Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 09:34, реферат
Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.
Введение…………………………………………………………………………... 3
Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4
1. Исторические особенности формирования и обучения строительных кадров в России…………………………………………………………………… 4
2. Проблемы подготовки кадров в системе профессионального образования РФ………………………………………………………………………………… 11
3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………... 16
Заключение………………………………………………………………………. 20
Список литературы……………………………………………………………… 21
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Подготовка кадров для строительной отрасли…………………………………. 4
1. Исторические
особенности формирования и обучения
строительных кадров в России………………………………………………………………
2. Проблемы подготовки
кадров в системе профессионального образования
РФ…………………………………………………………………………
3. Специфика подготовки кадров для строительной отрасли………………... 16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Система образования является одним из важнейших социальных институтов, качественным состоянием и результатом деятельности которого определяется уровень развития экономики, науки и культуры страны в целом. В период с 1945–1991 гг. основные задачи профессионально-технических, средних и высших учебных заведений, ориентированных на реализацию строительных нужд сводились к необходимости своевременного удовлетворения потребностей в специалистах. Подготовка и использование кадров специалистов являлись взаимосвязанными процессами.
Инвестиции в строительство всегда были выгодными, поскольку эта сфера растет быстрыми темпами. Между тем, увеличение объемов строительства не влечет за собой автоматически прилива кадровых ресурсов в этот сектор экономики. Нехватка строителей объясняется не только ростом рынка. К причинам подобного положения дел следует отнести то, что в переходный перестроечный период произошло резкое падение объемов финансирования строительной отрасли. Это повлекло за собой сокращение количества проектировщиков и строителей. В 1990-е гг. особой популярностью у поступающих в ВУЗы пользовались специализации «юриспруденция», «финансы и кредит», «менеджмент». Строительные профессии были далеко не самыми приоритетными.
Период с 1945 по 1964 гг. был
достаточно сложным в истории
советского государства. В данных временных
рамках находят отражение несколько
ключевых этапов развития страны. Прежде
всего, в представленный хронологический
срез входит этап восстановления народного
хозяйства СССР, который охватывал
вторую половину 1940-х гг. и включал
в себя колоссальные затраты на воссоздание
разрушенных в ходе войны экономически
важных, в основном промышленных
объектов. Восстановление народнохозяйственного
комплекса напрямую было связано
с его дальнейшим развитием. Важное
место в данном процессе занимала
строительная сфера и, как следствие,
подготовка кадров для стройиндустрии.
Наряду со строительством предприятий
все чаще стали подниматься вопросы
необходимости улучшения
Совершенствование народнохозяйственного комплекса в 1953–1964 гг. В 1959 г. на XXI съезде КПСС был принят семилетний план (1959–1965 гг.) развития народного хозяйства. Именно на этом съезде был сделан вывод о вступлении страны в стадию «строительства коммунистического общества». Наибольший успех социально-экономической политики был достигнут в жилищном строительстве: жилой фонд СССР за 1955–1964 гг. увеличился на 80 %, что было чрезвычайно важно для поднятия уровня жизни с учётом последствий войны. Необходимо отметить, что строительные кадры играли значительную роль в реализации намеченных планов в социально-экономической сфере и решения жилищной проблемы.
С 1950-х гг. государство
проводило политику привлечения
молодежи в строительную индустрию
путем повышения заработной платы,
улучшений условий труда и
увеличения сети высших, средних учебных
заведений в регионе. Однако системы
трудовых резервов, среднего и высшего
образования все же не могли обеспечить
подготовку необходимого числа квалифицированных
рабочих, несмотря на некоторое увеличение
количества дипломированных специалистов-
Однако, несмотря на увеличение сети образовательных учреждений, готовивших строительные кадры, существовали и отрицательные факторы, осложнявшие процесс обучения будущих строителей. Слабость материально-технической базы и кадрового обеспечения учебных заведений, низкий уровень подготовки выпускников средней школы негативно отражались на качестве и уровне подготовки выпускаемых специалистов. Высокие требования, предъявлявшиеся техническим прогрессом к образовательному и квалификационно-техническому уровню работников строительства, обусловили необходимость значительной перестройки форм и методов подготовки кадров. В то же время существовавшая система практического обучения будущих специалистов уже не отвечала возросшим требованиям индустриального строительного производства. Профили профессионально-технических, средних и высших учебных заведений региона, готовивших строительные кадры, отличались универсализмом, ввиду перегрузки учебных планов, ограниченностью комплекса технических знаний по определенной специальности. Управления различных министерств независимо друг от друга, без единой линии строили «свою» сеть учебных заведений, не осуществляя должного руководства ими. Предприятия, главки, учреждения, в системе которых находились данные учебные заведения, не уделяли им должной помощи. Все это приводило к организационной неразберихе, распылению и неэффективному распределению сил и средств. В результате качество подготовки специалистов оставалось низким, состав учащихся случаен, велики были их текучесть и отсев. По этим причинам выпускники строительных специальностей учебных заведений не всегда рационально использовались на предприятиях, подчиненных тому или иному министерству, что приводило к увеличению количество «брака» в сдаваемых строительных объектах.
Крупным недостатком в
строительстве являлись значительные
потери рабочего времени строителей.
До 80 % простоев вызывалось несвоевременной
подготовкой фронта работ, задержкой
в доставке строительных материалов
на рабочее место, неправильной расстановкой
рабочих, неувязками между смежными
производственными процессами, недостаточной
обеспеченностью рабочих
В период 1965-1985гг. строительная профессия стала пользоваться более заметной популярностью у абитуриентов. Данное обстоятельство было вызвано улучшением материального и социального благосостояния рабочих строительных профессий. Было положено начало сближению общеобразовательной, профтехнической и средней специальной школы, что обеспечило более высокую качественную подготовку строительных кадров по новым механизированным и автоматизированным специальностям. В рассматриваемый период произошло существенное увеличение качественного состава преподавателей в системе строительного профтехобразования. Удельный вес специалистов с высшим и средним образованием к 1975 г. вырос по сравнению с 1960 г. с 32 % до 65 %. Повышение квалификации осуществлялось за счет роста подготовки кадров в инженерно-педагогических техникумах, широкого привлечения выпускников педагогических и технических ВУЗов, а также путем заочно-вечернего обучения.
Усиление стимулирования труда строительных рабочих создавало интерес к профессии и делало ее привлекательной для молодежи.
Воспитательная деятельность в строительных учебных заведениях в виде технического творчества, трудового и военно-патриотического, эстетического воспитания, спортивная работа оказывали определенное позитивное влияние на формирование личности учащейся молодежи. Положительными явлениями в подготовке строительных кадров стало внедрение новых методик и форм воспитательной работы, что укрепляло дисциплину и повышало уровень образованности будущих строителей. Был налажен выпуск сложной продукции в учебных мастерских в рамках производственного обучения, внедрялись новые формы обучения. Но вместе с тем негативными факторами оставались слабая учебно-материальная база многих учебных заведений, отсутствие заинтересованности базовых предприятий в связях с учебными заведениями. Система распределения молодых специалистов в ВУЗах не всегда способствовала их трудоустройству на места прохождения практики, но она обеспечивала всех выпускников работой.
Все отрицательные стороны
данного процесса условно можно
разделить на три группы: системные,
периодичные и текущие. К системным,
т.е. характерным для страны в
целом, следует отнести финансирование
образования по остаточному принципу,
что приводило к распылению средств
по многочисленным образовательным
объектам и вело к такому явлению
как «долгострой». Игнорирование
нужд народного хозяйства имело
следствием факты параллелизма и
дублирования в подготовке специалистов
по целому ряду специальностей, в том
числе строительных. Существовавшая
система оплаты труда строительных
рабочих и инженерно-
Нарастание негативных тенденций в учебном и воспитательном процессе в учебных заведениях, готовивших кадры строительства в 1965–1985 гг., было обусловлено экстенсивным подходом к подготовке специалистов. Результатом этих явлений стало снижение роли фундаментальных наук и практической подготовки будущих строительных кадров. Одно из основных направлений воспитательной работы – идейно-политическое – находилось в кризисе. Атмосфера т.н. «политического застоя» (с начала 1970-х по 1985 гг.), сводила к минимуму попытки внедрения коммунистической идеологии во все сферы обучения. Стремление руководства СССР к насаждению единомыслия, манипулированию общественным сознанием в условиях нараставшего товарного дефицита, все большего отставания уровня жизни населения СССР от стран Западной Европы и США, давало сбои по причинам существования разрыва между провозглашаемыми принципами и существовавшей реальностью.
В условиях осложнения демографической ситуации в конце 1970-х гг. и нарастания напряженности баланса трудовых ресурсов появилась объективная необходимость проведения трудосберегающей политики. Несмотря на предпринимавшиеся меры, негативные тенденции в использовании специалистов, сложившиеся в 1960–1970-х гг., сохранялись. В начале 1980-х гг. довольно распространенным явлением стало использование инженеров строителей не по специальности, полученной в учебном заведении. Значительная их часть была вынуждена заниматься выполнением функций, не требовавших столь высокого уровня образования. Особенно много специалистов, не обладавших необходимой подготовкой, было занято в строительстве.
В целом расширение сети
учебных заведений и решение
проблем их материально-технической
базы привело к улучшению
В Основных направлениях экономического
и социального развития СССР на 1986–1990
гг., принятых на XXVII съезде КПСС, была поставлена
задача: «Поднять на качественно новый
уровень капитальное
В 1986 г. была
принята целевая программа
Ускоренное решение острых
социально-экономических
Информация о работе Развитие образования в строительной сфере