведение крупных градообразующих предприятий, заводов стройматериалов, жилищных комплексов и других объектов, направленных на повышение материального благосостояния дальневосточников. Такое положение стало возможным вследствие количественного роста строительных специалистов.

В период 1965-1985гг. строительная профессия стала пользоваться более  заметной популярностью у абитуриентов. Данное обстоятельство было вызвано  улучшением материального и социального  благосостояния рабочих строительных профессий. Было положено начало сближению  общеобразовательной, профтехнической  и средней специальной школы, что обеспечило более высокую  качественную подготовку строительных кадров по новым механизированным и  автоматизированным специальностям. В  рассматриваемый период произошло  существенное увеличение качественного  состава преподавателей в системе  строительного  профтехобразования. Удельный вес специалистов  с высшим и средним образованием к 1975 г. вырос по сравнению с 1960 г. с 32 % до 65 %. Повышение квалификации осуществлялось за счет роста подготовки кадров  в инженерно-педагогических техникумах, широкого привлечения выпускников педагогических и технических ВУЗов, а также путем заочно-вечернего обучения.

Усиление стимулирования труда строительных рабочих создавало  интерес к профессии и делало ее привлекательной для молодежи.

Воспитательная деятельность в строительных учебных заведениях в виде технического творчества, трудового  и военно-патриотического, эстетического  воспитания, спортивная работа оказывали  определенное позитивное влияние на формирование личности учащейся молодежи.  Положительными явлениями в подготовке строительных кадров стало внедрение  новых методик и форм воспитательной работы, что укрепляло дисциплину и повышало уровень образованности будущих строителей. Был налажен  выпуск сложной продукции в учебных  мастерских в рамках производственного  обучения, внедрялись новые формы  обучения. Но вместе с тем негативными  факторами оставались слабая учебно-материальная база многих учебных заведений, отсутствие заинтересованности базовых предприятий  в связях с учебными заведениями.  Система распределения молодых  специалистов в ВУЗах не всегда способствовала их трудоустройству на места прохождения  практики, но она обеспечивала всех выпускников работой.

Все отрицательные стороны  данного процесса условно можно  разделить на три группы: системные, периодичные и текущие.  К системным, т.е. характерным для страны в  целом, следует отнести финансирование образования по остаточному принципу, что приводило к распылению средств  по многочисленным образовательным  объектам и вело к такому явлению  как «долгострой». Игнорирование  нужд народного хозяйства имело  следствием факты параллелизма и  дублирования в подготовке специалистов по целому ряду специальностей, в том  числе строительных. Существовавшая система оплаты труда строительных рабочих и инженерно-технических  кадров (ИТР) не отвечала принципу материальной заинтересованности. К периодическим  недостаткам следует отнести: нехватку научно-педагогического потенциала в учебных заведениях, что снижало  уровень подготовленности строительных кадров; отсутствие необходимого количества архитекторов и проектировщиков, вызванного слабым развитием данных специальностей, что влияло на качество проектных  работ; противоречия между потребностями  производства и реальной возможностью подготовки строительных кадров в учебных  заведениях страны. Текущие недостатки включали в себя нехватку площадей в учебных заведения; слабую техническую оснащенность кабинетов, лабораторий и производственных мастерских; «параллельные» часы, т.е. совпадение занятий второй смены с началом занятий на вечерних факультетах.

Нарастание негативных тенденций  в учебном и воспитательном процессе в учебных заведениях, готовивших кадры строительства в         1965–1985 гг., было обусловлено экстенсивным подходом к подготовке специалистов. Результатом этих явлений стало  снижение роли фундаментальных наук и практической подготовки будущих  строительных кадров. Одно из основных направлений воспитательной работы – идейно-политическое – находилось в кризисе. Атмосфера т.н. «политического застоя» (с начала 1970-х по 1985 гг.),  сводила к минимуму попытки внедрения  коммунистической идеологии во все  сферы обучения.  Стремление руководства  СССР к насаждению единомыслия, манипулированию  общественным сознанием  в условиях нараставшего товарного дефицита, все  большего отставания уровня жизни населения  СССР от стран Западной Европы и  США,  давало сбои по причинам существования  разрыва между провозглашаемыми принципами и существовавшей реальностью.

В условиях осложнения демографической  ситуации в конце        1970-х гг. и нарастания напряженности  баланса трудовых ресурсов появилась  объективная необходимость проведения трудосберегающей политики. Несмотря на предпринимавшиеся меры, негативные тенденции в использовании специалистов, сложившиеся в 1960–1970-х гг., сохранялись. В начале 1980-х гг. довольно распространенным явлением стало использование инженеров строителей не по специальности, полученной в учебном заведении. Значительная их часть была вынуждена заниматься выполнением функций, не требовавших столь высокого уровня образования. Особенно много специалистов, не обладавших необходимой подготовкой, было занято в строительстве.

В целом расширение сети учебных заведений и решение  проблем их материально-технической  базы привело к улучшению обеспечения  строительной отрасли кадрами. Следствием чего стало быстрое развитие жилищного, гражданского, культурно-бытового строительства, которое создало и обеспечило нормальное функционирование системы  регионального строительства.

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986–1990 гг., принятых на XXVII съезде КПСС, была поставлена задача: «Поднять на качественно новый  уровень капитальное строительство. Добиться коренного улучшения строительного  производства, значительно повысить качество и снизить стоимость  работ, активнее внедрять прогрессивные  методы, совершенствовать организацию  строительства, повышать эффективность  проектных решений. В ближайшие  десятилетия сократить сроки  сооружения и реконструкции объектов в 1,5–2 раза». 

     В  1986 г. была  принята целевая программа повышения  производительных сил в 1986–2000 гг. – «Дальний Восток и Забайкалье»,  составной частью которой являлось развитие строительного комплекса. Однако тяжелые условия труда, низкая механизация и автоматизация производственных процессов, отсутствие развитой сбалансированной социально-производственной инфраструктуры, ведомственная разобщенность, реконструкции промпредприятий областей и краев ставило работу стройиндустрии в крайне сложное положение в годы «перестройки». В отрасли отсутствовала единая организационная схема соподчинения с четко обоснованной  ближайшей программой развития, мощной научной и экспериментальной базой. Расчет на широкое использование конструкций из металлов, полимеров, керамики, нашедших применение в западных районах страны, из-за слабой производственной базы не был оправдан. Необходимо было искать альтернативу на основе местных материалов.

Ускоренное решение острых социально-экономических проблем  являлось важным вопросом происходившей  в стране «перестройки». Обеспечение  трудящихся жильем стало одной из главных задач в числе социальных проблем двенадцатой пятилетки.  В апреле 1986 г. ЦК КПСС принял постановление «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране», где было отмечено, что в стране положено начало целенаправленной работе по развитию жилищного строительства, направленного на обеспечение к 2000 г. практически каждой семьи отдельным жильем. Однако к 1985 г. в стране введено было всего              552,2 млн. кв. м. общей площади жилых домов. Таким образом, необходимость качественного  преобразования вводимого жилья сопровождалась, с одной стороны, ростом его стоимости и с другой – уменьшением вероятности удовлетворения потребностей каждой советской семьи в благоустроенной квартире к 2000 г.

Информация о работе Развитие образования в строительной сфере